Раздел III. Культура речевой деятельности учителя

Глава 1. Культура речи учителя........................................................................................ 95

В чем проявляется культура речи?........................................................................................   95

Какова роль системы образования как компонента культуры?......................................... 96

Каково современное представление о культуре речи?......................................................   96

Что такое этические нормы?.................................................................................................. 98

Как этические нормы различаются по степени обязательности их соблюдения?............. 99

Что представляют собой коммуникативные нормы?..........................................................  101

К каким последствиям могут привести коммуникативные ошибки?................................  102

Какие коммуникативные нормы относятся к обязательным?............................................. 102

Какие принципы лежат в основе рекомендуемых коммуникативных норм?.................... 103

Что представляют собой речевые и языковые нормы?.......................................................104

Что определяет уместность речи?...................................................................................... 105

Что определяет доступность речи?...................................................................................... 106

Что определяет богатство речи?..........................................................................................107

Что определяет точность речи?........................................................................................... 108

Что определяет логичность речи?...................................................................................... 109

Что определяет выразительность речи?............................................................................... 111

Что определяет правильность речи?......................................................................................112

Как различаются языковые нормы по степени обязательности их соблюдения?............ 113

Глава 2. Речевой поступок в педагогическом общении................................................ 115

В чем отличие речевого поступка от речевого действия и что считается речевым поступком?............................................................................................................................... 115

Что такое педагогический речевой поступок?...................................................................... 116

В каких речевых жанрах может быть реализован речевой поступок?...............................117

Каковы основные виды речевых поступков?...................................................................... 118

Как учитель влияет на речевые поступки учащихся?........................................................ 120

Глава 3. Коммуникативно-речевая активность учителя............................................ 122

В чем сущность понятия «коммуникативно-речевая активность»?..................................  122

Каковы основные виды коммуникативно-речевой активности?....................................... 122

Какие факторы влияют на проявление коммуникативно-речевой активности?............... 123

Глава 4. Роль интонации в педагогическом общении..................................................125

Каковы функции интонации в языке и речи?.....................................................................  125

Из каких элементов состоит интонация?.............................................................................  126

Что представляют собой единицы интонации?................................................................... 128

На какие группы делятся интонемы?................................................................................  128

Чем характеризуются интонационные стили речи учителя?............................................  131

Что включает в себя понятие «индивидуальный стиль» речи учителя?.......................... 133

Как проявляет себя индивидуальный стиль речи в различных педагогических жанрах?

................................................................................................................................................... 134

Глава 5. Учитель как коммуникативный лидер............................................................ 136

Что делает учителя коммуникативным лидером?.............................................................. 136

Какие речевые приемы использует учитель для достижения различных коммуникативных намерений?............................................................................................................................  139

Какие приемы направлены на установление контакта с аудиторией и поддержание внимания класса?.................................................................................................................... 139

Какие речевые приемы направлены на то, чтобы яснее донести информацию?.............. 140

Какие приемы направлены на то, чтобы ученикам легче было следить за развитием мысли учителя?...................................................................................................................................142

 

РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Глава 1. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр..............................144

В чем заключается специфика монолога учителя?............................................................144

Какие разновидности объяснения с точки зрения изучаемого материала существуют?..144

Какова коммуникативная цель речи учителя?.....................................................................145

В какой зависимости находится жанровая форма речи от ее автора?.............................. 146

Какие параметры речи задает учителю адресат — коллективная ученическая аудитория?  .................................................................................................................................................148

В чем заключается специфика объяснительного монолога в диктумном плане?........... 149

Каким образом в объяснительной речи учителя проявляется реактивность жанра?........150

Для чего учителю необходимо умение предвосхищать возможные реакции учеников на свою речь?............................................................................................................................... 151

Какие лингвистические средства объяснительной речи выбираются автором под давлением передаваемой информации в соответствии с намерением?............................. 152

Глава 2. Сравнение в объяснительной речи учителя   .................................................  154

Что такое сравнение как логическая операция?...................................................................154

Каковы основные правила сравнения?...............................................................................  154

Что представляет собой объяснительная речь сравнительного характера как текст?......155

Какова функционально-стилистическая принадлежность объяснительных высказываний сравнительного характера?................................................................................................  157

Что представляют собой языковые средства, выражающие сравнительно-сопоставительные отношения в тексте?........................................................................... 158

Глава 3. Приемы популяризации объяснительной речи учителя............................ 160

Что такое приемы популяризации?...................................................................................... 160

Каковы синтаксические средства популяризации объяснительной речи?.....................  160

Какие средства словесной образности являются приемами популяризации объяснительной речи?........................................................................................................................................162

Какова роль аналогии как средства популяризации?....................................................... 163

Глава 4. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя............ 164

Каковы основные признаки и типология жанра педагогической рецензии?.................... 164

 

 

 


[1] Максима — лат. maxima — важнейший принцип, важнейшее правило. Логичесчкий или этический принцип, выраженный в краткой формуле // Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Русский язык, 2001.

[2] Слова «здесь» и «тут» не могут рассматриваться в качестве языковых средств связи, так как лишены точности и корректности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: