ВОПРОСЫ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Критерии допуска до экзамена:
1) Результаты контрольных работ
2) Результаты посещения
Экзаменационные билеты по дисциплине «Экономика» включают 4 вопроса: 2 теоретических и 2 практических
Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
1. Зарождение и этапы развития экономической теории. Основные направления современной экономической мысли.
2. Предмет экономической теории, ее функции и связь с другими науками. Экономическая теория и экономическая политика. Экономическое мышление: обыденное и научное.
3. Методология экономической науки.
Вопросы и учебные задания
1. Объясните, каковы взаимосвязи между экономическими фактами, экономической теорией и экономической политикой.
2. Какие трудности и ловушки встречаются на пути людей, которые пытаются истолковывать экономические проблемы с позиции обыденного сознания? Приведите примеры.
3. Объясните следующее положение: “Экономическая теория исчезнет лишь в мире, который станет настолько богатым, что никакие потребности не останутся неудовлетворенными из-за нехватки ресурсов. Такой мир не представляется делом обозримого будущего и вообще может оказаться невозможным, ибо время всегда ограничено”.
4. “Всем экономическим проблемам присуще одно и то же коренное свойство, а именно то, что мы не располагаем абсолютным их решением”. Прокомментируйте данное выражение.
5. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивным, а какое к нормативным:
а) в 1991 г. почти 30% жителей России имели доходы на уровне прожиточного минимума;
б) в текущем году рост цен существенно снизил уровень жизни, поэтому правительственная политика должна быть направлена на значительное сокращение темпов инфляции;
в) дефицит государственного бюджета является фактором, способствующим усилению инфляции, поэтому правительство России должно стремиться к достижению бездефицитного бюджета;
г) чрезмерно высокие ставки налогов ведут к сокращению доходов государственного бюджета и способствуют увеличению его дефицитности.
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
1. Производственные возможности общества:
а) факторы производства. Проблемы распределения экономических ресурсов;
кривая производственных возможностей;
б) альтернативные издержки и закономерности их изменения.
2. Основные вопросы экономики и модели экономическихсистем (традиционная, рыночная, смешанная и административная).
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. Дана таблица производственных возможностей:
| Вид продукта | Производственные альтернативы | ||||
| А | В | С | Д | Е | |
| X | 0 | 6 | 12 | 18 | 24 |
| Y | 60 | 54 | 42 | 24 | 0 |
Постройте кривую производственных возможностей. Определите альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Y и товара X на каждом из отрезков данной кривой.
2. Дана КПВ, характеризующая максимально возможные объемы производства мяса и рыбы в условной экономике:
![]() |
Рис. 1
Ответьте на следующие вопросы:
а) какое максимальное количество мяса можно произвести за год?
б) какова величина альтернативных издержек производства одной тонны рыбы в точке А?
в) каковы альтернативные издержки производства 1т мяса и 1 т рыбы в точке Е?
г) каковы альтернативные издержки производства 1т рыбы при переходе из точки С в точку G?
3. У человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 100 до 150 рублей в час, альтернативные издержки 1 часадосуга равны (в руб./ч.)?
а) 100; б) 125; в) 150; г) 180
4. Допустим в экономике действуют три хозяйственных агента и производятся блага А и В. Производственные возможности хозяйственных агентов различны. Первый в течение дня может произвести 8А или 4В или любую комбинацию между ними. Второй - 3А или 3В, либо также любую комбинацию между этими величинами. Третий, соответственно, 1А или 2В. Определите, кто самый эффективный производитель товара А в этой упрощённой экономике? Кому следует поручить производство товара А, если для удовлетворения потребностей общества требуется одна единица этого товара и максимально возможное количество товара В?(При решении задачи используйте метод альтернативных издержек).
5. Назовите все возможные причины, по которым могли произошли изменения, указанные на рис. 2, иллюстрирующем производственные возможности условной экономики.
![]() |
Рис. 2
6. Может ли страна с меньшим экономическим потенциалом иметь более высокий уровень потребления, чем страна более богатая экономическими ресурсами? Дайте ответ и проиллюстрируйте его, используя модель кривой производственных возможностей.








