Стилистические средства словообразования, морфологии и синтаксиса

Основой словообразовательной, морфологической и синтаксической стилистики является синонимическое соотношение словообразовательных и словоизменительных морфем, форм слов и синтаксических конструкций.

В словообразовательной парадигме могут быть соотнесены нейтральное и разговорное (кам ешеккам ушек), книжное и разговорное (бессмысленн ость – бессмысл иц а, нелеп ость – нелеп иц а).

Как отмечает В.Н. Виноградова, “стилистической маркированностью характеризуются не только те словообразовательно мотивированные слова, которые противопоставлены в стилистической парадигме словообразовательным синонимам (однокоренным словам с синонимичными аффиксами, тождественными или близкими по значению), но и все те, которые прикреплены к определенным видам речи” [35, 3].

О прикрепленности словообразовательных средств к определенным функциональным разновидностям употребления языка мы говорили в разделе “Функциональная дифференциация языка”.

В морфологической парадигме возможны соотношения нейтрального и разговорного: договоры – договора, в цехе – в цеху, вылезти – вылезть; нейтрального и высокого: красивее – краше; нейтрального и устарелого: дверями – дверьми; нейтрального и художественного: страдают – страждут.

Стилистическая парадигма синтаксических средств прежде всего связана с противопоставлением устно-разговорной сферы книжно-письменной. Если первой из них свойственны неполноструктурность (неполные предложения), преобладание субъективной модальности, то второй – полноструктурность, преобладание объективной модальности.

Примечание. Субъективная модальность – отношение говорящего к содержанию высказывания. Объективная модальность – отношение содержания высказывания к действительности (в плане реальности и ирреальности).

Приведем пример синтаксической парадигмы. Соотносительны конструкции: 1) Просьба не шуметь! (повествова­тельное предложение в побудительной функции); 2) Не шумите, пожалуйста! (побудительное предложение); 3) Про­­стите, пожалуйста, вы не могли бы не шуметь? (вопроси­тельное предложение в функции побуждения). В пред­ставленности такого рода материала проявляются стилистические, коммуникативные, прагматические, референциальные различия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Предмет стилистики, стилистика среди других лингвистических дисциплин (стилистика – современный русский язык, стилистика – культура речи, стилистика – риторика, стилистика – социолингвистика), основные понятия стилистики (литературный язык, функциональный стиль, стилистическая система, стилистическая норма).

2. Текст как феномен употребления языка. Межтекстовые связи.

3. Субъект речи как организующее начало текста.

4. Приемы стилистического анализа текста (семантико-стилистический, сопоставительно-стилистический, лингвистический эксперимент).

5. Композиция текстов (художественных и нехудожественных).

6. Система функциональных разновидностей литературного языка. Принципы их выделения.

7. Официально-деловой стиль. Общие черты стиля, языковые особенности. Официально-деловой стиль в условиях современной языковой ситуации.

8. Характерные особенности научного стиля. Композиция научных текстов (в связи с жанрами).

9. Публицистический стиль. Общая содержательно-функциональная характеристика (тематический диапазон, вербальная свобода, тенденция к стандартизации, тенденция к экспрессивности, специфика субъекта и адресата).

10. Сфера субъекта и выражение оценки в современном публицистическом тексте.

11. Средства речевой выразительности в современном публицистическом тексте.

12. Разговорная речь и ее особенности.

13. Функциональные стили и язык художественной литературы.

14. Стилистическая дифференциация лексических средств. Стилистические ресурсы фразеологии.

15. Стилистический потенциал современного словообразования.

16. Стилистические ресурсы морфологии.

17. Стилистические ресурсы синтаксиса.

18. Фонетическая стилистика.

19. Факторы развития литературного языка и его стилистической системы.

20. Общая характеристика русского литературного языка XI-XVIII веков.

21. Русский литературный язык и его стилистическая система XIX века.

22. Русский литературный язык и его стилистическая система ХХ – начала XXI веков.

23. Расширение пространства стилистической нормы как фактор ее изменения.

24. Функционально-стилевое освоение сниженных средств.

25. Прагмастилистический аспект заимствований (причи­ны заимствований, особенности их функционирования и проч.).

26. Эвфемизмы в современной русской речи.

27. Функционально-стилистический аспект обучения русскому языку в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: