Под властью понимается гос-во или его органы, осуществляющие власть. Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений. В обществе власть осуществляет политич.руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответс-сть, кот-я наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.
Виды власти: -государственная; -легитимная (установленная в соотв. с процедурой, предусмотренной нормами права); -нелегитимная является узурпаторской. Она представляет собой прежде всего захват власти незаконными методами; -социальная власть - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Гос. власть возникает одновременно с гос-вом и является его неотъемлемым атрибутом. Гос. власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов гос-ва и других гос. учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.
Признаки государственной власти:
-Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что гос. власть распространяется на всю тер-рию и на все население гос-ва, на всех лиц, находящихся на этой территории.
-Гос. власть имеет возможность законно применять принуждение.
-Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
-Структурированность гос. власти. Гос. власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов гос-ва означает внутреннюю сторону структурированности гос. власти.
-Гос. власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, закон-ство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).
-Гос. власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет
-Гос. власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деят-сть, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.
В основе гос. власти современных государств лежит принцип разделения властей (его более подробная характеристика будет дана в последующих главах).
Структуру гос. власти составляют: Субъект (государство в лице его органов);
Объект (подвластные, население государства);
Понятие и признаки гос-ва. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности гос-ва.
Гос-во-это организация суверенной власти в политически организованном обществе на определённой территории. Признаки:
1)территория-определённая часть поверхности земли и вод,воздушное пространство над ними и недра под ними в рамках гос.границы.
2)население-принадлежность людей к данному гос-ву.
3)суверенитет-способность гос-ва самостоятельно осуществлять верховную власть на всей территории гос-ва.
4)публичность власти -наличие особого аппарата власти, представляющего всё общество в целом.
Признаками государства могут также служить и следующие признаки:
1) реализация власти осуществляется особым аппаратом профессиональных управленцев, а обеспечение решений - аппаратом принуждения (аппарат);
2) власть государства основывается не на кровном родстве, а на территориальной общности людей, подданных/граждан (территориальная общность);
3) государство обладает внешним и внутренним суверенитетом, т.е. независимостью от любой иной власти внутри и вовне (суверенитет);
4) для содержания государственного аппарата необходимы налоги, сборы, различные обложения (налоги);
5) только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты; правотворчество - исключительная прерогатива государства (право).
Если в каком-то обществе имеются эти признаки, можно делать вывод: в данном обществе есть государство.
Можно выделить классовый и социальный подходы к пониманию сущности гос-ва.
Классовый в рамках кот. гос-во можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь гос-во используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса.
Социальный, в рамках кот. гос-во можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь гос-во используется в более широких целях как средство для обеспечения общественных интересов различных классов и слоёв населения страны.