Глава 1. Специфика педагогического общения.................................................................. 6
Что такое педагогическое общение и каковы его функции?.................................................. 6
Каковы условия успешной реализации информационно-коммуникативной функции общения?............................................................................................................................... 7
Каковы особенности реализации регуляционно-коммуникативной функции общения?... 9
Каково значение воспитательно-коммуникативной функции общения?............................ 10
Глава 2. Виды общения: профессиональная обусловленность характеристики ...... 12
Каковы основные виды общения?........................................................................................ 12
Что такое невербальное общение?........................................................................................ 12
Какова роль выбора пространственного расположения коммуникантов для достижения эффективности общения?..................................................................................................... 13
Что включает в себя понятие «интонация»?....................................................................... 14
С какой целью в устной речи используется логическое ударение и паузирование?.......... 15
|
|
Какова типология жестов, используемых в общении?...................................................... 16
Что означает термин «мимика»?......................................................................................... 19
Какова специфика видов общения, выделяемых по разным основаниям?......................... 20
Глава 3. Профессионально-личностное взаимодействие учителя и ученика............. 22
Каковы профессионально-значимые качества учителя?.................................................... 22
Что включает в себя понятие «коммуникативная компетентность» учителя?.................. 23
Что понимают под стилями и приоритетами педагогического общения?......................... 23
Каковы приемы создания атмосферы доверительного общения на уроке?...................... 25
Глава 4. Урок и учебно-речевая ситуация общения....................................................... 27
Каковы основные компоненты структуры речевой ситуации?........................................... 27
Что такое социальные роли коммуникантов и чем они характеризуются?....................... 28
Что такое коммуникативная стратегия педагогического общения?..................................... 28
Каково содержание понятия «учебно-речевая ситуация»?................................................. 29
РАЗДЕЛ II. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Глава 1. Что и зачем нужно знать учителю о речевой деятельности......................... 31
Что такое речевая деятельность?......................................................................................... 31
В каких формах и видах реализуется речевая деятельность?........................................... 33
Какие этапы речевой деятельности выделяются?.............................................................. 34
Каковы механизмы речевой деятельности?........................................................................ 36
|
|
Что такое текст? Какова роль текста как единицы общения?............................................ 38
Что включает понятие «речевые жанры»?......................................................................... 40
Какие категории текста отражают его нацеленность на общение?................................... 42
Каков смысл понятий «стиль языка» и «стиль речи»? Как эти явления взаимосвязаны?.. 44
Как формируются в речи функциональные стили? Какие функциональные стили существуют?........................................................................................................................... 45
В чем особенности разговорного стиля речи? Где он используется?................................ 46
Каковы особенности научного стиля? Какова сфера его испльзования?........................... 47
Каковы особенности и сфера употребления публицистического стиля?............................. 49
Каковы особенности и сфера употребления официально-делового стиля?....................... 51
В чем особенности художественного стиля (стиля художественной литературы)?.......... 52
Глава 2. Педагогическое говорение................................................................................... 53
Какие из признаков профессионального педагогичекого говорения представляются особенно значимыми?.......................................................................................................... 53
Чем отличается озвученная речь от говоримой (устной)?................................................ 53
Что порождает особые трудности при говорении?........................................................... 53
Какие функции выполняют паузы в педагогической речи учителя?................................ 54
Как соотносятся речевые автоматизмы (клише, типовые конструкции) и свобода выбора слов, свободное построение языковых конструкций?........................................................ 54
Каковы примеры противоположных явлений: с одной стороны, лаконизма, экономного говорения, с другой стороны, избыточности речи?............................................................. 55
Чем объясняется высокий уровень оценочности, экспрессивности, выразительности
педагогической речи?............................................................................................................. 55
Какие несловесные (невербальные) средства общения часто используются учителем?... 56
Какие приемы подготовки устной речи может использовать учитель?............................ 56
Глава 3. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности.................................. 58
Что такое письмо?................................................................................................................... 58
Каковы основные этапы осуществления письма?................................................................ 58
Каковы основные механизмы письма?................................................................................ 59
Чем различаются письмо и говорение?................................................................................ 60
Каковы особенности письменной формы речи?.................................................................. 61
Глава 4. Слушание как вид речевой деятельности....................................................... 63
Что значит уметь слушать?..................................................................................................... 63
Каковы основные особенности слушания как вида речевой деятельности?..................... 63
Каковы основные этапы слушания?.................................................................................... 65
Какие психофизиологические механизмы обеспечивают результативность слушания?.. 65
Какие умения необходимы для развития механизмов слушания?.................................... 66
Каковы основные функции слушания?.............................................................................. 67
В чем особенности профессионального педагогического слушания?.............................. 68
Каковы профессиональные трудности педагогического слушания?................................. 69
Каковы основные виды профессионального педагогического слушания?......................... 70
Что такое глобальное слушание? ......................................................................................... 70
Каковы особенности детального слушания?....................................................................... 71
|
|
Что включает в себя понятие «критическое слушание»?.....................................................72
Какие существуют способы и приемы профессионального педагогического слушания?
................................................................................................................................................... 73
Что такое эмпатическое слушание?........................................................................................ 75
Каковы условия эффективного педагогического слушания?............................................... 75
Какие правила хорошего слушания существуют?................................................................ 76
Глава 5. Чтение в профессиональной деятельности учителя......................................... 78
Что представляет собой чтение как вид речевой деятельности? ......................................... 78
Какие виды чтения существуют?........................................................................................... 79
Какие приемы работы с читаемым текстом целесообразно использовать?...................... 79
Что такое вторичный текст?................................................................................................. 82
Какие виды вторичных текстов существуют?.................................................................... 82
Когда, зачем и как читает учитель?.................................................................................... 83
Что значит быть читателем?.............................................................................................. 84
Какова специфика чтения и понимания художественного произведения?....................... 85
Какого читателя можно назвать хорошим читателем?...................................................... 86
Что такое филологическая герменевтика?......................................................................... 87
Что такое микроконтекст?................................................................................................... 88
Что происходит в процессе чтения и как приходит понимание?....................................... 88
Что обозначает рефлексия процесса чтения?...................................................................... 89
Что является показателем понимания текста?...................................................................... 90
Что такое интерпретация?....................................................................................................... 91
Как относиться к интерпретации художественного произведения другими искусствами? .................................................................................................................................................... 92
|
|
В чем особенности интерпретации художественного текста читателем?............................ 92