Что такое сравнение как логическая операция?

 

Текстом сравнительного характера учебно-научного подстиля мы называем такой тип текста, в основе которого лежит мыслительная операция сравнения, в котором реализуется коммуникативно-информативная целеустановка, связанная с выявлением общих или (и) отличительных признаков сравниваемых объектов; эта коммуникативная задача предопределяет его особую структурную организацию (в частности, своеобразное построение по схеме параллельного и последовательного сравнения).

Основными чертами этих текстов являются точность выражения мысли, подчеркнутая логичность, доказательность (аргументированность).

Сравнением не случайно пронизан весь процесс обучения: ведь стремясь глубоко познать изучаемый предмет, дети вольно или невольно сравнивают его с другими предметами, определяют, что объединяет и отличает их. Поэтому понятно, что логическая операция сравнения представляет собой ту мыслительную деятельность, которая непрерывно осуществляется школьниками и учителями в процессе учения. Они сравнивают лингвистические понятия, математические величины, литературных героев, климатические зоны, общественно-экономические формации и т. д. Сравнение может осуществляться на уровне словосочетания («Чистый, как утренний снег»), на уровне предложения («А он, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить завязанный на руке подарок, понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае») и текста. В этом случае мы говорим о развернутом сравнении.

 

 

Каковы основные правила сравнения?

 

Прежде всего необходимо определить, для чего должно быть проведено сравнение (перед говорящим может стоять задача выявления сходства или различия между сравниваемыми объектами—в этом случае он осуществляет частичное сравнение) или указание как общих, так и отличительных признаков этих объектов (в этом случае речь идет о полном сравнении).

Далее следует выбрать объекты для сравнения (для того чтобы правильно произвести этот выбор, необходимо учитывать, что сравнивать мы можем только сопоставимые явления, понятия, предметы, которые связаны друг с другом объективной действительностью; в противном случае сравнение теряет всякий смысл).

Возможные объекты для сравнения: буквы и звуки, части речи, члены предложения, виды предложений по одному основанию и т. д.

Затем надо вычленить основание (основания) для сравнения, т. е. общие (принадлежащие обоим сравниваемым объектам), сопоставимые (связанные по одной линии сравнения) и существенные, важные свойства сравниваемых объектов, отбросив второстепенные. Допустим, части речи можно сравнить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении; члены предложения — по значению, вопросам, на которые они отвечают, способам выражения.

Теперь необходимо определить конкретные черты сходства и (или) различия между объектами. Предположим, мы сравниваем подлежащее и дополнение. Сходство между ними состоит в том, что оба члена предложения обозначают предмет и могут выражаться существительным или местоимением, а различие заключается в следующем: подлежащее — главный член предложения, а дополнение — второстепенный; подлежащее выражается существительным или местоимением в именительном падеже, а дополнение — в косвенном падеже.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: