Рассмотрим процесс образования скоростной ошибки. При этом будем считать, что привод аппроксимирован передаточной функцией (2.1), т.е. апериодическим звеном первого порядка.
В режиме движения с постоянной скоростью v система ЧПУ вырабатывает управляющие воздействия вида
где t - непрерывное время. Тогда изображение по Лапласу от управляющего воздействия
Отсюда изображение по Лапласу выходной переменной привода
оригинал которого имеет вид
Анализируя полученную зависимость, делаем вывод, что после окончания переходного процесса координата будет двигаться с постоянной скоростью
При этом величина отставания от задания (скоростная ошибка):
Обозначим через
Величина kvназывается добротностью привода. В общем случае
Обычно значения добротности привода лежат в пределах от (10 -50) с-1 в зависимости от типа привода. На рис. 2.3 показан процесс появления скоростной ошибки. Запаздывание в обработке перемещений обычно составляет от 0,02 до 0,1 с.
Скоростная ошибка следящего привода при больших скоростях перемещений v может достигать значительных величин. Например, при v=6 м/мин = 100 мм/с и kv =50 с-1 величина скоростной ошибки Δ хс=2 мм. Поэтому в системах ЧПУ предусматривается введение коррекции по скорости.
|
|
Коррекция заключается в том, что наряду с сигналом по положению
(при движении с постоянной скоростью) на следящий привод подается входное воздействие, пропорциональное скорости v, т.е.
где uK(t) - сигнал скоростной коррекции. В результате суммарное воздействие на привод
изображение по Лапласу которого имеет вид
Тогда изображение выходной координаты привода
оригинал которого определяется выражением
При настройке сигнала скоростной коррекции так, чтобы k=Tnp, скоростная ошибка станет равной нулю, т.к. в этом случае
Рассмотренный прием широко используется в системах ЧПУ для повышения точности в высокоточных и высокоскоростных системах, для повышения точности слежения на участках разгона и торможения. Совершенно аналогично вводят коррекцию по ускорению.
Использование коррекции по скорости и ускорению не приводит к усложнению и увеличению объема вычислений в устройстве ЧПУ, т.к. текущие значения скорости и ускорения используются при вычислении задающего воздействия и нескорректированных систем. Однако требуются дополнительные цифро-аналоговые преобразователи для преобразования кодов скорости и ускорения в сигналы управления приводом.