Средства коррекции общей моторики

Дидактические игры как средство коррекции нарушений звукопроизношения

В ГОС ДО четко определено, что основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Данное положение актуально и для коррекционной области. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру. Игра, используемая для обучения, должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и её значение: в начале НООД игра организует, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение.

В коррекционной работе используют дид/игры на:

- развитие внимания и слухового восприятия. Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

- развитие силы и темпа голоса (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, игры-драматизации…).

- дид/игры, развивающие речевое дыхание. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, затуханию голоса в конце фраз, нарушения плавности речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.

- дид/игры, формирующие правильное звукопроизношение. Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками. Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.).

- дид/игры, способствующие пониманию и формированию грамматического строя речи. При формировании грамматически правильной речи необходимо, прежде всего, воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

- дид/игры для развития связной речи. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Логопедическая работа требует разнообразных игровых приёмов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.


Структура индивидуального логопедического занятия

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению.

При их подготовке и проведении логопед должен:

· сформулировать тему и цель занятия;

· определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

· постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

· разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;

· учитывать зону ближайшего развития ребенка;

· осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

· кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

· использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

· уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Структура индивидуального логопедического занятия 1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения по тренировке губ; упражнение по тренировке нижней челюсти; упражнения для тренировки языка. 2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 3. Упражнения по развитию речевого дыхания. 4. Упражнения по развитию мимической выразительности. 5. Упражнения по формированию речевого голоса. 6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи. 7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия. 8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка. 9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. 10. Формирование лексико-грамматических представлений. 11. Обучение элементам грамоты. 12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. 13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников. 14. Итог.

 

Средства коррекции общей моторики

Направления коррекции моторики

1. Общая моторика.

2. Мелкая моторика.

3. Артикуляционная моторика.

В каждом направлении существуют разные требования: от общего уровня развития до профессионального мастерства. Состояние общей моторики характеризуется правильным телосложении, пропорциями, осанкой, положением стопы, координацией движений, умением держать равновесие.

Средства коррекции общей моторики

- Лечебная физкультура направлена на предотвращение осложнений после соматических заболеваний, нормализацию мышечного тонуса, исправление контрактур (фиброзная неподвижность суставов), неправильных поз, вызванных параличами и парезами.

- Утренняя гимнастика для разминки суставов, мышц, усиление кровообращения. Помимо комплексов утренней зарядки, это могут быть несложные упражнения в постели еще до подъема с нее, а также виброгимнастика, занимающие от 1 до 2 минут времени.

- Уроки физкультуры для овладения основными двигательными умениями и качествами.

- Физкультминутки для снятия усталости и психофизического напряжения на уроках включают упражнения, способствующие выработке правильной осанки, восстановлению отделов позвоночника.

- Спортивные игры, эстафеты для развития духа состязательности, повышения эмоционального тонуса.

- Ритмика как учебный предмет и как внеклассное занятие, помогающее выполнять разнообразные произвольные движения, научиться красиво двигаться под музыку. Сюда входит работа над выразительностью движений при музыкальной поддержке, элементы хореографии.

- Кинезотерапия и позиционная гимнастика направлены на развитие основных движений с помощью специальных приспособлений, в частности укладок, которые используются как фиксирующие.

- Мануальная терапия, массаж.

- Иппотерапия, дельфинотерапия, гидротерапия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: