Вопрос 1: Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация

Специфика общественных благ отчетливо проявляется в формировании спроса и условиях равновесия для сферы их производства. Известно, что для частного блага агрегированный спрос формируется путем горизонтального суммирования индивидуальных функций спроса. При этом состояние равновесия предполагает, что для любых двух благ и всех индивидов предельные нормы замещения равны между собой, совпадают с предельной нормой трансформации и тождественны соотношениям цен на данные блага. Для общественных благ агрегированный спрос складывается путем вертикального суммирования индивидуальных функций спроса.

Один из первых подходов к изучению спроса на общественные блага был предложен А. Пигу. Согласно ему, индивид получает положительную полезность от потребления общественных благ и отрицательную – от налогообложения. Уплаченные налоги могут рассматриваться как альтернативная стоимость, выраженная в единицах потребления частного блага. Для каждого потребителя оптимум достигается тогда, когда предельная выгода от общественного блага уравновешивается предельной тяжестью налогообложения данного индивида, и его бюджет распределяется между частными и общественными благами. Подход Пигу важен для формулирования основных вопросов, связанных с предоставлением общественных благ. Сам Пигу считал, что тяжесть налогообложения должна распределяться в соответствии со способностью платить, и к людям, находящимся в неравном положении, должны применяться неравные налоговые требования.

Спрос на общественные блага может быть определен с использованием микроэкономического инструментария. Кривая спроса на общественное благо может быть выведена из кривых безразличия так же, как и кривая спроса на частное благо. Для каждого индивида денежный доход, предпочтения и цены на блага фиксированы. Изменяя цену общественного блага, можно получить кривую цена – потребление, из которой затем и выводится спрос.

Пол Самуэльсон называл полученный таким образом спрос на общественные блага псевдоспросом, поскольку построение кривой основывается на предпосылке, что индивиды выражают свое истинное восприятие ценности общественного блага и истинную готовность платить за него. Таким образом, предполагается, что никто не ведет себя как безбилетник или не проявляет оппортунистического поведения.Графически кривая спроса на общественное благо представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Индивидуальный спрос на общественное благо

Еще один подход предложил Джеймс Бьюкенен, выводя кривую предельной ценности (marginalvaluationcurve), которая представляет собой геометрическое место точек, отражающих наклон последовательных кривых безразличия (измеряемый с помощью MRS), в точках, где они пересекают бюджетную линию. Однако в этом случае кривая предельной ценности выводится для конкретного уровня цен. Изменение цены приведет к появлению новой кривой. Таким образом, она позволяет анализировать свойства частичного равновесия, но не дает спроса в привычном понимании. Она не позволяет определить параметры равновесия, так как для своего построения уже требует знания равновесной цены.

Несмотря на то, что эти подходы различаются в интерпретации спроса на общественное благо, они дают близкие результаты.

Важным отличием спроса на общественное благо от частного является то, что в силу свойства неисключаемости для отдельного индивида он может находиться в отрицательной области, поскольку полезность от очень большого количества общественного блага может быть отрицательной.

Дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в том, что они приобретают разное количество блага по одной и той же цене. Общественное благо в силу неисключаемости не может быть предоставлено одному члену потребляющего его сообщества в меньшем количестве, чем другому. Дифференциация запросов должна получить признание в дифференциации той платы, за которую благо в равном количестве достается потребителям.

В общем случае, если производство общественного блага оказывается настолько велико, что спрос некоторых индивидов попадает в отрицательную область, цена, уплачиваемая другими индивидами, должна быть выше на величину, соответствующую компенсации, которую должны получить индивиды за то, что равновесный уровень производства общественного блага приносит им отрицательную полезность (другими словами можно сказать, что индивиды получают отрицательный внешний эффект).

Назначение цен в соответствии с предельной индивидуальной готовностью платить за общественное благо соответствует равновесию Линдаля. Равновесие Линдаля – это набор цен, при котором все индивиды предъявляют спрос на одинаковую величину общественного блага, удовлетворяющий их обоих. Обратим внимание, что закон спроса выполняется: чем больше платеж индивида, тем меньше количество общественного блага, которое он готов приобрести. Если количество общественного блага меньше, то сумма платежей окажется больше стоимости блага, и на оставшиеся средства можно приобрести дополнительные единицы блага. Если же количество больше равновесного, то совместных платежей будет недостаточно для его оплаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: