Денежно-кредитной политики

 

ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ. В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы.

Прямые методы имеют характер административных мер в фор­ме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализа­ция этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения кон­троля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кри­зиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воз­действуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помо­щью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использо­вания косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на пер­вых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

ОБЩИЕ И СЕЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные мето­ды осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказы­вающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с ре­шением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохра­няет за собой функции централизованного перераспределения кредит­ных ресурсов. Подобные функции несвойственны центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерче­ских банков типично для экономической политики, проводимой на ста­дии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. В мировой экономической практике центральные банки исполь­зуют следующие инструменты денежно-кредитного регулирова­ния в рамках монетарной политики:

• изменение норматива обязательных резервов или так называ­емых «резервных требований»;

• процентная политика центрального банка, т.е. изменение ме­ханизма заимствования средств коммерческими банками у централь­ного банка или депонирования средств коммерческих банков в цент­ральном банке;

• операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ. Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически так сло­жилось, что обязательные резервы рассматривались центральны­ми банками как экономический инструмент, призванный обеспе­чить коммерческим банкам достаточную ликвидность, а в случае массового изъятия депозитов предотвратить неплатежеспособ­ность коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее про­стой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррек­ции денежно-кредитной сферы. Механизм действия этого инст­румента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

• если центральный банк увеличивает норму обязательных ре­зервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, кото­рые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соот­ветственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного
предложения;

• при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резер­вов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерче­ских банков.

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: использование Банком России обязательных резервных требований как инструмента денежно-кредитной политики

Создание минимальных резервов как инструмента денежно-кредитной политики и регулирования ликвидности коммерческих банков— один из самых противоречивых процессов, используемых Банком России. Фор­мирование резерва в известной мере гарантирует соблюдение ликвидно­сти коммерческого банка. Однако вся сумма образованного резерва используется только при прекращении деятельности банка для расчетов по его обязательствам. Таким образом, формируемый в Банке России резерв­ный фонд является фондом всей банковской системы России. Он служит для обеспечения ликвидности конкретного банка, но еще вбольшей мере совокупной банковской ликвидности.

Политика минимальных резервов Банка России дифференцирована в зависимости от вида привлеченных банками ресурсов и срока привлече­ния средств. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норма резервирования определяется советом директоров банка. «Исто­рия» применения Банком России данного инструмента следующая.

На 1991 г. минимальный размер обязательных резервов был уста­новлен в размере 2%. С 1 марта 1994 г. нормы дифференцируются в зави­симости от срочности ресурсов:

20% — по счетам до востребования;

15% — по срочным обязательствам.

С 1 мая 1995 г. шкала дифференцирования была расширена:

• по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней — 20%;

• по срочным обязательствам сверх 30 и до 90 дней — 14%;

• по срочным обязательствам более 90 дней — 10%;

• по средствам на счетах в иностранной валюте — 1,5%.

Банк России в 1996 г., исходя из конкретных задач денежно-кредит­ной политики, неоднократно изменял нормативы обязательных резервов кредитных организаций в сторону как повышения, так и снижения. В целом за год они снизились.

Нормативы обязательных резервов на начало 1997 г. были:

• по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней
включительно — 16%;

• по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно — 13%;

• по срочным обязательствам свыше 90 дней — 10%;

• по средствам на счетах в иностранной валюте — 5%.

Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привлекаемых ими денег оседала в Банке России, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит, и их ликвидность.

В свою очередь Банк России неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфляции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И их снижение возможно только при по­явлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора.

С 1 мая 1997 г. совет директоров Банка России принял решение сни­зить нормативы обязательных резервов для коммерческих банков. Конк­ретно новые ставки с мая 1997 г. выглядели так:

• по счетам до востребования и срочным обязательствам резервные требования снизились с 16 до 14%;

• по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней — с 13 до 11 %;

• свыше 90 дней — с 10 до 8%.

Зато нормы резервирования по средствам в иностранной валюте Банк России повысил с 5 до 6%.

Таким образом, Банк России продолжил курс на выравнивание нор­мативов для счетов в национальной и иностранных валютах. И если учесть, что валютные средства в банках размешаются, как правило, на срок более трех месяцев, то для такого периода нормы резервирования для рублевых и валютных средств уже почти сравнялись.

В целях оказания помощи кредитным организациям по повышению их ликвидности для выполнения своих обязательств перед клиентами Бан­ком России в августе—сентябре 1998 г. принимались решения по сниже­нию и дифференциации нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. С 1 сентября 1998 г. были установлены нормативы обязательных резервов зависимости от доли ГКО в активах банков.

В долгосрочном плане Банк России проводил политику, направлен­ную на постепенное сближение нормативов обязательных резервов по при­влеченным средствам на счета в рублях и в иностранной валюте для всех банков. В ноябре 1998 г. Банк России принял решение об установлении единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в размере 5%.

В 1999 г. Банк России продолжил работу по совершенствованию ме­ханизма обязательных резервов и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, а имен­но: разработку механизма депонирования обязательных резервов на кор­респондентском счете кредитной организации, дальнейшее совершенство­вание метода «усреднения».

В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондент­ских счетах кредитных организаций Банк России дважды (в марте и июне 1999 г.) принимал решение о повышении норматива обязательных резер­вов по привлеченным кредитными организациями средствам.

Так, в марте 1999 г, совет директоров Банка России принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов по привлеченным сред­ствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте с 5 до 7%. Был установлен единый норматив обязательных резервов по всем кредитным организациям, вклю­чая Сбербанк России, по привлеченным средствам физических лиц в ва­люте Российской Федерации во вклады (депозиты). В целях стимулирова­ния привлечения кредитными организациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по при­влеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации на уровне 5%.

В связи с продолжавшимся ростом остатков средств на корреспон­дентских счетах кредитных организаций в Банке России в июне 1999 г. Банк России повысил с 7 до 8,5% нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федера­ции, юридических и физических лиц в иностранной валюте. Также был увеличен с 5 до 5,5% норматив по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации. В 2000 г. тенденции в динамике и принципах нормативов обязательных резервов сохранились. На конец 2000 г. нормативы обязательных резервов дифференцировались по кате­гориям вкладчиков и по видам валют на счетах, а именно — по вкладам физических лиц — 7%, по привлеченным средствам юридических лии и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — 10%. Целью такого рода изменения нормативов обязательных резервов является уменьшение излишней ликвидности в российской бан­ковской системе.

ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. Процентная политика центрального банка может быть представ­лена двумя направлениями: как регулирование займов коммер­ческим банкам и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерче­ским банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является раз­новидностью их кредитования под залог ценных бумаг. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает цент­ральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличи­ваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирова­ния) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важ­ных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной став­ки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожи­даемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денеж­ную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить про­центную политику без фиксации процентной ставки. Процентные став­ки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками.

Однако уровень официальной учетной ставки является для Российских банков ориентиром при проведении кредитных операций.

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: использование Банком России процентных ставок как инструмента денежно-кредитной политики

                                                                    

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные став­ки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Ставка рефи­нансирования — инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Банк России воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по кредитам и депозитам, предоставляемым кре­дитным организациям. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

На протяжении 1991—1995 гг. ставка рефинансирования неодно­кратно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависи­мости от экономической ситуации в стране. В 1997—1998 гг. Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы.

В то же время с октября 1997 г. по август 1998 г. процентная полити­ка Банка России испытывала на себе влияние условий, периодически скла­дывавшихся в различных секторах финансового рынка как отражение не­скольких волн, в том числе кризиса мировых фондовых и валютных рынков.

Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопуще­ние системного банковского кризиса.

С целью зашиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать про­центные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Это увеличило амплитуду колебаний процентных ставок, что несколько нару­шило формировавшийся уже в 1997 г. коридор, образуемый ставками Банка России по собственным операциям.

Ставка рефинансирования за названный период выполняла роль важ­ного индикатора денежно-кредитной политики и до мая 1998 г. оказывала существенное влияние на уровень депозитных ставок в банках. Банк Рос­сии оперативно принимал решения, менявшие не только уровни ставок, но и их соотношения, изменял режим установления отдельных ставок: он перешел к ежедневному установлению ставок по обеспеченным кредитам «овернайт», по операциям РЕПО, по приему средств банков в депозиты Банка России.

Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке Рос­сии вызывала потребность во временном ужесточении денежно-кредитной политики прежде всего в корректировке процентной политики, В част­ности, повышение ставки рефинансирования было произведено в начале февраля 1998 г. (с 28 до 42%), в последней декаде мая (с 30 до 50%, а за­тем до 150%), в конце июня (с 60 до 80%).

Повышение ставки рефинансирования давало возможность объявить рынку ориентиры нового уровня доходности государственных ценных бу­маг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок. При очевидных признаках улучшения состояния денежно­го, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинан­сирования. В 1998 г. Банк России девять раз пересматривал ставку рефи­нансирования, в том числе пять раз в сторону понижения, и с июля 1998 г. она составляла 60% годовых.

Процентная политика Банка России в 1999 г. заключалась в регули­ровании процентных ставок по всем операциям Банка России на денежном рынке с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы. При этом Банк России стремился к снижению процентных ста­вок в реальном выражении. Эта тенденция сохранилась и в 2000 г., когда ставка рефинансирования сначала была снижена с 33 до 28%, а с ноября 2000г.— до 25%.

Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменялись про­центы за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», опе­рациями РЕПО и по привлеченным в депозиты в Банк России средствам других банков.

 

ДЕПОЗИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА РОССИИ. Депозитные операции Банк России проводит с ноября 1997 г. в целях ре­гулирования уровня банковских резервов, что является также одним из направлений процентной политики Банка России. Ставки по этим опера­циям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствую­щую динамику рыночных ставок. В 1998 г. Банку России, как правило, удавалось удерживать эти ставки ниже рыночного уровня.

В 1999—2002 гг. в целях изъятия излишней ликвидности Банк России продолжал осуществлять операции по привлечению в депозиты средств банков.

При этом Банк России регулирует с помощью данных операций не толь­ко краткосрочную ликвидность банков, но и использует этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.

Банк России и в дальнейшем будет использовать депозитные опера­ции как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банков­ской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

               

ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ. Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерче­ских банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают пря­мое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммер­ческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кре­дитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены по­купки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жест­кой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ре­сурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные ресурсы банков. Они начинают вы­давать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения. Если центральный банк продает цен­ные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских сче­тов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные ресурсы.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кре­дитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова.

Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу по огра­ничению или ликвидации этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают прави­тельственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыноч­ная цена падает, а процентные ставки по ним растут и соответственно возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (че­рез дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банков­ских резервов. Сокращение банковских резервов в свою очередь умень­шает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипли­катору при этом процентная ставка растет.

Допустим теперь, что на денежном рынке — недостаток денеж­ных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем са­мым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная став­ка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непри­влекательными» для их владельцев. Население и банки начинают актив­но продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликаци­онного эффекта) к увеличению денежного предложения. При этом про­центная ставка падает.

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: проведение Банком России операций на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной политики

 

Под операциями на открытом рынке в Российской Федерации имеется в виду купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций. Эмитентом ценных бумаг является Правитель­ство Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Банк России выполняет роль главного дилера и агента по об­служиванию государственного долга.

В начале 1992'г. Банк России совместно с Минфином России на­чали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка государственных ценных бумаг. При этом ставилась двуединая зада­ча: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономи­ческими методами. На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обра­щаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначей­ские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги. Банк России и коммерческие банки стали активными участни­ками фондового рынка.

Несмотря на временное прекращение (после финансово-банков­ского кризиса 1998 г.) функционирования рынка государственных цен­ных бумаг (ГКО— ОФЗ), Банк России не исключает из круга использу­емых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на от­крытом рынке.

В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности банков Банк России в сентябре 1998 г. разработал поло­жение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними. Банк России предоставил коммерческим банкам воз­можность использования названных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты overnight, а также проведения с ними сделок РЕПО. В настоящее время ОБР представля­ют собой вполне ликвидный инструмент российского финансового рынка.

Названные инструменты денежно-кредитной политики используют­ся Банком России обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, от роли Центрального банка Российской Федерации в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики Банка России на от­крытом рынке, проводится обычно в сочетании с деятельностью Банка России на открытом рынке.

Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Банк России устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бу­маг, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Бан­ка России, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И на­оборот, при покупке Банком России государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности цен­ных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать ре­зервы у Банка России и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика Бан­ка России становится более эффективной.

 

 

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может проводиться и определение ориентиров роста денежной массы, осуществляться валютное регулирование.

УПРАВЛЕНИЕ НАЛИЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ МАССОЙ. Управление наличной денежной массой представляет собой ре­гулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые цент­ральным банком.

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: регулирование наличной денежной массы        

В условиях, когда в России, по существу, регулировал наличие денежной массы только Государственный банк СССР, для его филиалов не существо­вало проблемы кредитных ресурсов, ибо они автоматически создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборотов. В этот период правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные. В России бытовало мнение, что в денежном обращении цирку­лируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам — это лишь обращение банковских записей, а не денег.

Современная деятельность Банка России в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента ста­билизации экономики непосредственно связана с вхождением России в международное экономическое сообщество.

В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кас­совых оборотов, целью которых является определение потребности в на­личных деньгах по стране в целом, по регионам и по банкам. В таких рас­четах определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы PKU Банка России, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а также налично-денежный эмис­сионный результат, т.е. сумма выпуска или изъятия наличных денег из обращения.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной по­литики стал применяться центральными банками с 30-х годов XX в. как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса нацио­нальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влия­ние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорт, доля внешней торговли в валовом внутреннем продук­те, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате сво­бодных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования яв­ляется валютная интервенция. Она заключается в том, что цент­ральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с це­лью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса националь­ной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на нацио­нальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валю­ты к его покупательной способности и в то же время найти ком­промисс между интересами экспортеров и импортеров. В неко­тором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступа­ющей валютной выручки. В некотором завышении курса нацио­нальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сы­рье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая не­конкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: валютное регулирование в Российской Федерации

До 1992 г. валютные операции были монополией государства. Вся посту­пающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэко­номбанку. При необходимости произвести платежи за импорт или для расчетов по другим операциям Внешэкономбанк продавал валюту в пре­делах утвержденного для каждого покупателя лимита. Валюта покупалась и продавалась за рубли по централизованно установленному курсу.

В 1991 г. использовались и публиковались три вида валютных кур­сов рубля: официальный, коммерческий и специальный. Наряду с ними существовал биржевой курс. Этот курс определялся на аукционах, кото­рые проводил Внешэкономбанк с ноября 1989-го до мая 1991 г. Наряду с этими курсами существовал неофициальный курс черного рынка. Между ними был разрыв в десятки раз. Такое положение не могло продолжать­ся в условиях перехода к рыночным отношениям. Возникла объективная необходимость определения валютного курса рубля, адекватного таким отношениям. В 1991 г. в составе Госбанка СССР был создан центр про­ведения межбанковских валютных операций. В 1992 г. 30 ведущих ком­мерческих банков и Центральный банк Российской Федерации учредили Московскую межбанковскую валютную биржу в виде акционерного об­щества закрытого типа. На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США. С 1 июля 1992 г. биржевой курс рубля используется Бан­ком России для официальной котировки рубля к иностранным валютам. В 1993 г. началось создание региональных валютных бирж. Первой ста­ла функционировать Санкт-Петербургская биржа. В 1995 г. валютные операции стали проводиться на биржах в Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону и др. В России было допущено наряду с рублем обращение твердой валюты — долларов США. По разным опуб­ликованным источникам можно сделать вывод, что количество обраща­ющихся долларов США составляет по биржевому курсу сумму, значи­тельно превышающую рублевую сумму наличной денежной массы в России.

Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макроэкономических процессов и инструментом воздействия на них. Ис­ходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, Банк России осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государ­ствами.

С переходом к свободному определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Это было результатом углубления экономического кризиса в стране. Однако Банк России благодаря валютной интервенции обеспечил плавное изменение курса рубля и тем самым предотвратил раз­вал денежной системы страны.

Наряду с валютной интервенцией Банк России предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в на­правлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений.

Введение «валютного коридора» способствовало регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешнеэкономи­ческую деятельность, на финансовое положение банков.

Большое внимание Банк России уделяет регулированию обращения наличной иностранной валюты. Этот вопрос имеет для России актуальное значение, ибо, по ориентировочным данным, на руках у населения имеет­ся 20 млрд дол. Коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой. Такие пункты открываются только по месту нахождения коммерческого банка на всей территории, подведомственной соответствующему Главно­му территориальному управлению Банка России.

Правительство и Банк России придерживаются системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке опера­циями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-де­нежной программе. Они рассматривают политику в области обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.





КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем состоит сущность кредита?

2. Каковы принципы кредита?

3. Какие основные формы кредита вы знаете?

4. Определите понятие «денежный рынок».

5. Что понимается под ценой равновесия на денежном рынке?

6. Как можно представить графически трансакционный спрос на деньги и факторы, влияющие на него?

7. Как можно представить графически спекулятивный спрос на деньги и факторы, влияющие на него?

8. Какие факторы влияют на общий спрос на деньги?

9. Какие факторы влияют на смещение вдоль кривой спроса на деньги и на смещение самой кривой?

10. Представьте графически отдельные случаи неравновесия на денежном рынке.

11. Какие реальные экономические процессы отражают при­веденные вами выше случаи неравновесия на денежном рынке?

12. Вкакой-то момент времени вы предполагаете, что ставка процента в недалеком будущем будет существенно снижена.   Измените ли вы структуру своего богатства, состоящего из наличных денег и облигаций?

13. Если большинство экономических субъектов поступит так же, как и вы, произойдет ли изменение в вашем поведении?

14. Какие теоретические концепции положены в основу необходимости и возможности денежно-кредитного регулирова­ния рыночной экономики?

15. Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики?

16. Какие из названных вами инструментов денежно-кредитной политики можно определить как рыночные, а какие как ад­министративные?

17. Предположим, что центральный банк решает увеличить де­нежное предложение на 3%. Оцените вероятные способы осу­ществления этой экономической задачи и последствия реализации такой политики.

18. Предположим, что правительство поставило задачу добить­ся в следующем году роста реального объема производства на 3%. Какие меры мог бы предпринять Банк России, чтобы
«запустить» такое оживление деловой активности, не пре­вышая 5%-ного годового роста инфляции?

19. Банк России осуществляет широкомасштабную продажу го­сударственных ценных бумаг на открытом рынке. На что на­правлена эта мера, являющаяся одним из инструментов де­
нежно-кредитной политики?

20. Предположим, вы согласны с тем, что государство при про­ведении денежно-кредитной политики должно придержи­ваться «монетарного правила» Фридмена. Что произойдет, с вашей точки зрения, если:

• темп прироста денежной массы превысит реальный прирост ВВП и ожидаемое повышение цен;

• темп прироста денежной массы будет ниже реального при­роста ВВП и ожидаемого повышения цен?

21.  В национальной экономике страны наблюдаются:

• длительная инфляция, отличающаяся высоким уровнем;

• падение уровня производства;

• падение курса национальной валюты по отношению к дол­лару;

• рост безработицы.

Определите тенденции основных направлений денежно-кре­дитной политики в различных случаях.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: