double arrow

Матрица организационных форм и возможных источников финансирования проектов

Организационные формы финансирования

Источники финансирования инвестиционных проектов

    Собствен­ные и при­влеченные средства предприятий Бюджетные и внебюджет­ные государ­ственные средства Ино­странные инвести­ции Заем­ные средст­ва
1 2 3 4 5

Акционерное финансирование

Участие в уставном капи­тале + + + -
Корпоративное финанси­рование + + + +

Государственное финансирование

Бюджетные кредиты на возвратной основе - + - -
Ассигнования из бюджета на безвозмездной основе - + - -
Целевые федеральные инвестиционные про­граммы - + - -
Финансирование проек­тов из государственных заимствований - + + +
Проектное финансирова­ние - + + +

Заемное финансирование

Лизинг - - + +
Банковские ссуды и кре­диты - + + +
Иностранные кредиты - - + +
Инвестиции коллектив­ных инвесторов - - + +

* Примечание: «+» означает использование указанного источника в дан­ной организационной форме, «—» означает неприменимость указанного источника в данной организационной форме.

 

Бюджетное финансирование осуществляется с соблюдени­ем ряда принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой харак­тер использования бюджетных ресурсов, предоставление бюд­жетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделен­ных ассигнований. Достижение максимального эффекта при минимуме затрат означает, что бюджетные средства должны предоставляться, только если проект обеспечивает наиболь­шую результативность. Целевой характер использования бюд­жетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям.

Самофинансирование. Этот способ базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расшире­нию производственно-технической базы предприятия и оз­начает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. Каж­дое предприятие должно стремиться к самофинансирова­нию, тогда не возникает проблемы, где взять источники фи­нансирования, снижается риск банкротства. Самофинансиро­вание, кроме того, означает хорошее финансовое состояние предприятия и наличие определенных конкурентных пре­имуществ. Основными собственными источниками финан­сирования инвестиций в любой коммерческой организации являются чистая прибыль и амортизационные отчисления. Принцип самофинансирования пока не может быть обеспе­чен на предприятиях, выпускающих необходимую потреби­телю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транс­порта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получа­ющие ассигнования из бюджета.

Акционирование представляет собой получение финансовых средств на рынке капиталов через выпуск акций. Акция — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее вла­дельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО и на часть имущества, остающегося после ликвидации. Дивиден­ды выплачиваются акционерам по итогам деятельности АО за год. Общество обязано выплатить объявленные по акци­ям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выпла­чиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, — иным имуществом. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества. Дивиденды по привилегиро­ванным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов обще­ства. Решение о выплате годовых дивидендов, размере годового дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой ка­тегории (типа) принимается общим собранием акционеров. Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомен­дованного советом директоров (наблюдательным советом) общества. Срок выплаты годовых дивидендов определяется уставом общества или решением общего собрания акционе­ров о выплате годовых дивидендов. Если уставом общества или решением общего собрания акционеров дата выплаты годовых дивидендов не определена, срок их выплаты не дол­жен превышать 60 дней со дня принятия решения о выпла­те годовых дивидендов.

Акции не выпускаются государственными органами, они эмитируются промышленными, торговыми и финансовыми корпорациями. При этом образованный капитал при ликвида­ции корпорации подлежит возмещению во вторую очередь после выплаты обязательств, представленных в заемном капи­тале. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в размере внесенного вклада в его акции. Поэтому при банк­ротстве корпорации ничто не гарантирует им возврата инвес­тированных в акции денег.

Акции выпускаются без установленного срока обращения. Они могут эмитироваться как в наличной, так и в безналич­ной форме. При наличной эмиссии акционеру выдаются на руки бланки акций, которые имеют несколько степеней за­щиты. При безналичной форме на руки акционеру выдается сертификат акций — документ, удостоверяющий право владе­ния определенным числом акций. Все акции общества — именные.

Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акци­ями. Приобретенные и выкупленные обществом акции явля­ются размещенными до их погашения. Уставом общества мо­гут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений общество не вправе разме­щать дополнительные акции. Акции бывают нескольких видов.

Обыкновенные акции предоставляют возможность управле­ния акционерным обществом, дают право голоса на собрании акционеров, но размер получаемого по ним дивиденда зависит только от результатов работы фирмы и заранее ничем не гаран­тируется. Их держатели могут претендовать на доход только после того, как фирмой будут выплачены все налоги, доходы по облигациям и привилегированным акциям, а также внесены суммы резервирования необходимых средств на развитие фир­мы. В случае ликвидации общества обыкновенные акции дают право на получение части его имущества. Каждая обыкновен­ная акция общества предоставляет ее владельцу одинаковый объем прав.

Привилегированные акции не дают владельцу права голоса на собрании акционеров, но по ним гарантируется доход вне за­висимости от результатов деятельности фирмы, а также право первоочередной выплаты стоимости акции при ликвидации фирмы после удовлетворения претензий кредиторов. Привиле­гированные акции общества одного типа предоставляют акци­онерам — их владельцам одинаковый объем прав и имеют оди­наковую номинальную стоимость.

В уставе общества должны быть определены размер диви­денда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации об­щества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в про­центах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилеги­рованным акциям считаются определенными также, если уста­вом общества установлен порядок их определения. Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций.

Если уставом общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определен размер дивиденда, уставом общества должна быть также уста­новлена очередность выплаты дивидендов по каждому из них, а если уставом общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, по каждому из которых определена ликвидационная стоимость, — очередность выплаты ликвида­ционной стоимости по каждому из них.

Долговое финансирование осуществляется за счет ресурсов, привлекаемых на финансовых рынках, таких как кредитов бан­ков и долговых обязательств юридических и физических лиц. Кредитование — это метод возвратного финансирования пред­приятия и одновременно традиционная услуга банков. В совре­менных условиях хозяйствования подход к кредитованию су­щественно изменился. В настоящее время предприятие имеет право на получение кредита и в том банке, где ему открыт рас­четный счет, и в любом другом банке, при этом объектом кре­дитования могут быть любые потребности предприятия. Кре­дитование предприятия осуществляется на основе кредитного договора, в котором определяются права и обязанности пред­приятия — ссудозаемщика и банка с учетом характера предос­тавляемого кредита и финансового состояния предприятия, устанавливается ответственность за нарушение сторон догово­ра. Кредитование осуществляется на основе принципов воз­вратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера кредита. Большое значение для заемщика банков­ского кредита имеет уровень учетного процента, который оп­ределяется спросом и предложением на ссудный капитал, ве­личиной процента по депозитам, уровнем инфляции в стране, ожиданиями инвесторов относительно перспектив развития экономики. В зависимости от характера потребностей пред­приятия в инвестициях различают краткосрочный и долгосроч­ный кредит.

Краткосрочный кредит является одним из источников фор­мирования оборотных средств предприятия. Он позволяет вос­полнить потребность в инвестициях, возникающую в процес­се текущей деятельности предприятия. На срок более года предприятие может получить кредит на капитальные затраты. В этом случае кредит выступает источником заемных финансо­вых ресурсов, направляемых на его развитие. Объектами долго­срочного банковского кредитования являются затраты предпри­ятий по:

♦ строительству, расширению и реконструкции объектов
производственного и непроизводственного назначения;

♦ приобретению движимого и недвижимого имущества;

♦ образованию новых предприятий;

♦ созданию научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности.

Практика российских банков свидетельствует, что их де­ятельность в области кредитования почти целиком состоит из краткосрочных ссуд, сконцентрированных в сфере торго­во-закупочного бизнеса. Долгосрочный кредит не получил широкого распространения в России по многим причинам: общая экономическая нестабильность, инфляция, высокие процентные ставки, превышающие уровень доходности многих предприятий.

Каждая из описанных выше форм имеет свои преимуще­ства и недостатки, поэтому правильно оценить последствия ис­пользования различных способов финансирования можно только при сравнении их альтернативных вариантов. Так, на­пример, важным является выбор соотношения между долго­срочной задолженностью и акционерным капиталом, так как чем выше доля заемных средств, тем большая сумма выплачи­вается в виде процентов, и т. д.

Кроме уже упомянутых вариантов, выделяют проектное финансирование. Его можно охарактеризовать как финансирова­ние проектов, при котором сам проект является способом об­служивания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспе­чит погашение предоставленной инвестором ссуды, займов или других видов капитала. Проектное финансирование впрямую не зависит от государственных субсидий или финансовых вложений корпоративных источников. В развитых странах этот метод используется уже десятилетия. У нас он начал приме­няться недавно, с выходом Закона о соглашении о разделе про­дукции (относится к минерально-сырьевой и сопряженных с ней отраслям) произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии со специаль­ным соглашением и в связи с созданием Федерального центра проектного финансирования.

Цель прямого финансирования и кредитования инвести­ций хозяйствующих субъектов за счет средств федерального бюджета — выполнение федеральных целевых программ, обес­печивающих структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводствен­ного потенциала России, решение социальных и иных про­блем, которые невозможно реализовать за счет иных источни­ков. Порядок финансирования определен Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220 «Временное по­ложение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации». Фи­нансирование государственных централизованных капи­тальных вложений (на безвозвратной основе) за счет средств бюджета производится в соответствии с утвержденным в ус­тановленном порядке перечнем приоритетных объектов про­изводственного назначения, обеспеченных договорами под­ряда по строительству. Открытие финансирования заказчи­ками производится Министерством финансов РФ путем перечисления средств в течение одного месяца после утвер­ждения Правительством РФ объемов государственных цен­трализованных капитальных вложений и перечня объектов для федеральных государственных нужд.

Основными критериями для включения проекта в перечни могут быть: для производственной сферы — срок окупаемости проекта (не должен превышать, как правило, двух лет), срок строительства «под ключ» (до двух лет), коэффициент абсо­лютной ликвидности (не менее 0,33), расчет инвестиционных ресурсов, необходимых для осуществления проекта, в том чис­ле по источникам финансирования (собственные средства, кредиты, средства потенциальных инвесторов, централизован­ные государственные средства, иностранные инвестиции); для отраслей нематериальной сферы — социальный эффект, полу­чаемый в результате осуществления проекта.

Средства федерального бюджета, предоставляемые на воз­вратной основе для финансирования государственных капи­тальных вложений, выделяются Министерству финансов РФ в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком РФ. Воз­врат заемщиком средств производится в сроки, предусмотрен­ные договорами. Процентная ставка не может быть выше уста­новленной в договорах между Центральным банком РФ и Ми­нистерством финансов РФ.

Предприятия, объединения и хозяйственные организации расходуют выделенные средства строго по целевому назначе­нию. Контроль осуществляет Минфин и его органы на местах. Определение подрядчиков для строительства объектов за счет централизованных государственных инвестиций осуществляет­ся на договорной основе, а также с использованием механиз­ма подрядных торгов.

В рамках проектного анализа необходимо, с одной сторо­ны, так организовать процесс выбора средств, чтобы миними­зировать их цену, с другой выбирать такие варианты распоря­жения средствами, которые были бы способны максимизиро­вать прибыльность используемого капитала.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: