Как только появилась идея, отвечающая целям проекта, ее необходимо подвергнуть предварительной экспертизе и исключить из дальнейшего рассмотрения в случае неприемлемости.
Существует мнение, что следует проанализировать ситуации «с проектом» и «без проекта» и сопоставить выгоды и затраты в том и другом случае. Это принципиально новый взгляд на оценку проекта в отличие от традиционного подхода к сравнению ситуаций «до проекта» и «после проекта», при котором происходит искажение в подсчете выгод и затрат, относимых за счет проекта.
Прежде чем принять решение об осуществлении проекта, необходимо изучить и проанализировать все аспекты: технический, финансовый, коммерческий, экологический, организационный, социальный, экономический.
Необходимо разобраться, какой из вариантов проектных предложений является наиболее приемлемым с той или иной интересующей заказчика стороны; какому проекту отдать предпочтение, если показатели одного проекта уступают показателям другого, а уровень иных показателей второго ниже, чем первого.
В подобных ситуациях не обойтиеь в определенной степени без простого здравого смысла в сочетании с умением использовать все знания и опыт системного подхода к рассмотрению производственно-экономических систем.
Многоаспектный подход к анализу проекта дает возможность выбрать без предубеждения в качестве наиболее приемлемых проекты, которые медлен.ю разворачиваются, набирают «силу» и темп реализации, но в то же время смогут принести значительные долгосрочные выгоды.
Цель проектного анализа — определить результаты (ценность) проекта. Для этого используют выражение:
Результаты Изменение Изменение
(ценность) = выгод в — затрат в
проекта результате результате
проекта проекта
Результаты и затраты по проекту можно определить (для одного вида ресурсов и одного вида продукции) следующим образом:
Результаты Прирост Цена
за любой год = объема — единицы
продукции продукции
проекта проекта
Затраты Прирост Стоимость
за любой год = объема — единицы
ресурсов на продукции
производство
До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.
Этот перечень в какой-то степени отражает последовательность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не означает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).
В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:
♦ технико-технологические альтернативы;
♦ варианты местоположения;
♦ размер (масштаб, объем) проекта;
♦ сроки реализации проекта в целом и его фаз;
♦ доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;
♦ емкость рынка для продукции проекта;
♦ затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;
♦ график проекта.
Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях предынвестиционных исследований, ТЭО (проекта) строительства и разработки рабочей документации.
В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.
В ряде стран делаются попытки установить уровни этих непредвиденных расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5 % (для простых, стандартных проектов) до 15 % (для сложных, уникальных).
Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.
В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:
♦ маркетинг;
♦ источники и условия получения ресурсов;
♦ условия производства и сбыта.
В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:
♦ Где будет продаваться продукция?
♦ Имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?
♦ Если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?
♦ Останется ли проект жизнеспособным, с финансовой точки зрения, при новой цене?
♦ Какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?
♦ Предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?
♦ Какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?
♦ Способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?
♦ Практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?
♦ Кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?
Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены, и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.
Задача экологического анализа инвестиционного проекта — установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом, как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают «емкость» экосистемы.
Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3 % общих затрат на проект. Существенно больших — до 10 % — затрат требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки.
Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, так как экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к так называемому качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкусовые ощущения человека; на животных, растения; на коррозию). Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».
Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:
♦ менеджмента;
♦ организационной структуры;
♦ планирования;
♦ комплектования и обучения персонала;
♦ финансовой деятельности;
♦ координации деятельности;
♦ общей политики.
Основные задачи организационного анализа:
♦ определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);
♦ оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;
♦ оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта — особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;
♦ разработки мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);
♦ разработка предложений по совершенствованию выше упомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.
Цель социального анализа — определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая располагала бы поддержкой населения и способствовала достижению целей проекта.
Социальный анализ сосредоточивает внимание на четырех основных областях:
♦ социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);
♦ организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступк контролю за ресурсами,
♦ приемлемость проекта для местной культуры;
♦ стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.
Следует отметить: социальный анализ весьма сложен, прежде всего, по причине затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.
Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.
Предпроектная стадия разработки проекта исключительно важна, так как позволяет преодолеть еще до начала процесса инвестирования неопределенность и как следствие — снизить затраты по проекту и риск его осуществления.
Задача исследований заключается в том, чтобы обосновать вывод о нерентабельности данного проекта, приводящий к «отказу от проекта». Однако в отечественной практике существует более позитивный вариант корректировки параметров проекта, чтобы не потерять средства, затрачиваемые на предынве-стиционные исследования.
Критериями отказа от проекта являются:
♦ период окупаемости проекта, т. е. период, по окончании которого чистый объем поступлений от проекта превышает первоначальный объем инвестиций в проект. На основании этого показателя делается вывод о скорости возвращения вложенных средств: чем меньше период
окупаемости, тем привлекательнее проект;
♦ сумма дисконтированного денежного потока до и после финансирования проекта. Если чистая текущая стоимость больше 0, то проект принимается, если меньше, то отвергается, поскольку поступлений от проекта не хватает на то, чтобы восстановить вложенный капитал и
обеспечить минимально требуемый уровень доходности на этот капитал;
♦ внутренняя норма рентабельности проекта, т.е. соотношение поступлений и инвестиций, дисконтированных по времени;
♦ соотношение «выгоды/затраты», т. е. отношение дисконтированных выгод к дисконтированным затратам.
Отношение больше единицы указывает на то, что проект заслуживает внимания. Проекты, характеризующиеся большим отношением «выгоды/затраты», выгоднее, чем проекты с меньшим отношением.
Соотношение «выгоды/затраты» может быть использовано для установления предела возможного увеличения затрат без превращения проекта в экономически непривлекательное предприятие.
На предпроектной стадии заказчик (инвестор), исходя из своих целей и анализа ситуации, подготавливает декларацию о намерениях.
В этом документе реализуется замысел инвестора. В процессе его подготовки анализируются:
♦ потребность в конечных результатах;
♦ имеющиеся ресурсы;
♦ влияние проекта на окружающую среду;
♦ общий инвестиционный климат;
♦ уровень качества и стоимость и т. д.
Обычно на уровне формирования замысла нет необходимости в точной количественной оценке будущих затрат. Чаще всего в подготовке этого документа участвуют консультанты в области управления проектами, а также эксперты по специальным вопросам.
Декларация о намерениях особенно необходима при осуществлении проектов в области строительства. В этом случае она содержит следующие сведения:
♦ инвестор (заказчик) и его адрес;
♦ местоположение объекта;
♦ характеристика объекта;
♦ обоснование необходимости намечаемой деятельности;
♦ потребность в ресурсах при строительстве и эксплуатации;
♦ перечень основных сооружений и их строительные характеристики;
♦ транспортное обеспечение;
♦ возможное влияние на окружающую среду;
♦ источники финансирования;
♦ сроки намечаемого строительства.
Декларация направляется в местный орган государственного управления, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков. После получения положительного решения по поводу намерений и альтернативных предложений о размещении площадки или трассы для строительства объекта заказчик (инвестор) принимает решение о разработке ТЭО.