Раздел I. Педагогическое общение

Глава 1. Специфика педагогического общения.................................................................. 6

Что такое педагогическое общение и каковы его функции?.................................................. 6

Каковы условия успешной реализации информационно-коммуникативной функции общения?............................................................................................................................... 7

Каковы особенности реализации регуляционно-коммуникативной функции общения?...  9

Каково значение воспитательно-коммуникативной функции общения?............................  10

Глава 2. Виды общения: профессиональная обусловленность характеристики  ......  12

Каковы основные виды общения?........................................................................................  12

Что такое невербальное общение?........................................................................................  12

Какова роль выбора пространственного расположения коммуникантов для достижения эффективности общения?.....................................................................................................  13

Что включает в себя понятие «интонация»?.......................................................................  14

С какой целью в устной речи используется логическое ударение и паузирование?.......... 15

Какова типология жестов, используемых в общении?......................................................   16

Что означает термин «мимика»?.........................................................................................  19

Какова специфика видов общения, выделяемых по разным основаниям?......................... 20

Глава 3. Профессионально-личностное взаимодействие учителя и ученика............. 22

Каковы профессионально-значимые качества учителя?....................................................   22

Что включает в себя понятие «коммуникативная компетентность» учителя?..................   23

Что понимают под стилями и приоритетами педагогического общения?.........................  23

Каковы приемы создания атмосферы доверительного общения на уроке?......................   25

Глава 4. Урок и учебно-речевая ситуация общения....................................................... 27

Каковы основные компоненты структуры речевой ситуации?...........................................  27

Что такое социальные роли коммуникантов и чем они характеризуются?.......................   28

Что такое коммуникативная стратегия педагогического общения?..................................... 28

Каково содержание понятия «учебно-речевая ситуация»?.................................................  29

 

РАЗДЕЛ II. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Глава 1. Что и зачем нужно знать учителю о речевой деятельности.........................  31

Что такое речевая деятельность?.........................................................................................  31

В каких формах и видах реализуется речевая деятельность?...........................................   33

Какие этапы речевой деятельности выделяются?..............................................................   34

Каковы механизмы речевой деятельности?........................................................................    36

Что такое текст? Какова роль текста как единицы общения?............................................  38

Что включает понятие «речевые жанры»?.........................................................................  40

Какие категории текста отражают его нацеленность на общение?...................................  42

Каков смысл понятий «стиль языка» и «стиль речи»? Как эти явления взаимосвязаны?.. 44

Как формируются в речи функциональные стили? Какие функциональные стили существуют?........................................................................................................................... 45

В чем особенности разговорного стиля речи? Где он используется?................................ 46

Каковы особенности научного стиля? Какова сфера его испльзования?........................... 47

Каковы особенности и сфера употребления публицистического стиля?............................. 49

Каковы особенности и сфера употребления официально-делового стиля?.......................  51

В чем особенности художественного стиля (стиля художественной литературы)?.......... 52

Глава 2. Педагогическое говорение...................................................................................  53

Какие из признаков профессионального педагогичекого говорения представляются особенно значимыми?..........................................................................................................  53

Чем отличается озвученная речь от говоримой (устной)?................................................   53

Что порождает особые трудности при говорении?...........................................................  53

Какие функции выполняют паузы в педагогической речи учителя?................................  54

Как соотносятся речевые автоматизмы (клише, типовые конструкции) и свобода выбора слов, свободное построение языковых конструкций?........................................................  54

Каковы примеры противоположных явлений: с одной стороны, лаконизма, экономного говорения, с другой стороны, избыточности речи?.............................................................   55

Чем объясняется высокий уровень оценочности, экспрессивности, выразительности

педагогической речи?.............................................................................................................  55

Какие несловесные (невербальные) средства общения часто используются учителем?... 56

Какие приемы подготовки устной речи может использовать учитель?............................    56

Глава 3. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности.................................. 58

Что такое письмо?...................................................................................................................  58

Каковы основные этапы осуществления письма?................................................................   58

Каковы основные механизмы письма?................................................................................   59

Чем различаются письмо и говорение?................................................................................   60

Каковы особенности письменной формы речи?..................................................................    61

Глава 4. Слушание как вид речевой деятельности.......................................................   63

Что значит уметь слушать?.....................................................................................................  63

Каковы основные особенности слушания как вида речевой деятельности?.....................   63

Каковы основные этапы слушания?....................................................................................   65

Какие психофизиологические механизмы обеспечивают результативность слушания?..  65

Какие умения необходимы для развития механизмов слушания?....................................   66

Каковы основные функции слушания?..............................................................................    67

В чем особенности профессионального педагогического слушания?..............................   68

Каковы профессиональные трудности педагогического слушания?.................................  69

Каковы основные виды профессионального педагогического слушания?.........................  70

Что такое глобальное слушание?  ......................................................................................... 70

Каковы особенности детального слушания?....................................................................... 71

Что включает в себя понятие «критическое слушание»?.....................................................72

Какие существуют способы и приемы профессионального педагогического слушания?

...................................................................................................................................................    73

Что такое эмпатическое слушание?........................................................................................  75

Каковы условия эффективного педагогического слушания?............................................... 75

Какие правила хорошего слушания существуют?................................................................ 76

Глава 5. Чтение в профессиональной деятельности учителя......................................... 78

Что представляет собой чтение как вид речевой деятельности?  ......................................... 78

Какие виды чтения существуют?...........................................................................................  79

Какие приемы работы с читаемым текстом целесообразно использовать?......................  79

Что такое вторичный текст?.................................................................................................  82

Какие виды вторичных текстов существуют?....................................................................  82

Когда, зачем и как читает учитель?....................................................................................  83

Что значит быть читателем?..............................................................................................   84

Какова специфика чтения и понимания художественного произведения?.......................   85

Какого читателя можно назвать хорошим читателем?......................................................  86

Что такое филологическая герменевтика?.........................................................................   87

Что такое микроконтекст?...................................................................................................    88

Что происходит в процессе чтения и как приходит понимание?.......................................  88

Что обозначает рефлексия процесса чтения?......................................................................  89

Что является показателем понимания текста?......................................................................  90

Что такое интерпретация?.......................................................................................................  91

Как относиться к интерпретации художественного произведения другими искусствами?   .................................................................................................................................................... 92

В чем особенности интерпретации художественного текста читателем?............................ 92


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: