ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ. В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы.
Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
|
|
ОБЩИЕ И СЕЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:
|
|
• изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;
• процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;
• операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ. Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически так сложилось, что обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность, а в случае массового изъятия депозитов предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррекции денежно-кредитной сферы. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
• если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного
предложения;
• при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков.
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: использование Банком России обязательных резервных требований как инструмента денежно-кредитной политики
Создание минимальных резервов как инструмента денежно-кредитной политики и регулирования ликвидности коммерческих банков— один из самых противоречивых процессов, используемых Банком России. Формирование резерва в известной мере гарантирует соблюдение ликвидности коммерческого банка. Однако вся сумма образованного резерва используется только при прекращении деятельности банка для расчетов по его обязательствам. Таким образом, формируемый в Банке России резервный фонд является фондом всей банковской системы России. Он служит для обеспечения ликвидности конкретного банка, но еще вбольшей мере совокупной банковской ликвидности.
Политика минимальных резервов Банка России дифференцирована в зависимости от вида привлеченных банками ресурсов и срока привлечения средств. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норма резервирования определяется советом директоров банка. «История» применения Банком России данного инструмента следующая.
На 1991 г. минимальный размер обязательных резервов был установлен в размере 2%. С 1 марта 1994 г. нормы дифференцируются в зависимости от срочности ресурсов:
20% — по счетам до востребования;
15% — по срочным обязательствам.
С 1 мая 1995 г. шкала дифференцирования была расширена:
• по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней — 20%;
• по срочным обязательствам сверх 30 и до 90 дней — 14%;
|
|
• по срочным обязательствам более 90 дней — 10%;
• по средствам на счетах в иностранной валюте — 1,5%.
Банк России в 1996 г., исходя из конкретных задач денежно-кредитной политики, неоднократно изменял нормативы обязательных резервов кредитных организаций в сторону как повышения, так и снижения. В целом за год они снизились.
Нормативы обязательных резервов на начало 1997 г. были:
• по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней
включительно — 16%;
• по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно — 13%;
• по срочным обязательствам свыше 90 дней — 10%;
• по средствам на счетах в иностранной валюте — 5%.
Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привлекаемых ими денег оседала в Банке России, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит, и их ликвидность.
В свою очередь Банк России неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфляции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И их снижение возможно только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора.
С 1 мая 1997 г. совет директоров Банка России принял решение снизить нормативы обязательных резервов для коммерческих банков. Конкретно новые ставки с мая 1997 г. выглядели так:
• по счетам до востребования и срочным обязательствам резервные требования снизились с 16 до 14%;
• по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней — с 13 до 11 %;
• свыше 90 дней — с 10 до 8%.
Зато нормы резервирования по средствам в иностранной валюте Банк России повысил с 5 до 6%.
Таким образом, Банк России продолжил курс на выравнивание нормативов для счетов в национальной и иностранных валютах. И если учесть, что валютные средства в банках размешаются, как правило, на срок более трех месяцев, то для такого периода нормы резервирования для рублевых и валютных средств уже почти сравнялись.
|
|
В целях оказания помощи кредитным организациям по повышению их ликвидности для выполнения своих обязательств перед клиентами Банком России в августе—сентябре 1998 г. принимались решения по снижению и дифференциации нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. С 1 сентября 1998 г. были установлены нормативы обязательных резервов зависимости от доли ГКО в активах банков.
В долгосрочном плане Банк России проводил политику, направленную на постепенное сближение нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам на счета в рублях и в иностранной валюте для всех банков. В ноябре 1998 г. Банк России принял решение об установлении единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в размере 5%.
В 1999 г. Банк России продолжил работу по совершенствованию механизма обязательных резервов и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, а именно: разработку механизма депонирования обязательных резервов на корреспондентском счете кредитной организации, дальнейшее совершенствование метода «усреднения».
В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондентских счетах кредитных организаций Банк России дважды (в марте и июне 1999 г.) принимал решение о повышении норматива обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам.
Так, в марте 1999 г, совет директоров Банка России принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте с 5 до 7%. Был установлен единый норматив обязательных резервов по всем кредитным организациям, включая Сбербанк России, по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации во вклады (депозиты). В целях стимулирования привлечения кредитными организациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации на уровне 5%.
В связи с продолжавшимся ростом остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России в июне 1999 г. Банк России повысил с 7 до 8,5% нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте. Также был увеличен с 5 до 5,5% норматив по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации. В 2000 г. тенденции в динамике и принципах нормативов обязательных резервов сохранились. На конец 2000 г. нормативы обязательных резервов дифференцировались по категориям вкладчиков и по видам валют на счетах, а именно — по вкладам физических лиц — 7%, по привлеченным средствам юридических лии и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — 10%. Целью такого рода изменения нормативов обязательных резервов является уменьшение излишней ликвидности в российской банковской системе.
ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как регулирование займов коммерческим банкам и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.
И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками.
Однако уровень официальной учетной ставки является для Российских банков ориентиром при проведении кредитных операций.
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: использование Банком России процентных ставок как инструмента денежно-кредитной политики
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Ставка рефинансирования — инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Банк России воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по кредитам и депозитам, предоставляемым кредитным организациям. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
На протяжении 1991—1995 гг. ставка рефинансирования неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. В 1997—1998 гг. Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы.
В то же время с октября 1997 г. по август 1998 г. процентная политика Банка России испытывала на себе влияние условий, периодически складывавшихся в различных секторах финансового рынка как отражение нескольких волн, в том числе кризиса мировых фондовых и валютных рынков.
Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса.
С целью зашиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Это увеличило амплитуду колебаний процентных ставок, что несколько нарушило формировавшийся уже в 1997 г. коридор, образуемый ставками Банка России по собственным операциям.
Ставка рефинансирования за названный период выполняла роль важного индикатора денежно-кредитной политики и до мая 1998 г. оказывала существенное влияние на уровень депозитных ставок в банках. Банк России оперативно принимал решения, менявшие не только уровни ставок, но и их соотношения, изменял режим установления отдельных ставок: он перешел к ежедневному установлению ставок по обеспеченным кредитам «овернайт», по операциям РЕПО, по приему средств банков в депозиты Банка России.
Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке России вызывала потребность во временном ужесточении денежно-кредитной политики прежде всего в корректировке процентной политики, В частности, повышение ставки рефинансирования было произведено в начале февраля 1998 г. (с 28 до 42%), в последней декаде мая (с 30 до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60 до 80%).
Повышение ставки рефинансирования давало возможность объявить рынку ориентиры нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок. При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. В 1998 г. Банк России девять раз пересматривал ставку рефинансирования, в том числе пять раз в сторону понижения, и с июля 1998 г. она составляла 60% годовых.
Процентная политика Банка России в 1999 г. заключалась в регулировании процентных ставок по всем операциям Банка России на денежном рынке с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы. При этом Банк России стремился к снижению процентных ставок в реальном выражении. Эта тенденция сохранилась и в 2000 г., когда ставка рефинансирования сначала была снижена с 33 до 28%, а с ноября 2000г.— до 25%.
Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и по привлеченным в депозиты в Банк России средствам других банков.
ДЕПОЗИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА РОССИИ. Депозитные операции Банк России проводит с ноября 1997 г. в целях регулирования уровня банковских резервов, что является также одним из направлений процентной политики Банка России. Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок. В 1998 г. Банку России, как правило, удавалось удерживать эти ставки ниже рыночного уровня.
В 1999—2002 гг. в целях изъятия излишней ликвидности Банк России продолжал осуществлять операции по привлечению в депозиты средств банков.
При этом Банк России регулирует с помощью данных операций не только краткосрочную ликвидность банков, но и использует этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.
Банк России и в дальнейшем будет использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ. Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные ресурсы банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные ресурсы.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Схема проведения этих операций такова.
Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут и соответственно возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов в свою очередь уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору при этом процентная ставка растет.
Допустим теперь, что на денежном рынке — недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает.
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: проведение Банком России операций на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной политики
Под операциями на открытом рынке в Российской Федерации имеется в виду купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций. Эмитентом ценных бумаг является Правительство Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Банк России выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.
В начале 1992'г. Банк России совместно с Минфином России начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка государственных ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами. На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги. Банк России и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.
Несмотря на временное прекращение (после финансово-банковского кризиса 1998 г.) функционирования рынка государственных ценных бумаг (ГКО— ОФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рынке.
В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности банков Банк России в сентябре 1998 г. разработал положение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними. Банк России предоставил коммерческим банкам возможность использования названных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты overnight, а также проведения с ними сделок РЕПО. В настоящее время ОБР представляют собой вполне ликвидный инструмент российского финансового рынка.
Названные инструменты денежно-кредитной политики используются Банком России обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, от роли Центрального банка Российской Федерации в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики Банка России на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с деятельностью Банка России на открытом рынке.
Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Банк России устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Банка России, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Банком России государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Банка России и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика Банка России становится более эффективной.
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может проводиться и определение ориентиров роста денежной массы, осуществляться валютное регулирование.
УПРАВЛЕНИЕ НАЛИЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ МАССОЙ. Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: регулирование наличной денежной массы
В условиях, когда в России, по существу, регулировал наличие денежной массы только Государственный банк СССР, для его филиалов не существовало проблемы кредитных ресурсов, ибо они автоматически создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборотов. В этот период правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные. В России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам — это лишь обращение банковских записей, а не денег.
Современная деятельность Банка России в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением России в международное экономическое сообщество.
В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборотов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и по банкам. В таких расчетах определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы PKU Банка России, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска или изъятия наличных денег из обращения.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стал применяться центральными банками с 30-х годов XX в. как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорт, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: валютное регулирование в Российской Федерации
До 1992 г. валютные операции были монополией государства. Вся поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку. При необходимости произвести платежи за импорт или для расчетов по другим операциям Внешэкономбанк продавал валюту в пределах утвержденного для каждого покупателя лимита. Валюта покупалась и продавалась за рубли по централизованно установленному курсу.
В 1991 г. использовались и публиковались три вида валютных курсов рубля: официальный, коммерческий и специальный. Наряду с ними существовал биржевой курс. Этот курс определялся на аукционах, которые проводил Внешэкономбанк с ноября 1989-го до мая 1991 г. Наряду с этими курсами существовал неофициальный курс черного рынка. Между ними был разрыв в десятки раз. Такое положение не могло продолжаться в условиях перехода к рыночным отношениям. Возникла объективная необходимость определения валютного курса рубля, адекватного таким отношениям. В 1991 г. в составе Госбанка СССР был создан центр проведения межбанковских валютных операций. В 1992 г. 30 ведущих коммерческих банков и Центральный банк Российской Федерации учредили Московскую межбанковскую валютную биржу в виде акционерного общества закрытого типа. На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США. С 1 июля 1992 г. биржевой курс рубля используется Банком России для официальной котировки рубля к иностранным валютам. В 1993 г. началось создание региональных валютных бирж. Первой стала функционировать Санкт-Петербургская биржа. В 1995 г. валютные операции стали проводиться на биржах в Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону и др. В России было допущено наряду с рублем обращение твердой валюты — долларов США. По разным опубликованным источникам можно сделать вывод, что количество обращающихся долларов США составляет по биржевому курсу сумму, значительно превышающую рублевую сумму наличной денежной массы в России.
Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макроэкономических процессов и инструментом воздействия на них. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, Банк России осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.
С переходом к свободному определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Это было результатом углубления экономического кризиса в стране. Однако Банк России благодаря валютной интервенции обеспечил плавное изменение курса рубля и тем самым предотвратил развал денежной системы страны.
Наряду с валютной интервенцией Банк России предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений.
Введение «валютного коридора» способствовало регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, на финансовое положение банков.
Большое внимание Банк России уделяет регулированию обращения наличной иностранной валюты. Этот вопрос имеет для России актуальное значение, ибо, по ориентировочным данным, на руках у населения имеется 20 млрд дол. Коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой. Такие пункты открываются только по месту нахождения коммерческого банка на всей территории, подведомственной соответствующему Главному территориальному управлению Банка России.
Правительство и Банк России придерживаются системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной программе. Они рассматривают политику в области обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем состоит сущность кредита?
2. Каковы принципы кредита?
3. Какие основные формы кредита вы знаете?
4. Определите понятие «денежный рынок».
5. Что понимается под ценой равновесия на денежном рынке?
6. Как можно представить графически трансакционный спрос на деньги и факторы, влияющие на него?
7. Как можно представить графически спекулятивный спрос на деньги и факторы, влияющие на него?
8. Какие факторы влияют на общий спрос на деньги?
9. Какие факторы влияют на смещение вдоль кривой спроса на деньги и на смещение самой кривой?
10. Представьте графически отдельные случаи неравновесия на денежном рынке.
11. Какие реальные экономические процессы отражают приведенные вами выше случаи неравновесия на денежном рынке?
12. Вкакой-то момент времени вы предполагаете, что ставка процента в недалеком будущем будет существенно снижена. Измените ли вы структуру своего богатства, состоящего из наличных денег и облигаций?
13. Если большинство экономических субъектов поступит так же, как и вы, произойдет ли изменение в вашем поведении?
14. Какие теоретические концепции положены в основу необходимости и возможности денежно-кредитного регулирования рыночной экономики?
15. Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики?
16. Какие из названных вами инструментов денежно-кредитной политики можно определить как рыночные, а какие как административные?
17. Предположим, что центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Оцените вероятные способы осуществления этой экономической задачи и последствия реализации такой политики.
18. Предположим, что правительство поставило задачу добиться в следующем году роста реального объема производства на 3%. Какие меры мог бы предпринять Банк России, чтобы
«запустить» такое оживление деловой активности, не превышая 5%-ного годового роста инфляции?
19. Банк России осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера, являющаяся одним из инструментов де
нежно-кредитной политики?
20. Предположим, вы согласны с тем, что государство при проведении денежно-кредитной политики должно придерживаться «монетарного правила» Фридмена. Что произойдет, с вашей точки зрения, если:
• темп прироста денежной массы превысит реальный прирост ВВП и ожидаемое повышение цен;
• темп прироста денежной массы будет ниже реального прироста ВВП и ожидаемого повышения цен?
21. В национальной экономике страны наблюдаются:
• длительная инфляция, отличающаяся высоким уровнем;
• падение уровня производства;
• падение курса национальной валюты по отношению к доллару;
• рост безработицы.
Определите тенденции основных направлений денежно-кредитной политики в различных случаях.