double arrow

Постановка задач ценообразования.

Прежде чем приступить к расчёту цены товара (услуги), необходимо определить, какие цели фирма стремится достичь с помощью данного товара (услуги). Примерами часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара.

Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей, и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров (услуг), фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли.

Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек: применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли.

Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства, они идут на максимально возможное снижение цен.

При выполнении расчётов можно показатель доли рынка фирмы вычислить как величину обратно пропорциональную цене её товара (услуги) по формуле:

,     (8)

         

где Дi - показатель доли рынка i-ой фирмы;

  Цi - цена товара i-ой фирмы;

  n - количество фирм, функционирующих на рынке.

Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы её товар (услуга) был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него (неё) высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества, проведение дорогостоящих НИОКР.

Пример. Кинокомплекс «Синема парк» в качестве задачи ценообразования выбирает завоевание лидерства по показателю доли рынка, так как он является солидной и развивающейся компанией, стремится к укреплению своих позиций на данном рынке.

Оценка издержек.

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар (услугу). Ну, а минимальная цена определяется издержками фирмы или ёмкостью рынка товара. Компания стремится назначить на товар (услугу) такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его (её) производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

Издержки бывают двух видов: переменные, зависящие от объёма производства, и постоянные (накладные расходы), величина которых не зависит от уровня производства.

Переменные издержки включают затраты на материалы, сырье, запасные части, комплектующие изделия, топливо и другие энергоносители для технологических нужд, заработную плату производственного персонала, затраты по распределению и сбыту и т.п.

Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки.

Затраты по распределению и сбыту определяются как наценки на себестоимость. При выполнении практических работ, если предприятие является торговым посредником (для материальных товаров), можно принять оптовые наценки равными 20 %, розничные - 25% и транспортные наценки - 8% на первые 100 км и 1% на каждые последующие 100 км, включая неполные. Себестоимость - это валовые издержки без затрат на распределение и сбыт, приходящиеся на единицу продукции. При выполнении коммерческих операций по купле и продаже себестоимостью является покупная цена товара.

Пример. Издержки любого предприятия бывают постоянные и переменные. У «Синема парк» издержки на производство услуг кинотеатра включают материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизацию и прочие затраты. В материальные затраты, в свою очередь, включаются затраты на покупку (или прокат) кинофильмов, бумагу и краску для билетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: