Одним из исходных расчетов, обосновывающих производственную программу предприятии, является расчет производственных мощностей. При этом необходимо учитывать увеличение производственных мощностей за счет технического перс-вооружения и реконструкции предприятия, обусловленных мероприятиями по повышению эффективности производства и использования собственных ресурсов. Под производственной мощностью понимается максимально возможный годовой (суточный, сменный) выпуск продукции (работ, услуг) или переработки сырья в номенклатуре и ассортименте, предусматриваемых, но текущий (плановый) период при полном использовании производственного оборудования и площадей с учетом применения передовой технологии и наиболее рациональных методов организации производства и труда.
Производственные мощности по выпуску продукции в натуральном выражении рассчитываются в тех же единицах измерения, в каких разрабатывается производственная программа (штуки, метры, тонны, литры и т.д.). Это характерно для массового и крупносерийного производства. Условно-натуральные показатели могут применяться в серийном производстве. В условиях единичного производства для измерения производственной мощности участков и цехов нередко используются нормочасы или оптовые цены (рубли), что приводит к искажению реальных производственных возможностей участков и цехов. Поэтому целесообразно выражать производственную мощность структурной единицы предприятия в натуральных (условно-натуральных) показателях производимой продукции.
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Организация внутрифирменного планирования
Разрабатывая систему планирования, каждое предприятие должно определиться в отношении следующих позиций: 1) цельорганизации планирования; 2) временные горизонты планирования; 3) разработка необходимых форм плановых документов; 4) выбор методологии планирования; 5) определение технологии планирования. Цели планирования напрямую вытекают из основных задач планирования, а также из особенностей деятельности предприятия. Постановка целей зависит также от выбора горизонта планирования. В зависимости от выбранного временного горизонта предприятие определяет стратегические цели или легализирует их в соответствии с выбранной стратегией развития. Методы планирования на предприятии — это конкретные приемы и способы определения и расчетов плановых показателей. Можно выделить следующие методы планирования, применяемые на предприятии:
• нормативный метод (на основе установленных норм и нормативов рассчитывают потребности предприятия в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, а также определяют источники покрытия этих потребностей);
|
|
• расчетно-аналитический метод (на основе анализа достигнутого численного значения базового показателя и индексов его изменения в плановом периоде определяют плановое значение показателя; данный метод применяется при наличии не прямых, а косвенных взаимосвязей между показателями);
• балансовый метод (при построении материальных, трудовых и финансовых балансов достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в них);
• метод оптимизации плановых решении (разработка нескольких вариантов развития и выбор наиболее оптимального из них);
• экономико-математическое моделирование (применение экономико-математических методов и построение моделей на основе корреляционных связей и зависимостей).
Планирование на предприятии является составной частью управления производством. Оно отличается разнообразием организационных форм. Можно выделить три основные его формы — системы управления:
1) централизованную;
2) децентрализованную;
3) смешанную, включающую элементы той и другой системы.
На крупных предприятиях (корпорациях) с централизованной системой управления функции управления производством и планирования обычно тоже централизованы. При высшем руководстве имеется центральная служба планирования. Данная служба подчиняется непосредственно генеральному директору (президенту) или заместителю генерального директора (вине-президенту) и занимается разработкой перспективных и текущих планов. Отметим как положительные, так и отрицательные стороны централизованной системы планировании. Так, при централизованной системе планирования легче координировать работу взаимосвязанных предприятий и увязывать внутрифирменные межзаводские поставки. Однако рамки централизованного планирования ограничиваются одним комплексом взаимосвязанных предприятий. С расширением масштаба деятельности компаний, усилением процесса диверсификации возникает необходимость использования децентрализованной системы внутрифирменного управления.
При децентрализованной системе планирования наряду с другими отделами, подчиняющимися непосредственно генеральному директору (президенту) компании, существует центральный отдел планирования. Также существуют отделы планирования производственной группы или отделения (в каждой группе или отделении). В идеале централизация перспективного планирования в рамках крупного предприятия должна сочетаться с децентрализацией текущего планирования, что должно способствовать повышению инициативы отделений и предприятий в составлении текущих планов с наиболее полным учетом имеющихся производственных возможностей.
Зарубежный опыт организации планирования
В 1970—90-х годах большинство западных фирм и корпораций пошли по пути децентрализации управления и планирования. В ведении руководства корпораций осталось лишь планирование научно-технических разработок (фундаментальные исследования, разработка новых поколений техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиционные проекты, кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в больших масштабах и др.). Данные функции стратегического управления централизует в США 65—80%, а в Японии — 75-90% корпораций. Важнейшее влияние на системы планирования оказывают организационные структуры корпораций. Например, в корпорациях с региональной структурой долгосрочное планирование отличается значительной степенью децентрализации, местной ориентацией в вопросах прогнозирования продаж. Корпорации с продуктовой «глобальной» структурой отличаются централизацией планирования: планы из центра передаются в продуктовые отделения, где распространяются от вышестоящих подразделений к нижестоящим с конкретизацией поставленных перед ними задач. Участие нижестоящих подразделений предусматривается лишь на предварительном этапе планирования.
|
|
В компаниях с децентрализованной системой управления исследовательская работа сосредоточена в производственных отделениях и на крупных предприятиях. Специализация производства по отделениям требует соответствующей специализации исследовательских работ, обслуживающих потребности данного производства. В компаниях с централизованной системой управления имеется центральный отдел исследования и развития, находящийся при высшей администрации, который обеспечивает потребности в исследовательских работах всех заводов компании. В некоторых крупных децентрализованных компаниях центральная служба планирования наряду с перспективными планами занимается также периодической (чаще всего ежемесячной) проверкой состояния текущих финансовых расходов отделений и предприятий.
В некоторых западных компаниях центральная служба планирования особо выделена из состава ведущих отделов высшей администрации, что повышает значение этой службы как органа, координирующего управленческую деятельность в рамках компании. С этой же целью на многих фирмах руководитель центральной плановой службы наделяется большей властью. Отметим, что важной функцией центральной службы планирования является прогнозирование, представляющее собой один из элементов перспективного планирования. Эта функция заключается в обеспечении сбора и обработки информации, характеризующей условия деятельности компании в будущем. Именно эта информация является основой для разработки перспективных планов. Служба планирования рассматривается на крупных западных фирмах в качестве своего рода катализатора, активизирующего деятельность других отделов. Эта служба выполняет одновременно контрольные функции, выявляя и устраняя недостатки в работе других отделов высшей администрации и периферийных служб планирования. Численность центральной службы планирования в крупных компаниях бывает разная. Большие службы (до 100 человек) формируются в тех случаях, когда на них возлагается ответственность за составление детальных прогнозов. Компании стараются формировать центральную службу планирования из самых способных специалистов.
|
|
Наряду с созданием и совершенствованием центральной службы планирования в крупных компаниях идет перестройка периферийных, и заводских служб планирования. Создание и перестройка периферийных служб планирования выявили такую форму подготовки этих процессов, как специальная исследовательская группа и руководящий (инспекционный) комитет. В задачу исследовательской группы входит непосредственная разработка новой системы заводского планирования и контроля применительно к данному предприятию. Для этого сначала изучаются все производственные процессы предприятия, затем выявляются необходимые методы управления этими процессами и определяется объем необходимой информации для контроля над производством.
Первый этап работы исследовательской группы включает: 1) изучение каждой производственной операции; 2) изучение комплексов последовательных операций; 3) составление перечня информационных данных, необходимых для исчерпывающей характеристики каждой операции и комплекса операций. Второй этап работы исследовательской группы заключается в определении оптимальных запасов готовой продукции, требующейся для бесперебойного снабжения потребителей. На третьем этапе исследовательская группа выявляет участки производства, представляющие наибольший интерес при определении возможностей снижения издержек производства. Это проводится путем непосредственного опроса рабочих на производственных участках, что помогает найти пути снижения издержек производства на этих участках. Четвертым этапом работы исследовательской группы является составление перечня команд. В случаях отклонения работы от производственного графика управляющим приходится принимать определенные решения. В задачу исследовательской группы входит формулирование этих решений в виде конкретных команд.
МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план переводится дословно с английского языка как «план предпринимательской деятельности», «план предпринимательства». Существуют два принципиальных направления бизнес-плана: 1) внутреннее — объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия и подготовка программы реализации проектного предложения с разбивкой на этапы его реализации; 2 ) внешнее — информация об организационно-технических, финансово-экономических и других преимуществах (рисках и проблемах) для внешнего инвестора, заинтересованных организаций и предприятий, государственных и муниципальных органов. В зависимости от цели в практике планирования выделяют различные типы бизнес-планов: производственный бизнес-план или бизнес-план развитии предприятия; бизнес-план финансового оздоровления; инвестиционный бизнес-план; бизнес-план для создания нового предприятия, нового вида товара или услуги; бизнес-план для получения кредита и др.
Структура, объем и состав бизнес-плана определяются поставленными целями, видами деятельности, размерами предприятия. В то же время существуют внутренняя логика построения бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. Текст бизнес-плана не должен превышать 25 страниц и может включать следующие разделы:
1. Резюме.
2. Общая характеристика предприятия и его продукции.
3. Маркетинговый план.
4. План производства.
5. Организационный план.
6. Финансовый план.
7. Оценка рисков и страхование.
Резюме
Резюме составляется в конце работы над бизнес-планом. Основная цель — доказать, что в предлагаемый проект следует вложить средства. Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана объемом не более трех страниц машинописного текста, который обычно составляется из ключевых фраз других разделов бизнес-плана. Это реклама проекта, поэтому изложение должно быть предельно простым и кратким. Описание резюме достаточно свободно, однако изложение необходимо начинать с целей и задач бизнес-плана. Затем дается описание преимуществ продукции (услуг) предприятия на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству, ресурсов предприятия и его текущего финансового состояния, возможностей роста производства и его доходов, потребностей в инвестициях и направлений их использования, предполагаемых источников финансирования и порядка возврата заемных средств, ожидаемых рисков при осуществлении проекта, экономического обоснования и эффективности производства.