double arrow

РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Глава 1. Культура речи учителя ........................................................................................ 95

В чем проявляется культура речи? ........................................................................................   95

Какова роль системы образования как компонента культуры? ......................................... 96

Каково современное представление о культуре речи? ......................................................   96

Что такое этические нормы? .................................................................................................. 98

Как этические нормы различаются по степени обязательности их соблюдения? ............. 99

Что представляют собой коммуникативные нормы? ..........................................................  101

К каким последствиям могут привести коммуникативные ошибки? ................................  102

Какие коммуникативные нормы относятся к обязательным? ............................................. 102

Какие принципы лежат в основе рекомендуемых коммуникативных норм? .................... 103

Что представляют собой речевые и языковые нормы? .......................................................104

Что определяет уместность речи? ...................................................................................... 105

Что определяет доступность речи? ...................................................................................... 106

Что определяет богатство речи? ..........................................................................................107




Что определяет точность речи? ........................................................................................... 108

Что определяет логичность речи? ...................................................................................... 109

Что определяет выразительность речи? ............................................................................... 111

Что определяет правильность речи? ......................................................................................112

Как различаются языковые нормы по степени обязательности их соблюдения? ............ 113

Глава 2. Речевой поступок в педагогическом общении ................................................ 115

В чем отличие речевого поступка от речевого действия и что считается речевым поступком? ............................................................................................................................... 115

Что такое педагогический речевой поступок? ...................................................................... 116

В каких речевых жанрах может быть реализован речевой поступок? ...............................117

Каковы основные виды речевых поступков? ...................................................................... 118

Как учитель влияет на речевые поступки учащихся? ........................................................ 120

Глава 3. Коммуникативно-речевая активность учителя ............................................ 122

В чем сущность понятия «коммуникативно-речевая активность»? ..................................  122

Каковы основные виды коммуникативно-речевой активности? ....................................... 122

Какие факторы влияют на проявление коммуникативно-речевой активности? ............... 123

Глава 4. Роль интонации в педагогическом общении ..................................................125

Каковы функции интонации в языке и речи? .....................................................................  125



Из каких элементов состоит интонация? .............................................................................  126

Что представляют собой единицы интонации? ................................................................... 128

На какие группы делятся интонемы? ................................................................................  128

Чем характеризуются интонационные стили речи учителя? ............................................  131

Что включает в себя понятие «индивидуальный стиль» речи учителя? .......................... 133

Как проявляет себя индивидуальный стиль речи в различных педагогических жанрах?

................................................................................................................................................... 134

Глава 5. Учитель как коммуникативный лидер ............................................................ 136

Что делает учителя коммуникативным лидером? .............................................................. 136

Какие речевые приемы использует учитель для достижения различных коммуникативных намерений? ............................................................................................................................  139

Какие приемы направлены на установление контакта с аудиторией и поддержание внимания класса? .................................................................................................................... 139

Какие речевые приемы направлены на то, чтобы яснее донести информацию? .............. 140

Какие приемы направлены на то, чтобы ученикам легче было следить за развитием мысли учителя? ....................................................................... ............................................................142

 

РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ



Глава 1. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр ..............................144

В чем заключается специфика монолога учителя? ............................................................144

Какие разновидности объяснения с точки зрения изучаемого материала существуют? ..144

Какова коммуникативная цель речи учителя? .....................................................................145

В какой зависимости находится жанровая форма речи от ее автора? .............................. 146

Какие параметры речи задает учителю адресат — коллективная ученическая аудитория?  .................................................................................................................................................148

В чем заключается специфика объяснительного монолога в диктумном плане? ........... 149

Каким образом в объяснительной речи учителя проявляется реактивность жанра? ........150

Для чего учителю необходимо умение предвосхищать возможные реакции учеников на свою речь? ............................................................................................................................... 151

Какие лингвистические средства объяснительной речи выбираются автором под давлением передаваемой информации в соответствии с намерением? ............................. 152

Глава 2. Сравнение в объяснительной речи учителя   .................................................  154

Что такое сравнение как логическая операция? ...................................................................154

Каковы основные правила сравнения? ...............................................................................  154

Что представляет собой объяснительная речь сравнительного характера как текст? ......155

Какова функционально-стилистическая принадлежность объяснительных высказываний сравнительного характера? ................................................................................................  157

Что представляют собой языковые средства, выражающие сравнительно-сопоставительные отношения в тексте? ........................................................................... 158

Глава 3. Приемы популяризации объяснительной речи учителя ............................ 160

Что такое приемы популяризации? ...................................................................................... 160

Каковы синтаксические средства популяризации объяснительной речи? .....................  160

Какие средства словесной образности являются приемами популяризации объяснительной речи? ........................................................................................................................................162

Какова роль аналогии как средства популяризации? ....................................................... 163

Глава 4. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя ............ 164

Каковы основные признаки и типология жанра педагогической рецензии? .................... 164

 

 

 


[1] Максима — лат. maxima — важнейший принцип, важнейшее правило. Логичесчкий или этический принцип, выраженный в краткой формуле // Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Русский язык, 2001.

[2] Слова «здесь» и «тут» не могут рассматриваться в качестве языковых средств связи, так как лишены точности и корректности.








Сейчас читают про: