Введение
Актуальность темы. Одним из направлений судебной политики является развитие институтов альтернативного, т.е. внесудебного, разрешения споров, вытекающее из ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации[1], согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Для судов развитие соответствующих институтов важно, так как позволяет снизить нагрузку на судей, которая многократно превышает научно обоснованные нормы.
С одной стороны, общество и государство заинтересованы в сокращении нагрузок на судебную область, с другой стороны они заинтересованы в образовании автономных юридических систем, в поощрении инициативы субъектов в отборе и использовании как мирных, так и законных методов по разрешению споров без учета обращения к публичной власти.
Необходимость совершенствования правового регулирования альтернативных способов разрешения споров приобретает в наши дни особую актуальность в связи с подготовкой к принятию Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Концепция) с целью унифицировать правила судопроизводства по гражданским делам, рассматриваемым как судами, так и арбитражными судами.
Сегодня в процессуальной цивилистике произошли изменения в сфере третейского разбирательства. Цель новой реформы - не столько совершенствование действующих третейских судебных процедур, сколько кардинальное реформирование всего третейского судопроизводства.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере третейского разбирательства как альтернативного способа разрешения споров.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, регулирующего деятельность арбитражных судов, научная и учебная литература, материалы судебной практики.
Цель работы – изучить особенности правового регулирования арбитража и третейского разбирательства по гражданским судам.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и особенности правового регулирования арбитража и третейского разбирательства.
2. Исследовать вопросы содействия третейским судам и третейскому разбирательству.
3. Проанализировать порядок производства по делам об оспаривании решений третейских судов.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Понятие и особенности правового регулирования арбитража и третейского разбирательства
Понятие арбитража и третейского разбирательства
Заявление в третейский суд - другой способ решения споров, возникших между сторонами гражданского оборота. С 1 сентября 2016 г. у третейских судов началась новая жизнь, что было связано с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»[2].
Под третейским судом понимается один из важных демократических институтов современного гражданского общества в России, позволяющий разрешать различные споры без обращения в суды государства.
Процесс стимулирования участников оборота по обращению в третейские суды дает возможность разгружать государственные суды, что положительно сказывается на качестве рассмотрения судебных дел, а также повышает доверие к процессу третейского разбирательства.
В соответствии с Законом об арбитраже третейские суды образуются в ряде некоммерческих организациях (далее - НКО), получившие право на реализацию функций регулярно действующих арбитражных учреждений, которые исполняют функции по административному обеспечению, сопровождению делопроизводства, организации распределения и сбора арбитражных сборов, то есть выполняют администрирование арбитража.
В соответствии с ч. 4 и 16 ст. 44 Закона об арбитраже Правительство РФ издало Постановление от 25.06.2016 № 577 «Об утверждении Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения»[3] (далее - Постановление № 577).
Итак, арбитражное учреждение создается путем издания распоряжения Правительства РФ на основании разработанного Минюстом России проекта и в соответствии с рекомендацией Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Правила регулярно действующего арбитражного учреждения подлежат обязательному депонированию в Минюсте России в соответствии с Постановлением № 577.
НКО несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своей роли по администрированию арбитража или обязанностей, рассчитанных правилами регулярно действующего арбитражного учреждения, но лишь при факте умысла или грубой невнимательности. За действия арбитра никакой гражданско-правовой ответственности она не несет, однако в правилах может быть рассмотрена вероятность понижения его гонорара, хотя не совсем ясна судьба образующейся в таком случае разницы: вправе ли арбитражное учреждение оставить ее себе или будет обязано вернуть соответствующему участнику спора[4].
Доходность третейского разбирательства определяется количеством и размерами третейских сборов, которые третейские суды взимают с участников спора. В ст. 22 Закона об арбитраже говорится о гонорарах арбитров, их расходах в связи с участием в арбитраже, расходах на материальное, организационное и иное снабжение арбитража, а также об иных расходах, определяемых третейским судом.
Некоторые третейские суды с целью привлечения клиентов размер своих третейских сборов делают меньше государственной пошлины, которую участники спора должны платить при обращении в государственные суды.
Однако большинство арбитражей взимают существенно большие суммы за разрешение споров, чем государственные суды.
На практике третейские суды не ограничиваются только разрешением самих споров, они также оказывают широкий спектр различных сопутствующих услуг своим клиентам, пытаясь их заинтересовать в дальнейшем сотрудничестве и передавать все или хотя бы часть своих споров к ним на рассмотрение[5]. Это может быть консультирование, помощь в составлении процессуальных документов, получение исполнительных листов на вынуждение выполнение решений третейских судов (http://rossud.ru/trial/isp-list), как это предлагает своим клиентам Первый арбитражный третейский суд, призывая обращаться в свой исполнительный отдел (http://treteiskiy-sud.ru), сопровождение на стадии исполнительного производства, закрепление персонального консультанта, оказание образовательных услуг в виде лекций, семинаров и вебинаров и др..
Правила арбитража принимаются третейским судом в ходе образования, а также в процессе осуществления им своей деятельности. Указанные правила подлежат обязательному депонированию в Минюсте РФ (ч. ч. 13, 14 ст. 44, ч. 1 ст. 45 Закона об арбитраже). Порядок депонирования определяется Положением, одобренным Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 № 577.
Преобразованные или дополнительные правила третейского суда работают с даты их депонирования в Минюсте РФ при условии их размещения судом на своем официальном сайте в сети Интернет (ч. 15 ст. 44 Закона об арбитраже).
Третейские суды имеют право содержать более одного правила арбитража, в числе прочего правила международного коммерческого арбитража, правила ускоренного арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила арбитража корпоративных споров (ч. 2 ст. 45 Закона об арбитраже), правила арбитража конкретных видов споров.
Законодательством предъявляются специальные требования к содержанию правил арбитража. Правила третейского суда обязаны содержать положения, которые предусматривают:
1) рекомендация к Закон об арбитраже как к правовому основанию реализации деятельности третейского суда;
2) разновидность споров, которые может администрировать третейский суд;
3) квалификационные и другие требования к арбитрам в пределах арбитража, которого администрирует третейский суд;
4) управленческая структуру третейского суда, регламент формирования, полномочия и назначения любого из его органов, полномочия и назначения его представителей, которые принимают участие в деле администрирования арбитража (в том числе, если это применимо, председателя либо другое должностное лицо третейского суда, которое уполномочено регламентом третейского суда индивидуально принимать какие-то решения от своего имени в пределах администрирования арбитража либо в связи с ним);
5) определенные функции третейского суда в сочетании с администрированием арбитража, в том числе помощь в формировании структуры третейского суда, обсуждение отводов, создание обмена состязательными документами и корреспонденцией, хранение материалов дела и ведение делопроизводства, принятие денежных средств на возмещение расходов, которые связаны с выплатой гонораров арбитрам, администрированием арбитража и иных расходов;
6) регламент ведения арбитража: 1) последовательность предъявления искового обращения и отзыва на исковое обращение; 2) последовательность предъявления ответного иска; 3) структура и порядок оплаты затрат, которые связанны с арбитражем, и их размещения между участниками арбитража; 4) порядок направления, представления и вручения документов; 5) последовательность формирования структуры третейского суда; 6) основания и регламент разрешения обращений об отводе арбитров; 7) основания и регламент завершения полномочий арбитров и смены арбитров; 8) период разбирательства; 9) последовательность проведения разбирательства и (или) слушаний дела согласно письменным документам; 10) основания и регламент прекращения или приостановления арбитража; 11) порядок и период принятия, проведения и направления арбитражного постановления; 12) последовательность исправления, истолкования арбитражного постановления и утверждение дополнительного арбитражного постановления; 13) полномочия участников и третейского суда в отношении определения последовательности проведения арбитража и ряда вопросов, в части которых не дозволяется отступление от порядка арбитража либо их разъяснение путем подписывания соглашения участников и (или) утверждения процессуального акта третейского суда (ч. 5 ст. 45 Закона об арбитраже);
7) определение того, решение каких именно вопросов в пределах процедуры разрешения конфликтов входит в полномочия третейского суда, а каких - в полномочия третейского суда;
8) применяемые правила о непредвзятости и самостоятельности арбитров, устанавливающие также нормы к предоставлению непредвзятости и самостоятельности арбитров (в том числе путем отсылки);
9) установленный размер разных видов арбитражных сборов, в числе прочего гонорарных сборов, либо порядок их определения;
10) порядок и состав распределения арбитражных затрат;
11) последовательность использования правил учреждения-правопреемника в отношении заключенных ранее арбитражных соглашений и начатому заранее арбитражу (если третейский суд представляет собой учреждение-правопреемника) (часть 4 статья 45 Закона об арбитраже).