Интенциональная структура образа.................................................... 52
Раздел I. Дескрипция.................................................................................. 53
Глава 1. Метод....................... "...................................................................... 53
Глава 2. Первая характеристика: образ есть некое сознание... 54
Глава 3. Вторая характеристика: феномен квази-наблюдения.. 58
Глава 4. Третья характеристика: образное сознание полагает
свой объект как некое небытие..................................................... 64
Глава 5. Четвертая характеристика: спонтанность................................ 68
Заключение...................................................................................................... 68
Раздел II. Семья образа .......................................................................... 72
Глава 1. Образ, портрет, карикатура......................................................... 72
Глава 2. Знак и портрет.............................................................................. 77
Глава 3. От знака к образу: сознание подражаний................................ 83
Глава 4. От знака к образу: схематические рисунки............................. 90
Глава 5. Лица в пламени. Пятна на стенах. Скалы с очертани
ями человеческого тела............................................................... 98
Глава 6. Гипнагогические образы. Сцены и персонажи, увиден
ные в кофейной гуще или в хрустальном шаре....................... 101
Глава 7. От портрета к ментальному образу.......................................... 119
Глава 8. Ментальный образ................................................................... 122
Часть вторая ВЕРОЯТНОЕ
Природа аналога в ментальном образе ......................................................... 127
Глава 1. Знание............................................................................................... 127
Глава 2. Аффективность................................................................................ 142
Глава 3. Движения......................................................................................... 149
Глава 4. Роль слова в ментальном образе........................................... 163
Глава 5. О способе явления вещи в ментальном образе.................. 167
Часть третья РОЛЬ ОБРАЗА В ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Глава 1. Символ.......................................................................................... 181
Глава 2. Символические схемы и иллюстрации мысли................... 194
Глава 3. Образ и мышление......................................................................... 202
Глава 4. Образ и восприятие....................................................................... 213
Часть четвертая ВООБРАЖАЕМАЯ ЖИЗНЬ
Глава 1. Ирреальный объект....................................................................... 219
Глава 2. Поведение перед лицом ирреального...................................... 236
Глава 3. Патология воображения........................................................... 254
Глава 4. Сновидение...................................................................................... 271
Заключение
Глава 1. Сознание и воображение........................................................ 295
Глава 2. Произведение искусства............................................................. 309
318
Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. — СПб.: Наука, 2001. — 319 с. (Сер. «Французская библиотека).
ISBN 5-02-026808-9
Работа Ж.-П. Сартра «Воображаемое» («L'Imaginaire») представляет собой произведение известного философа, созданное в конце 30-х годов и обнаруживающее сильное влияние уже опубликованных к тому времени феноменологических трудов Э. Гуссерля. Автор словно выполнял задание учителя, наметившего основные направления феноменологической дескрипции всевозможных предметов интенционального сознания. Сартр выбирает одну из наиболее существенных и интригующих способностей человеческого разума — воображение. В работе «Воображение» («L'Imagination»), появившейся несколько ранее, он проводит критический анализ теорий ментального образа, появившихся со времен Декарта. Теперь же, следуя основной методической мысли Гуссерля, он берется осуществить феноменологическое описание деятельности воображения и ноэматического коррелята этой деятельности — воображаемого, образа.
Довоенная работа Сартра сохраняет свое значение как в области применения фундаментальных философских методологий, так и в теории искусства и предмета художественного творчества. Осуществленная автором скрупулезная феноменологическая дескрипция представляет собой крайне поучительный опыт, а кроме того, тесно связана с литературным творчеством автора, в частности с появившимся примерно в то же время романом «Тошнота».
Жан-Поль Сартр
ВООБРАЖАЕМОЕ.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВОСПРИЯТИЯ
Технический редактор И. М. Кашеварова
Корректоры Ф. Я. Петрова, А. X. Салтанаева
и Е. В. Шестакова
Компьютерная верстка Л. Н. Напольской
Лицензия ИД № 02980 от 06 октября 2000 г.
Подписано к печати 20.12.2000. Формат 60 х 84l/ie Бумага офсетная.
Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 18.7.
Уч.-изд. л. 18.1. Тираж 2000 экз. Тип. зак. №3593. С 54
Санкт-Петербургская издательская фирма «Наука» РАН
199034, Санкт-Петербург, Менделеевская лин, 1
nauka@aspid.nw.ru
Санкт-Петербургская типография «Наука» РАН 199034, Санкт-Петербург, 9 лин., 12