Вначале необходимо дать характеристику отрасли экономики, в которой действует предприятие, показать этапы и тенденции развития отрасли (три основных типа — устойчивое развитие, растущее или кризисное состояние), а также место предприятия в отрасли. При характеристике предприятия необходимо обратить внимание на его отличия от организаций и компаний, действующих на рынке:
• полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения и номер постановки на учет в Федеральной налоговой службе, юридический адрес предприятия, банковские реквизиты;
• организационно-правовая форма предприятия;
• размер уставного капитала;
• перечень основных владельцев с указанием их доли в уставном капитале, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
• основной вид деятельности предприятия;
• показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
• формулировка миссии предприятия, т.е. цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
• объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
• конкурентные преимущества предприятия;
• проблемы, с которыми сталкивается предприятие;
• характеристика менеджеров высшего звена управления — генерального директора, исполнительного директора, директоров, главного бухгалтера (Ф.И.О., возраст, образование, квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности);
• оценка и анализ сильных и слабых сторон предприятия и его конкурентов.
Далее дается четкое определение и описание продукции и услуг предприятия с позиций потребителя, которые будут предложены на рынок. Производится сравнение их с продукцией (услугами) конкурентов, обосновывается необходимость развития производства и совершенствования продукта (услуги). Раздел носит описательный характер. В нем необходимо указать преимущества товара (услуг) предприятия по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, основные технико-экономические характеристики, пути совершенствования и модификации предлагаем ого товара. Обычно в бизнес-плане приводятся следующие характеристики продукции (услуг):
• функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
• примеры использования продукции, включая второстепенные области применения;
• показатели качества (долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта, соответствие продукции принятым стандартам, технологичность, универсальность, процент брака, требования к контролю качества, предпродажному, послепродажному и гарантийному обслуживанию и др.);
• внешнее оформление и упаковка;
• стадия, в которой находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
• описание преимуществ товара (услуги), сильные и слабые стороны товара (услуги);
• сравнение с другими товарами (услугами):
• основные направления совершенствования продукции (услуги).
Маркетинговыйплан.
В данном разделе дается описание стратегии маркетинга, заключающейся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке. План маркетинга предусматривает следующие подразделы: 1) цели и стратегии маркетинга; 2)комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков; 3) ценообразование; 4) выбор системы распространения товара (услуги); 5) реклама; 6) методы стимулирования продаж, организация сервисного обслуживания клиентов.
При решении вопросов, связанных с целями и стратегиями маркетинга, необходимо на основе полученных результатов стратегического планирования деятельности предприятия детализировать цели маркетинга по уточнению основных приоритетов предприятия на рынке производимой продукции, продаже конкретных товаров и оказанию услуг, проникновению на конкретные рынки, конкурентной борьбе на рынках, методам стимулирования продаж, бюджету маркетинга и т.д. Далее необходимо определить конкретные маркетинговые стратегии для достижения каждой из поставленных и сформулированных целей.
Комплексный анализ является одним из ключевых этапов подготовки бизнес-плана и условно проходит четыре этапа. Первый этап — оценка потенциальной емкости рынка, т.е. определение общего объема товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за месяц, квартал или год. Второй этап — оценка потенциального объема продаж на основе конъюнктуры рынка, т.е. оценка суммы реализации, на которую можно рассчитывать при данных возможностях. Третий этап — сегментация рынка на основе группировки покупателей по определенным признакам. Четвертый этап — комплексная оценка рынка, завершающаяся разработкой прогноза объема продаж на будущее. На крупных предприятиях разработка такого прогноза возможна с помощью применения различных методов (математического моделирования с использованием большого объема статистической информации, проведения маркетинговых экспериментов и т.д.). На предприятиях малого и среднего бизнеса обычно ограничиваются опросом покупателей, экспертными оценками менеджеров фирмы или привлекаемых специалистов.
Цена товара может определяться с учетом множества факторов: себестоимости продукции (средних издержек производства), уникальных достоинств товара, его качества, цены конкурентов на аналогичный товар (услугу) или товары-заменители, цены, определяемой спросом на данный товар (услугу). Выбор метода установления цен и уровень планируемой предприятием цены свидетельствуют о выработке предприятием своей ценовой политики. Ценовая политика в маркетинге может включать:
• выход на рынок;
• вытеснение конкурентов с рынка;
• ввод па рынок нового товара;
• получение сверхприбыли на основе стратегии «снятия сливок с рынка»;
• быстрое возмещение затрат, связанных с производством и сбытом продукции;
• сохранение стабильного положения на рынке при нормально-умеренной рентабельности;
• поддержание и расширение доли рынка фирмы и др.
Схеме каналов распространения товаров — это организация каналов сбыта продукции от производители к потребителям. Предприятие должно прежде всего решить, будет оно вести торговлю самостоятельно или через посредников. 6 схеме должны быть предусмотрены структура и размеры каналов сбыта (одно, двух- или трехуровневые каналы сбыта), при этом эффективным решением данного вопроса является выбор наилучшей комбинации нескольких каналов. Составляется оптимальная схема транспортировки товаров, устанавливается уровень товарных запасов на складе.
Главной функцией рекламы является выделение продукта из остальной массы конкурирующих товаров (услуг) через подчеркивание индивидуальной черты, свойственной именно этому товару (оригинальность потребительских свойств, высокое качество, низкая или умеренная цена, упаковка и т.д.). В части рекламы выбираются тип (товарная или фирменная) и средства распространения рекламы (наружная реклама, печатная продукция, радио- и телереклама, реклама на транспорте и др.). Предприятие должно решить, будет ли оно само заниматься рекламой или пригласит специалистов со стороны. Реклама — дорогостоящее мероприятие, поэтому необходимо определить бюджет рекламы на период осуществления проекта. Расходы на рекламу отражаются в разделе «План производства».
Описываются система формирования спроса и стимулирования сбыта на предприятии или отдельные методы стимулирования продаж (рассрочка и другие виды кредита, предоставление бесплатных образцов товара, купонов, скидок, премий, гарантий возврата денег и т.д.). Расширение сервиса имеет важное значение в повышении конкурентоспособности товаров предприятия. В данном подразделе необходимо указать условия предпродажного, послепродажного и гарантийного обслуживания, структур сервисных точек.
План производства
Раздел «План производства» должен описать путь, на основе которого предприятие планирует в ближайшие два—три года (для крупных компаний срок может быть увеличен до 4—7 лет) эффективно изготавливать продукцию (услуги). Этот раздел должен ответить на следующие вопросы: где будут изготавливаться товары, какие потребуются производственные мощности, какое оборудование потребуется и где намечается приобрести недостающее оборудование, какова схема производственных потоков, где и у кого закупается сырье и материалы, предполагается ли производственная кооперация, какова система контроля качества и, наконец, какова себестоимость производимого продукта (услуги)? Структура данного раздела и этапы его разработки представлены ниже.
I. Программа производства и реализации продукции (по годам с разбивкой по кварталам): по каждому виду продукции — объемпроизводства в натуральном и стоимостном выражении, объем реализации в натуральном выражении, иена реализации за единицу продукции, выручка от реализации, общая выручка от реализации продукции.
2. Схема технологического процесса: описание станочного оборудования, машин и инструмента, являющихся технической базой проекта, требуемые производственные мощности, требования к источникам энергии и их доступность, потребность в сырье, материалах, комплектующих изделиях и производственных услугах, требования к подготовке производства, возможности совершенствования технологии производства.
3. Требования к организации производства: требования к формам организации промышленного (строительного, транспортного, торгового и др.) производства, организационным структурам управления предприятием; требования к организации производственного процесса, в том числе к организации вспомогательных хозяйств предприятия, технической подготовке производства, организации материально-технического обеспечения и сбыта продукции, организации маркетинговой деятельности, формированию кадров предприятия; требования к организации труда.
4. Потребность в основных средствах: наличие и общая потребность в соответствующих производственных площадях и современном оборудовании (спецификация по зданиям и сооружениям производственного назначения, рабочим машинам и оборудованию, в том числе по каждой единице оборудования, с указанием производительности, а также по транспортным средствам, инструменту и спецоснастке); поставщики основного оборудования и условии поставок (покупка или аренда). Лизинг оборудования. Форма амортизации (простая или ускоренная). Норма амортизационных отчислений. Основание для применения нормы ускоренной амортизации.
5. Поставщики и партнеры. Необходимо определиться, с какими фирмами и организациями предприятие собирается устанавливать постоянные деловые отношения. Поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
6. Потребность в оборотных средствах. Необходимо проанализировать затраты на сырье и материалы, топливо и мектро-энергию, тару, запасные части, а также затраты на незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления и покупные, расходы будущих периодов.
7. Потребность в персонале и заработной плате. Необходимо составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, а также указать требуемую квалификацию работников по рабочим основного и вспомогательного производства, специалистам и служащим; установить условия оплаты и стимулирования труда, структуру и состав подразделений, возможности обучения персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
8. Годовые затраты на выпуск продукции: затраты на производство и сбыт продукции (на годовой объем). Переменные (пропорциональные объему производства) и постоянные затраты (не зависящие от объема производства). Себестоимость единицы продукции (работы, услуги).
9. Стоимость строительства, структура капитальных вложений по утвержденному проекту, предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом расчете, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты.
10. Обеспечение экологической и технической безопасности. Природоохранные мероприятия.
Организационный план
Данный раздел содержит информацию: 1) о форме собственности (по хозяйственным товариществам указываются условия создания и партнерства, по закрытым акционерным обществам — состав основных акционеров и принадлежащие им доли, по открытым акционерным обществам указывается объем выпущенных акций и объем их эмиссии); 2) об организационной структуре предприятия (организационная схема управления предприятием, состав подразделений и их функции, состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головным предприятием): 3) о персонале (члены совета директоров, краткие биографические справки, обладатель права подписи финансовых документов, распределение обязанностей между членами руководящего состава, вопросы оплаты труда руководящего персонала); 4) о правовом обеспечении деятельности предприятия (все правовые аспекты создания и функционирования предприятия).
Финансовый план
Раздел «Финансовый план» призван обобщить предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Этот раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность. Объем и детализация финансовой информации, ее конкретные формы могут быть различны в зависимости от отраслевых особенностей, целей бизнес-плана, требований инвесторов и кредиторов. В данном разделе должны найти отражение следующие вопросы: объем продаж и общая прибыль, общий объем инвестиций, издержки производства и обращения, процентное соотношение доходов и расходов, использование собственных и заемных средств, их источники и сроки погашения задолженности, срок окупаемости вложений, срок начала выплаты дивидендов. Должны быть подробно описаны потребности в финансовых ресурсах, планируемые источники и предполагаемые схемы финансирования, ответственность заемщиков и принятая в проекте система гарантий.
Финансовый план может быть представлен в двух частях: 1) планово-отчетные документы; 2) расчет показателей эффективности реализации бизнес-плана. В практике бизнес-планирования первая часть финансового плана обычно представлена тремя основными документами: планом доходов и расходов, планом движения денежных средств и сводным планом активов и пассивов предприятия.
План доходов и расходов. Прогноз делается обычно на первые три гола и последующий период. Он содержит следующие показатели: доходы от продажи товаров (оказания услуг); издержки производства продукции (услуг), суммарная прибыль от продаж; общепроизводственные и коммерческие расходы (по видам): страхование; амортизационные отчисления; налоги, включаемые в себестоимость и относимые на финансовый результат; погашение основного долга и выплата процентов за кредит (проценты за капитал); налогооблагаемая прибыль; налог на прибыль; чистая прибыль. Основная задача документа — показать ожидаемое формирование прибыли при заданных в проекте параметрах (прежде всего выручке от реализации и издержках) в ближайшие несколько лет.
План движения денежных средств (кассовый план-бюджет). Основная цель прогнозирования денежных средств состоит в проверке синхронности их поступления и расходования, т.е. в проверке способности предприятия своевременно погашать обязательства перед кредиторами (инвесторами) за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете предприятия. Прогнозирование денежных средств предполагает подробный план ожидаемых поступлений и выплат денежных средств с конкретизацией статей поступлений и выплат и разбивкой по периодам. Основой для составления плана движения денежных средств является прогноз объема продаж, который дает представление о будущих доходах предприятия. При планировании движения денежных средств необходимо учитывать следующие факторы: денежные потоки, изменения ставки процента и уровня инфляции, изменения налогового законодательства.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия. Сводный баланс характеризует финансовое состояние предприятия на определенный момент времени, показывает, какими средствами финансирования оно обладает и как используются данные средства. Этот баланс рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Сводный баланс вызывает большой интерес прежде всего у специалистов кредитных учреждений, поскольку позволяет оценить, какие суммы предприятие намечает вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов фирма собирается финансировать создание или приобретение данных активов.
Вторая часть финансового плана — анализ полученной финансовой информации, расчет основных показателей платежеспособности и ликвидности, оценка эффективности проекта, выяснение, в какой форме выгоднее привлекать капитал и когда можно ожидать полного возврата инвестиций, определение выгоды от проекта, разработка финансовой стратегии предприятия.