Особенности философско-правовых идей Древнего Востока

Древние источники констатируют тот факт, что у имеющихся попыток философского подхода к правовой проблематике в Древнем Китае и Древней Индии был общий религиозно-мифологический характер.
Исследования трудов многих мыслителей, которые углублялись в сферу древней философии, полагали, что философско-правовая мысль в Древнем Востоке начинается как комментарий: в Китае — к «И-Цзин» (Канон перемен); в Индии — к Ведам (Упанишады). Древние тексты имели очень интересное свойство - многозначность толкования. Именно комментарий выступал в Индии и Китае первичным философским способом осмысления действительности (в том числе и социальной) и стимулировал формирование оригинального философского языка.1
Но, тем временем (III-II тысячелетия до н.э.) в духовной нравственности общества появляется трещина, которая определяется желанием некоторых лиц наживаться за счет других людей, увеличивать свое хозяйство, что в конечном итоге все это привело к распаду общинно-племенных отношений и возникает социальное неравенство.
Особенность развития стран Востока, когда государство становилось собственником земли, рабов и т. п., накладывает свой отпечаток и на становление политических учений о государстве, которые ставили своей целью обосновать деспотизм и всевластие монарха. Большая часть владений монарха находилась во владении земледельческих общин, не смотря на то, что по идее монархи считались собственниками всех земель. На Востоке было коллективное владение рабами, государством, храмами. В свою очередь царь считался наместником Бога на земле и осуществлял его власть, именно поэтому объясняется принцип пассивного повиновения, который связан не только с социальным фактором, но и с естественными явлениями в природе (ежегодные речные наводнения, вулканы, грозы и т. п.): люди, бессильные перед природой, искали защиты у знатных людей.
Основные идеи и принципы ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии
Дофилософские знания в Индии представлялись в Ведах (середина II тыс. до нэ.). Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты - сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады - тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов.2
 Существует четыре Веды: «Ригведа» (сборник гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Самаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний).
С VI в. до н. э. – это начало время классических философских систем. Обычно различают ортодоксальные системы мысли, которые признают авторитет Вед как откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам относят джайнизм и буддизм. Самые важные классические ортодоксальные системы: нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса. 
Неортодоксальные учения индийской классической философии: буддизм и джайнизм
Философия буддизма (VI век до н. э.) относится к учению Сиддхартхи Гаутамы впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни (Будда). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. У Будды была лишь одна категорическая истина: «мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо». Поэтому, все, что нужно знать о существовании человека и миры это, что они основаны на страдании. В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нём постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.3
Основателем джайнизма (6 в. до н. э) считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры ("великого героя") и Джины ("победителя"). Концепция джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам.4
В идеале все это исполнимо лишь в отказе мира от негативных факторов, в которых «купается» человечество: ложь, воровство, убийство и т п. 
Классические ортодоксальные системы
Классические системы образуются на основе дебатов с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания реального мира.
 
 Существует 6 теистических школ индийской философии: 
I.Ньяйя («вхождение в предмет»). Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики.
II.Система вайшешики («отличный, выделяющийся») была основана мудрецом Канадой (III-II вв. до н. э.).Прозвище Канада означает пожиратель атомов. Импульсом системы вайшешика является её враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии. Как и Ньяйя, данная система преследует цель -освобождение индивидуального «я».
III. Миманса или мимамса («первая мимамса», «исследование»). Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антимистика и антиаскетизм. Главная цель школы - разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом.
IV. Веда́нта («окончание Вед»). В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти - основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах — «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана».
V. Санкхья, самкхья («перечисление») -философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи -отвлечение духа от материи.
 
VI. «Йога» определяется совокупностью различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.5 Она затрагивает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обращены на совершенствование духа.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенности индийской философии связаны со специфическим определением места человека в мире. Идеалом человеческой жизни в этой традиции выступает стремление вжиться в окружающую среду, а также акцент на человеческой активности на свой собственный внутренний мир.
Философско - правовые идеи в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм, легизм
Определяются следующие периоды развития китайской философии:: 
I. Протофилософский - период зарождения философских идей относится к XII – VIII вв. до н. э., это время когда было активное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Книга перемен», «Книга истории», «Книга песен»; из них в дальнейшем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая. В это время появился культ предков и культ поклонения Небу – всеобщей судьбе, закону природы и правилу порядка.
II. Натурфилософский период, в эту эпоху зародились первые философские учения в VIII – VI вв. до н. э. Формируется важнейшая идея древнекитайской философии – идея перемен (последовательность перемен, их ритмичность и направленность); также складывается учение об «инь и ян» (женское и мужское начало). Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности.6
III. «Золотой век китайской философии». (VI – III вв. до н. э.). Возникло более ста философских школ, самые важные из них: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу и школу имен. 
IV. Период кризиса классической древнекитайской философии, он связан с правлением деспотический империи (221 – 207 гг. до н. э.). В это время была определена цензура, и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Также были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи.
V. Возрождение древнекитайской философии (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Был выработан синтез важнейших философских учений, а также была создана неоконфуцианская идеология, которая в свою очередь предопределила традиционный характер развития Китая в течении двух тысячелетий. 
Специфика китайской философской традиции. Формирование китайской философии нельзя судить без учета особенности иероглифического письма. В китайском языке смысл слова особенно сильно зависит от контекста. С помощью китайского письма легче передавать совокупность идей, но зато намного сложнее строить цепочки логических доказательств. Письменность поставила афористический стиль философских текстов. Китайская философия привержена традициям. За основу берется накопленная в прошлом мудрость. Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Народ поклонялся Небу как источнику мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала, а не верили в священное божество. Вся сила философского рационализма в Китае была нацелена на выявление правил и норм повседневного бытия, нравственное воспитание людей, гармонизацию политической жизни и выработку наиболее эффективных видов управления государством. Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, а именно, к идеологическому влиянию на государственную власть и способ воспитания их общества. Многие из них в какой-то период жизни становились советниками императора, получали должности в аппарате древнекитайского государства. В итоге ценностные ориентации китайского философа нередко совпадали со статусными ориентациями государственного чиновника, что, в свою очередь, влияло на консервативный характер философствования в Китае.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: