В настоящее время одним из самых важных ресурсов организации становится информация. Развитие экономики и общества увеличивает потребность в информации. В современном мире роль информации определяется прежде всего следующими факторами: глобализацией рынков, усилением ориентации на потребности клиентов, развитием технического прогресса, увеличением подвижности и сложности внешней среды, усилением взаимозависимости различных факторов внешней среды, усложнением системы управления фирмой, ускорением жизненного цикла продукта.
Ускорение жизненного цикла продукта в немалой степени связано с развитием информационных технологий: в 1960-е годы, в период распространения больших ЭВМ, продолжительность жизненного цикла продукта достигала 10—15 лет; с появлением персональных компьютеров она снизилась до 5—6 лет; в 1990-е годы — до 1—3 лет. Можно ожидать, что дальнейшее использование Интернет-технологий приведет к еще большему ускорению процессов в бизнесе. Новое в бизнесе, связанное с развитием электронных технологий, — борьба за лояльность потребителя: акцент переносится с жизненного цикла товара на жизненный цикл потребителя.
Информация е современном мире — это не любые сведения, а те, которые несут в себе что-то новое и уменьшают имеющуюся неопределенность. Информация существует вне ев создателя как отчужденное от него знание. Это сообщение, записанное определенными знаками на каком-то материальном носителе и доступное для воспроизведения безучастия автора. Информация становится ресурсом организации, если позволяет решать следующие важные для нее задачи: определять стратегические и тактические цели и задачи организации, формировать планы развития бизнеса, организовывать их выполнение, осуществлять контроль за текущей ситуацией в организации, прогнозировать изменения во внешней среле, принимать обоснованные управленческие решения, осуществлять взаимодействие различных подразделений. Информация как любой ресурс фирмы обладает рядом свойств:
· достоверностью, т.е. она не должна искажать истинного положения дел;
· адекватностью, т.е. соответствовать задачам и ситуации на фирме;
· оперативностью, доступностью;
· непротиворечивостью, целостностью.
Информация, информационные ресурсы существовали на протяжении всей истории человеческого общества. И всегда этот ресурс в той или иной мере использовался для управления людьми, процессами, бизнесом и т.д. По мере развития общества, технологий объем требующейся для управления информации увеличивался. Каждый раз человечество находило способ решения задачи переработки все большего объема информации. Развитие информационных технологий было связано как с системой предоставления информации, так и с совершенствованием средств информационных коммуникаций. До появления письменности информация накапливалась только в индивидуальной памяти каждого человека, т.е. невозможно было отчуждение информации от се автора. Появление письменности дало возможность работать с отчужденной информацией, находящейся в общественной (коллективной) памяти человечества, т.е. информацию можно было собирать, передавать, перерабатывать и хранить. С развитием цивилизации все более совершенными становились носители информации: камень, глиняные и деревянные дощечки, папирус, пергамент, бумага, магнитные носители.
Информационные технологии получили значительный толчок в своем развитии, когда во второй половине XIX века сформировалась всемирная почтовая связь, появились фотография, телефон, радио, кинематограф. Это позволило сделать первый шаг в создании общемировой системы хранения и быстрой передачи информации. В XX веке ряд научно-технических открытий сделал информацию одним из наиболее ценных ресурсов как человеческой цивилизации в целом, так и ее отдельных составляющих: национальных систем государственного управления, организаций, фирм и т.д.