double arrow

Производственной программы

Основными разделами производственной программы для пред­приятий, занятых в материальной сфере являются: 1) план про­изводства товарной (валовой) продукции; 2) план выпуска про­дукции на экспорт; 3) план повышения качества продукции; 4) план реализации продукции. Система планирования на предприятии базируется на использовании комплекса показателей качества, натуральных, стоимостных и других показателей, на основании которых осуществляется планирование и оценка результатов всех направлений деятельности предприятия. Можно выделить пока­затели качества, натуральные и стоимостные показатели. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Обычно выделяют десять основных групп показателей: I) показатели назначения; 2) показатели надежности; 3) показа­тели стандартизации и унификации; 4) показатели технологичности; 5) экологические показатели; 6) эргономические показатели; 7) эстетические показатели; 8) патентно-правовые показатели; 9) показатели транспортабельности; 10) показатели безопасности.

Натуральные показатели наиболее точно отражают физичес­кий объем производства. Единица измерения должна отражать характер продукции, ее назначение и потребительские свойства. Такими измерителями являются физические величины: штуки, метры, тонны и др. Натуральные единицы применяются в от­раслях, где продукция однородна (нефте- и газодобыча, уголь­ная промышленность, лесозаготовки, сельское хозяйство и т.д.).

В практике планирования производственной программы ис­пользуются условно-натуральные показатели. Они применяются для большей сопоставимости и соизмеримости некоторых оди­наковых по назначению видов продукции, имеющих различную мощность, производительность и т.д. Например, добыча различ­ных видов топлива, имеющих разную калорийность (нефть, газ, уголь), определяется в пересчете на условное топливо (1 т услов­ного топлива выделяет при сгорании 7000 ккал тепла); объем про­изводства резинотехнических изделий, шин, изделий из пласти­ческих масс планируется в условных единицах (квадратный метр прокладки в транспортной ленте, штуки, пары, метры по инди­видуальным изделиям или группам однородных изделий), кон­сервы — в условных банках и т.д. Объем продукции, учитыва­емый в условных единицах, необходимо планировать одновременно в натуральном и физическом выражении, так как это позволяет устанавливать плановый объем внутри- и внезаводских перево­зок, выполнять различные экономические расчеты.

На основе натуральных показателей рассчитываются стоимост­ные показатели объема производства. Планирование стоимост­ных показателей обеспечивает соответствие результатов и затрат на производство на предприятии. Преимущество стоимостных показателей по сравнению с натуральными заключается в том, что они обеспечивают единство мер в планировании независи­мо от типа производства, отраслевой принадлежности предпри­ятия, а также характера выпускаемой продукции. К основным стоимостным показателям продукции на предприятии относят­ся: валовой оборот, внутризаводской оборот (внутрипроизвод­ственное потребление), объем товарной, валовой и реализован­ной продукции, нормативная стоимость обработки, чистая и условно-чистая продукция, стоимость незавершенного производ­ства и некоторые другие.

Основой плана производства товарной (валовой} продукции является план по номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг), в котором должен быть определен ассортимент и объем производимой продукции. Производственная программа пред­приятия составляется обычно на годе поквартальной разбивкой. Внутри квартала план делится помесячно. Формирование месяч­ной производственной программы производится с учетом: ана­лиза отчета об ожидаемом выполнении предыдущей квартальной программы; изменений и уточнений, вносимых покупателями в заключенные договоры на поставку продукции; уточненного про­гноза сбыта продукции на предстоящий период; анализа отчета о выполнении плановых организационно-технических меропри­ятий по снижению затрат и повышению качества; анализа отче­та о фактическом выполнении календарного плана НИР и ОКР, технической подготовки производства, модернизации оборудо­вания, проведения текущего и капитального ремонта и др.

План выпуска продукции на экспорт содержит показатели объ­емов производства изделий (работ, услуг), соответствующих тре­бованиям поставок на экспорт на условиях конкретных согла­шений и договоров.

План повышения качества продукции содержит показатели обновления ассортимента и потребительских свойств важнейших для предприятия видов продукции (работ, услуг), обусловлен­ные требованиями соответствия по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и мировой техники на всех стадиях НИР и ОКР, технической подготовки, изготовления и сервисного обслуживания продукции. В связи с этим предусматривается замена и снятие с производства устарев­ших видов изделий с указанием конкретных сроков их замены или модернизации, улучшение основных технико-экономичес­ких параметров производимых изделий, а также соблюдение тре­бований технических условий и стандартов на всех стадиях из­готовления продукции.

План реализации продукции содержит показатели объема реа­лизации продукции (работ, услуг) предприятия конкретным покупателям и клиентам, выявленным в процессе маркетинго­вого исследования рынка. Объем реализации предприятии вклю­чает стоимость продукции и услуг, предназначенных к постав­ке и подлежащих отгрузке и оплате в плановом периоде: гото­вых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера и услуг, оказываемых сторонним орга­низациям (включая капитальный ремонт и модернизацию оборудования и транспортных средств предприятия), а также реа­лизации продукции (выполнения работ, оказания услуг) вспо­могательных производств на сторону, своему капитальному стро­ительству и непромышленным хозяйствам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: