Такие линии используются в основном для ТО-1 и ТО-2. Исходной величиной, характеризующей поток периодического действия, является такт линии. Под тактом линии понимают интервал времени между двумя последовательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими данный вид обслуживания.
По аналогии с тактом поста такт линии:
мин (1.43)
где – трудоемкость работ ТО, чел·ч;
– общее число технологически необходимых рабочих, работающих
на линии обслуживания;
– время передвижения автомобиля с поста на пост, мин.
Число рабочих на линии обслуживания:
чел. (1.44)
где – число постов линии;
– среднее число рабочих на посту линии обслуживания (см. При-
ложение 1 табл. 14)
Таким образом:
мин. (1.45)
Число постов линии () для данного вида обслуживания назначают исходя из содержания работ, их технологической последовательности, объема работ и возможной специализации постов по виду работ. Общее число рабочих на линии обслуживания рекомендуется принимать не менее 5 рабочих при ТО-1 и 7 рабочих при ТО-2.
|
|
При расчете число может быть назначено не только целым, но и дробным при условии, что произведение будет выражено целым числом или очень близкой к нему величиной. Например, при = 2,5 и = 4, = 10 или = 2,3 и = 3, = 6,9 = 7.
Это объясняется тем, что рабочие на линии обслуживания могут быть распределены по постам в количестве, отличающемся от среднего значения и фактически равном целому числу и соответственно выполняемому на каждом посту объему работ. Но при этом должно быть сохранено условие равенства такта каждого поста такту линии. Например, для линии, состоящей из трех постов:
мин. (1.46)
где – объемы работ, выполняемые на соответствующих постах,
чел·ч, (см. Приложение 1 табл.20);
– число рабочих на постах, (см. Приложение 1 табл.14).
При использовании конвейера время передвижения автомобиля с поста на пост:
мин. (1.47)
где – габаритная длина автомобиля (автопоезда), м (см. Приложение 1
табл. 21)
– расстояние между автомобилями, стоящими на двух последова-
тельных постах, м;
– скорость передвижения автомобиля конвейером, м/мин.
При наличии настольного, переносного оборудования и приборов, а также настенного подвесного оборудования в суммарную площадь должны входить площади столов, верстаков и стеллажей, на которых устанавливается оборудование и приборы, а не площади самого оборудования. Если оборудование занимает меньшую площадь в плане, чем площадь устанавливаемого на него автомобиля, то в суммарную площадь оно не включается.
|
|
Рис. 2. Схема планировки поточной линии обслуживания:
LЗ — расчетная длина зоны обслуживания, м; LЛ — расчетная длина линии обслуживания, м; La — габаритная длина автомобиля, м; а — расстояние между автомобилями на постах поточной линии, м; а1 — расстояние от автомобиля до въездных и выездных ворот, м.
, м2
где Lл – длина поточной линии, м
Вл – ширина поточной линии, м (принимается при олностороннем рас-
положении – 6 м, при двухстороннем – 12 м)
Значение принимается по технической характеристике для выбранного типа конвейера. Для выпускаемых цепных продольных конвейеров = 10 - 15 м/мин. Расстояние в соответствии с ОНТП должно быть не менее 1,2 м для автомобилей I категории, 1,5 м – II и III категорий и 2,0 м – IV категории.
Число линий обслуживания:
(1.48)
где – время, требуемое на ТО всех автомобилей, мин;
– фонд времени одной линии обслуживания, мин.
Так как , то число линий обслуживания:
(1.49)
Число линий обслуживания может быть определено так же из возможной пропускной способности одной линии:
(1.50)
При расчете числа линий необходимо подбирать значение так, чтобы отношение было выражено целым числом или близким к нему, но не превышающим целого числа линий, так как в противном случае линия будет перегружена. Допускаемое отклонение может быть принято не более 0,08 в перерасчете на 1 линию. Если при расчете число линий не удовлетворяет указанным условиям, то следует произвести перерасчет такта линии, изменив значение .
При организации процессов обслуживания на поточной линии периодического действия по окончании рабочего дня не должно оставаться автомобилей. Это обуславливает необходимость ступенчатого графика прихода рабочих на линию. Посты линии будут включаться в работу последовательно с интервалом времени, равным такту линии. При этом каждый пост будет работать в течение времени , а общая продолжительность работы линии увеличится на время .
При смешанном подвижном составе, имеющем различную трудоемкость ТО, когда производственная программа по каждому типу недостаточна для организации отдельных поточных линий, обслуживание различных групп подвижного состава, возможно, проводить и на одной линии в различные дни недели или часысуток (смены). При этом поточная линия по своему устройству и оборудованию должна удовлетворять требованиям аждого типа подвижного состава.
Производственные программы по ТО-1 и ТО-2 со временем могут изменяться в связи с совершенствованием режима ТО, изменением типажа и численности подвижного состава. Поэтому при проектировании предприятий линии ТО по возможности следует разрабатывать технологически и конструктивно так, чтобы можно было проводить ТО-1 и ТО-2 на одной линии, но в разное время. Кроме того, унификация поточных линий позволяет более рационально использовать производственные площади и оборудование.