Портфель заказов предприятия может формироваться на основе: 1) полученных заказов от клиентов, включающих перечень изделий (работ, услуг), принятых к исполнению по срокам поставки. Он систематизируется по группам оборудования, в которых указываются номер договора или контракта на поставку и его дата, номер и дата заводского заказа на изготовление, наименование и вид изделия (работы, услуги), модель, марка, объем и сроки поставки по месяцам (декадам, суткам, часам) и др.; 2) прогноза сбыта продукции (работ, услуг) потенциальным потребителям. Выходные параметры портфеля заказов предприятия являются основой формирования планов и бюджетов по всем стадиям производственного цикла. Портфель заказов включает обычно следующие разделы:
• текущие заказы, направленные на обеспечение повседневной безостановочной работы;
• среднесрочные заказы со сроком исполнения до одного года и более;
• перспективные заказы, включая прогнозные на два года и более.
Текущие заказы в основном подкрепляются заключенными договорами на поставку продукции (работ, услуг). Производство продукции, на которую не заключены договоры поставки, может быть начато лишь при твердой уверенности предприятия в ее реализации. На среднесрочные и перспективные заказы не всегда можно найти клиента, готового гарантировать покупку продукции через несколько месяцев или даже лет. Поэтому предприятия стремятся минимизировать риск на основе:
|
|
• ограничения собственно процесса производства продукции подготовкой технической документации, обоснованием и подготовкой необходимых мощностей производства, экономическими расчетами определения трудоемкости единицы изделия (среднечасовой стоимости рабочей силы), себестоимости единицы изделия и перспективной цены, определения потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выпуска продукции, а также потенциальных поставщиков сырья и материалов;
• максимальной унификации комплектующих узлов и деталей, а также технологии по всей номенклатуре изготавливаемых изделий, что позволяет при отказе клиента от изделия минимизировать потери и переключиться на производство другого изделия;
• стремления к созданию преимуществ продукции фирмы но сравнению с конкурентами;
• поиска для предприятия наиболее выгодных рынков сбыта (определенная емкость рынка и возможность установления высоких цен, гарантия оплаты за поставленную продукцию);
• поиска страховых рынков сбыта, менее выгодных по цене, но позволяющих предприятию не останавливать производство из-за отсутствия заказов клиентов;
• расширения рекламы продукции и продвижения собственного бренда.
При формировании портфеля заказов предприятия особое внимание уделяется анализу положения поставщиков сырья и материалов, комплектующих узлов и деталей, надежности поставщиков, цене поставляемых товаров и услуг, качеству сырья и материалов, топлива и энергии со стороны, поставляемой по кооперации продукции, гибкости и способности поставщика к перестройке и изменению производства и др.
Основные разделы и технико-экономические показатели