Предварительный анализ осуществимости проекта

Как только появилась идея, отвечающая целям проекта, ее необходимо подвергнуть предварительной экспертизе и исклю­чить из дальнейшего рассмотрения в случае неприемлемости.

Существует мнение, что следует проанализировать ситуации «с проектом» и «без проекта» и сопоставить выгоды и затраты в том и другом случае. Это принципиально новый взгляд на оцен­ку проекта в отличие от традиционного подхода к сравнению си­туаций «до проекта» и «после проекта», при котором происходит искажение в подсчете выгод и затрат, относимых за счет проекта.

Прежде чем принять решение об осуществлении проекта, необходимо изучить и проанализировать все аспекты: техни­ческий, финансовый, коммерческий, экологический, органи­зационный, социальный, экономический.

Необходимо разобраться, какой из вариантов проектных предложений является наиболее приемлемым с той или иной ин­тересующей заказчика стороны; какому проекту отдать предпоч­тение, если показатели одного проекта уступают показателям дру­гого, а уровень иных показателей второго ниже, чем первого.

В подобных ситуациях не обойтиеь в определенной степе­ни без простого здравого смысла в сочетании с умением ис­пользовать все знания и опыт системного подхода к рассмот­рению производственно-экономических систем.

Многоаспектный подход к анализу проекта дает возмож­ность выбрать без предубеждения в качестве наиболее прием­лемых проекты, которые медлен.ю разворачиваются, набира­ют «силу» и темп реализации, но в то же время смогут принес­ти значительные долгосрочные выгоды.

Цель проектного анализа — определить результаты (цен­ность) проекта. Для этого используют выражение:

Результаты                   Изменение           Изменение

(ценность)  =        выгод в      —   затрат в

проекта                      результате               результате

проекта                                                         проекта

 

Результаты и затраты по проекту можно определить (для одного вида ресурсов и одного вида   продукции) следующим образом:

 

Результаты              Прирост                             Цена

за любой год =  объема              —   единицы

продукции                                                     продукции

проекта                                                                проекта

 

 

Затраты                       Прирост            Стоимость

за любой год =  объема        —   единицы

ресурсов на                                               продукции

производство

 

До принятия решения об осуществлении проекта необхо­димо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проект­ного цикла.

Этот перечень в какой-то степени отражает последователь­ность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не означает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

♦ технико-технологические альтернативы;

♦ варианты местоположения;

♦ размер (масштаб, объем) проекта;

♦ сроки реализации проекта в целом и его фаз;

♦ доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;

♦ емкость рынка для продукции проекта;

♦ затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;

♦ график проекта.

Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на ста­диях предынвестиционных исследований, ТЭО (проекта) стро­ительства и разработки рабочей документации.

В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.

В ряде стран делаются попытки установить уровни этих не­предвиденных расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5 % (для простых, стандартных проектов) до 15 % (для слож­ных, уникальных).

Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зре­ния конечных потребителей продукции или услуг, предлагае­мых проектом.

В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:

♦ маркетинг;

♦ источники и условия получения ресурсов;

♦ условия производства и сбыта.

В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:

♦ Где будет продаваться продукция?

♦ Имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?

♦ Если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?

♦ Останется ли проект жизнеспособным, с финансовой точки зрения, при новой цене?

♦ Какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?

♦ Предназначена ли выпускаемая продукция для местно­го потребления или идет на экспорт?

♦ Какие финансовые мероприятия потребуются для про­движения продукции на рынок и какие резервы надле­жит предусмотреть в проекте для финансирования мар­кетинга?

♦ Способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?

♦ Практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?

♦ Кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?

Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, так как взаимоотношения между деятельностью чело­века и окружающей средой недостаточно изучены, и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приво­дят к необратимым изменениям в окружающей среде.

Задача экологического анализа инвестиционного проекта — установление потенциального ущерба окружающей среде, на­носимого проектом, как в инвестиционный, так и в постинве­стиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе го­воря, следует находить такие средства достижения целей про­екта, которые не уменьшают «емкость» экосистемы.

Поэтому в план проекта должны включаться соответству­ющие руководящие стандарты, а также меры обеспечения со­блюдения этих стандартов. По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3 % общих затрат на проект. Существен­но больших — до 10 % — затрат требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки.

Проведение стандартного анализа экономической эффек­тивности экологических проектов часто не представляется воз­можным, так как экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к так назы­ваемому качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкусовые ощуще­ния человека; на животных, растения; на коррозию). Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен по­казать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».

Цель организационного анализа — оценить организацион­ную, правовую, политическую и административную обста­новку, в рамках которой проект должен реализовываться и эк­сплуатироваться, а также выработать необходимые рекомен­дации в части:

♦ менеджмента;

♦ организационной структуры;

♦ планирования;

♦ комплектования и обучения персонала;

♦ финансовой деятельности;

♦   координации деятельности;

♦   общей политики.

Основные задачи организационного анализа:

♦ определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);

♦ оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалифи­кации, структур, финансового положения;

♦ оценка возможного влияния законов, политики и инст­рукций на судьбу проекта — особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государ­ственной поддержки, внешнеэкономических связей;

♦ разработки мер по устранению слабых сторон участни­ков проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения про­екта (законы, политика, инструкции);

♦ разработка предложений по совершенствованию выше­ упомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Цель социального анализа — определение пригодности вари­антов плана проекта для его пользователей. Результаты соци­ального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, кото­рая располагала бы поддержкой населения и способствовала достижению целей проекта.

Социальный анализ сосредоточивает внимание на четырех основных областях:

♦ социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);

♦ организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступк контролю за ресурсами,

♦ приемлемость проекта для местной культуры;

♦   стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

Следует отметить: социальный анализ весьма сложен, прежде всего, по причине затруднительности применения фор­мальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.

Предпроектная стадия разработки проекта исключительно важна, так как позволяет преодолеть еще до начала процесса инвестирования неопределенность и как следствие — снизить затраты по проекту и риск его осуществления.

Задача исследований заключается в том, чтобы обосновать вывод о нерентабельности данного проекта, приводящий к «от­казу от проекта». Однако в отечественной практике существу­ет более позитивный вариант корректировки параметров про­екта, чтобы не потерять средства, затрачиваемые на предынве-стиционные исследования.

Критериями отказа от проекта являются:

♦ период окупаемости проекта, т. е. период, по окончании которого чистый объем поступлений от проекта превышает первоначальный объем инвестиций в проект. На основании этого показателя делается вывод о скорости возвращения вложенных средств: чем меньше период
окупаемости, тем привлекательнее проект;

♦ сумма дисконтированного денежного потока до и после финансирования проекта. Если чистая текущая стоимость больше 0, то проект принимается, если меньше, то отвергается, поскольку поступлений от проекта не хватает на то, чтобы восстановить вложенный капитал и
обеспечить минимально требуемый уровень доходности на этот капитал;

♦ внутренняя норма рентабельности проекта, т.е. соотно­шение поступлений и инвестиций, дисконтированных по времени;

♦   соотношение «выгоды/затраты», т. е. отношение дис­контированных выгод к дисконтированным затратам.

Отношение больше единицы указывает на то, что проект заслуживает внимания. Проекты, характеризующиеся большим отношением «выгоды/затраты», выгоднее, чем проекты с меньшим отношением.

Соотношение «выгоды/затраты» может быть использовано для установления предела возможного увеличения затрат без превращения проекта в экономически непривлекательное предприятие.

На предпроектной стадии заказчик (инвестор), исходя из своих целей и анализа ситуации, подготавливает декларацию о намерениях.

В этом документе реализуется замысел инвестора. В про­цессе его подготовки анализируются:

♦ потребность в конечных результатах;

♦ имеющиеся ресурсы;

♦ влияние проекта на окружающую среду;

♦ общий инвестиционный климат;

♦ уровень качества и стоимость и т. д.

Обычно на уровне формирования замысла нет необходимо­сти в точной количественной оценке будущих затрат. Чаще все­го в подготовке этого документа участвуют консультанты в об­ласти управления проектами, а также эксперты по специаль­ным вопросам.

Декларация о намерениях особенно необходима при осу­ществлении проектов в области строительства. В этом случае она содержит следующие сведения:

♦ инвестор (заказчик) и его адрес;

♦ местоположение объекта;

♦ характеристика объекта;

♦ обоснование необходимости намечаемой деятельности;

♦ потребность в ресурсах при строительстве и эксплуатации;

♦ перечень основных сооружений и их строительные ха­рактеристики;

♦ транспортное обеспечение;

♦ возможное влияние на окружающую среду;

♦ источники финансирования;

♦   сроки намечаемого строительства.

Декларация направляется в местный орган государственно­го управления, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков. После получения положительного реше­ния по поводу намерений и альтернативных предложений о размещении площадки или трассы для строительства объекта заказчик (инвестор) принимает решение о разработке ТЭО.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: