Контурная ошибка, возникающая из-за отставания перемещений приводов по каждой из координат, отличается от ошибок по каждой координате.
I. Определение контурной ошибки Δ к при обработке по прямолинейной поверхности под углом а к оси ОХ (рис. 2.4).
Скорости движения вдоль осей координат при движении с контурной скоростью v вдоль заданной прямой составят:
Поэтому на приводы каждой из координат система ЧПУ будет формировать управляющие воздействия:
Вследствие апериодического характера переходных процессов в приводах подач возникает отставание действительного положения РОС от заданного. Ошибки по каждой из координат составляют:
где kvx, kvy - соответственно добротности приводов по координатам X и Y. В общем случае Тпру # Тпрх. Тогда действительная траектория определяется параметрическими уравнениями:
Величина контурной ошибки Δк определяется расстоянием между фактической и заданной траекториями, которые представляют собой в установившемся режиме отрезки параллельных прямых. При этом контурная ошибка
|
|
Максимальная контурная ошибка возникает при движении под углом 45°, т.е.
Для уменьшения контурной ошибки при настройке приводов по осям X и У всегда стремятся обеспечить равные добротности.
2. Определение контурной ошибки Δк при обработке окружности.
При обработке окружностей система ЧПУ формирует на приводы по координатам Xvt У управляющие воздействия вида
где R - радиус окружности; ω= v/R - угловая скорость рабочей точки.
В этом случае изображения по Лапласу координат на выходе приводов определяются выражениями:
Отсюда оригиналы равны:
Если Тпрх ≠ Тпру, то обрабатываемая поверхность является эллипсом, а если Тпрх = Тпру = Тпр, то обрабатываемая поверхность является окружностью. Тогда в установившемся режиме имеем, что
где φ= arctg ω·Tnp.
Траектория, описываемая полученными уравнениями, представляет собой окружность радиусом
Тогда контурная ошибка при обработке окружности:
Полученное выражение связывает режим обработки, радиус, скорость и контурную ошибку с одним из наиболее важных динамических параметров приводов - добротностью кv = 1/Тпр.