Экономическая теория ГМУ-09
Тема 09. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
25.1. Кредит: необходимость, сущность и формы
25.2. Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты
25.3. Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики государства
25.4. Банковская система и ее структура
25.5. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
В теме 25 обратите внимание на связь с теорией следующих актуальных проблем российской экономики:
• какие теоретические концепции лежат в основе государственной денежно-кредитной политики России;
• можно ли считать сформировавшимся денежный рынок в России;
• каковы особенности применения монетаристской концепции в России;
• как формируется денежное предложение в России;
• как определяются факторы спроса на деньги;
• от чего зависит цель единой государственной денежно-кредитной политики в России;
• в чем специфика Банка России как субъекта денежно-кредитной политики;
|
|
• роль государства и Банка России в преодолении последствий финансово-
банковского кризиса августа 1998 г.;
• какие методы денежно-кредитной политики преобладают в России и можно ли сказать, что Банк России перешел на рыночные методы денежно-
кредитного регулирования;
• использование Банком России обязательных резервных требований, процентных ставок, операций на открытом рынке как инструментов денежно-кредитной политики;
• прямое регулирование Банком России наличной денежной массы в обращении;
• особенности валютного регулирования в России.
КРЕДИТ: НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ
СУЩНОСТЬ КРЕДИТА. Кредит (от лат. creditum — ссуда, долг) — это предоставление денег (или товара) в долг на гарантированных условиях возвратности, срочности и платности.
Необходимость кредита как особых отношений между хозяйствующими субъектами возникает из следующей ситуации. С одной стороны, в экономической системе постоянно имеются временно свободные денежные средства. У предприятий это амортизационные фонды, средства, накапливаемые для расширения производства, средства, высвобождаемые в связи с несовпадением времени продажи готовых товаров (услуг) и покупки сырья, материалов и т.п., необходимых для продолжения производственного процесса или выплаты заработной платы; у населения и некоммерческих организаций — сбережения. С другой стороны, всегда существует потребность в дополнительных средствах, например для расширения и обновления производства, своевременной выдачи заработной платы, для крупных покупок населения, открытия собственного дела и пр. Выход состоит в предоставлении кредита (рис. 25.1).
|
|
Рис. 25.1 Необходимость и сущность кредита
Участник сделки, передающий в распоряжение партнера товары (услуги) без их немедленной оплаты или деньги в долг, становится кредитором партнера. Получатель товаров (услуг) или денег превращается в заемщика. За пользование кредитом выплачивается процент.
Кредитная сделка характеризуется двумя основными признаками. Во-первых, между передачей какой-либо ценности (товар, услуга, деньги) и получением ее эквивалента проходит определенный промежуток времени. Во-вторых, в основе сделки лежит доверие одного участника к другому - уверенность, что последний будет в состоянии уплатить долг. Поэтому в самом понятии «кредит» прослеживается связь елагинским словом credere — верить.
Прежде чем предоставить кредит, кредитор выясняет кредитоспособность заемщика, т.е. определяет параметры, дающие ему основание быть более уверенным в возврате долга. Устанавливается правоспособность заемщика для совершения кредитных сделок, выясняются его репутация, финансовая устойчивость, способность получать доход, наличие обеспечения ссуды, гарантии, а также источники погашения ссуды.
ФУНКЦИИ КРЕДИТА. В рыночной экономике кредит выполняет несколько функций:
1) позволяет существенно расширить рамки производственного процесса. Рыночная экономика не признает бездействия денежных средств — они должны находиться в постоянном обороте. Кредит превращает временно бездействующие денежные средства в работающий капитал;
2) перераспределительную функцию. Благодаря кредиту осуществляется целенаправленное движение денежных средств от субъектов, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заемных средствах. Принципы кредита: возвратность, срочность и платность — способствуют тому, что денежные средства направляются в сферы экономики, в которых можно получить большую прибыль или которым отдается предпочтение в соответствии с государственными программами развития национальной экономики;
3) функцию сокращения издержек обращения. С одной стороны,
кредит стимулирует и ускоряет реализацию товаров, с другой — совершается частичная замена наличных денег так называемыми кредитными (векселями, банкнотами, чеками и др.), развиваются формы безналичных расчетов, происходит ускорение движения денежных потоков;
4) функцию ускорения концентрации и централизации капитала.
Кредит позволяет увеличивать размеры используемых факторов производства или создавать новые фирмы; он активно применяется в конкурентной борьбе, содействует процессу слияния и поглощения фирм.
ФОРМЫ КРЕДИТА. Кредит выступает в многообразных формах. Они различаются по составу участников, объектам ссуд, динамике, величине процента, сфере функционирования. Выделяют две основные формы кредита: коммерческий и банковский и другие популярные.
1. Коммерческий (товарный) кредит предоставляется одним небанковским предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Как правило, коммерческий кредит оформляется векселем. Процент по нему включается в цену товара (услуги) и в сумму векселя. Стимулируя реализацию товаров, данная форма кредита имеет ограниченное распространение.
Во-первых, его размеры ограничены величиной свободных (резервных) фондов кредитора;
во-вторых, он обслуживает лишь движение товаров, поэтому его применение ограничено сферой торговли (оптовой или розничной);
в-третьих, товарная форма этого кредита предопределяет его узкоцелевое использование, например, он может быть предоставлен предприятием, производящим инвестиционные товары, только потребляющему их предприятию.
|
|
В процессе исторического развития ограниченность коммерческого кредита была преодолена появлением и развитием банковского кредита.
2. Банковский кредит предоставляется кредитно-финансовыми институтами (банками, фондами и т.п.) юридическим и физическим лицам в виде денежных ссуд. Он превосходит границы коммерческого кредита по размерам, срокам, направлениям, сферам применения. Сфера его использования шире: банковский кредит обслуживает не только обращение товаров, но и накопление капитала. Универсальный характер банковского кредита способствовал его широкому распространению.
Другими популярными формами кредита являются потребительский, государственный и международный кредит.
3. Потребительский кредит предоставляется непосредственно домашним хозяйствам. Его объектами являются товары длительного пользования (квартиры, автомашины, мебель и т.п.). Он выступает или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели. Как правило, срок потребительского кредита — три года. При этом взимается довольно высокий реальный процент.
4. Государственный кредит вовлекает в сферу кредитных отношений государство. Источником денежных средств в данном случае служит продажа облигаций государственных займов, которые могут выпускаться как центральным правительством, так и местными органами власти. Используется данная форма кредита в первую очередь для покрытия дефицита государственного бюджета.
5. Международный кредит предоставляется в товарной или денежной (валютной) форме. Это одна из форм международного движения капитала. Участниками кредитной сделки являются фирмы, банки, государства, международные и региональные финансовые организации (Мировой банк, Международный валютный фонд и др.).
Можно выделить и другие формы кредита: межхозяйственный кредит, когда средства предоставляются хозяйствующими субъектами друг другу путем выпуска акций, облигаций и других видов ценных бумаг; ипотечный кредит, который предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (зданий, земли) и пр.
|
|
ПРОЦЕНТ КАК ПЛАТА ЗА КРЕДИТ. В узком смысле под процентом (понятие «Процент» (от лат. pro centum — на сотню) означает сотую долю того или иного числа.) понимается плата за кредит. Это узкое понимание процента. Заемщик (предприятие, домашнее хозяйство, государство или иной хозяйствующий субъект) выплачивает определенную сумму денег (в том числе в товарной форме) кредитору, который предоставил ему в долг свои денежные средства (или товар). В широком смысле толкование понятия «процент», связано с доходом, который получают в результате использования фактора производства «капитал». Если кредит предоставляется в денежной форме, то процент условно выступает как цена денег.
Ставка (норма) процента — это отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к размеру самого ссужаемого капитала, выраженное в процентах. Необходимо различать номинальную и реальную ставку процента.
Номинальная ставка процента - это текущая рыночная ставка, которая не учитывает уровень инфляции.
Реальная ставка процента учитывает темп инфляции. Различия между номинальной и реальной ставками процента ощутимы при кредитовании в экономике с нестабильным общим уровнем цен (в условиях инфляции — повышения общего уровня цен или дефляции — снижения общего уровня цен).
Американский экономист-математик И. Фишер выдвинул гипотезу, которая впоследствии получила название эффекта Фишера. Согласно этой гипотезе номинальная ставка процента изменяется таким образом при изменении уровня цен, что реальная ставка процента ос
тается неизменной.
Эффект Фишера можно представить следующей формулой:
i = r + πe ,
где i — номинальная ставка процента;
r — реальная ставка процента;
πe - ожидаемый темп инфляции.
Таким образом, реальная ставка процента образуется путем уменьшения номинальной ставки процента на ожидаемый (предполагаемый) темп инфляции.
Уровень процента зависит не только от предполагаемого темпа инфляции, но и от других факторов, например, от формы кредита, сроков кредитования, размера ссуд, уровня риска при предоставлении кредита. Так, в силу ограниченности коммерческого кредита процент по нему значительно ниже, чем по банковскому кредиту. Процентная ставка по краткосрочным кредитам (несколько месяцев) устанавливается на более высоком уровне, чем по долгосрочным кредитам, в том случае, если банк заинтересован в поддержании стабильных продолжительных отношений со своими контрагентами. По крупным ссудам ставка обычно ниже, чем по мелким, что связано с издержками по обслуживанию клиентов. Чем выше риск (т.е. вероятность невозврата суммы кредита и процентов по нему) при предоставлении ссуды, тем выше ставка процента, Так, на рынке ценных бумаг надежность и доходность ценных бумаг всегда находятся в обратно пропорциональной зависимости, поэтому ставки процента по рисковым и безрисковым активам будут различаться.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом — с другой.
И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по–разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег.
КЕЙНСИАНСКИЙ ПОДХОД. Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций — к изменению в уровне национального производства.
Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.
Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.
МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД. Формирование теории монетаризма в 60—70-х годах XX в. происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги — главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Милтон Фридмен (1912 г.р.) — американский экономист, профессор Миннесотского и Чикагского университетов, советник президентов Ричарда Никсона (1968 г.), Рональда Рейгана (1980 г.) по экономическим вопросам, президент Американской экономической ассоциации в 70-х годах, в 1976 г. — лауреат премии Альфреда Нобеля по экономике, которая ему присуждена «За достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за показ им сложности стабилизационной политики». Основные работы: «Капитализм и свобода» (1962 г.), «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867—1960» (1963 г.), «Доллар и дефицит» (1968 г.), «Деньги и экономическое равновесие» (1973 г.).
В них излагаются основные положения теории монетаризма, а именно:
• монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, имеют экзогенный характер. Они являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку»;
• монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше
доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей» (Фридмен М. Если бы деньги заговорили... М.: Дело, 1999. С. 12.);
для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует» (Friedman M. Inflation and Unemployment; The New Dimension of Politics// The 1976 Nobel Memorial Lecture. London, 1977. P, 458.). Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;
• монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции очевидны чистые убытки.
Таким образом, динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.
Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег. Уравнение количественной теории денег — тождество, по которому произведение предложения денег и скорости их обращения равняется совокупному объему номинальных доходов. Дополнив уравнение предположением о постоянной скорости обращения денег, можно объяснить совокупный объем номинальных расходов согласно количественной теории денег.
УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА. Американский экономист-математик Ирвинг Фишер (1867— 1947), формализовав названные взаимосвязи, сформулировал следующее уравнение обмена:
M ´ V = P ´ Q.
где М — масса денег в обращении;
V — скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку конечных товаров и услуг, или количество раз, которое денежная единица обменивалась на товары и услуги в течение года);
Р — средняя цена товаров и услуг;
Q — количество проданных товаров и оказанных услуг в рамках национальной экономики.
Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового внутреннего продукта.
Уравнение обмена И. Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательная способность денег, объем реального национального продукта. Например, при постоянных V и Q изменение денежного предложения (М) будет прямо влиять на цены. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той же или большей степени.
Причинно-следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом валового национального продукта осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия через промежуточную категорию — «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивид.
Количественная теория денег, подчеркивает Фридмен, это прежде всего теория спроса на деньги: для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм — деньги являются капитальным благом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, в конечном счете это приводит к росту национального производства и, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.
«ДЕНЕЖНОЕ ПРАВИЛО» МИЛТОНА ФРИДМЕНА. «Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении — в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОНЕТАРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ. Интерес к рекомендациям монетаристов о применении «денежного правила» на практике «вспыхнул» в начале 70-х годов XX в., когда кейнсианская концепция «формирования эффективного совокупного спроса» посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулирования на фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильности валютных курсов показала свою неэффективность. Монетаристские рецепты с конца 70 - начала 80-х годов реализовались в известные программы «неоконсерваторов» - «рейганомика» в США, «тетчеризм» в Великобритании. В 1975 г. конгресс США обязал Федеральную резервную систему (ФРС) публиковать в печати основные макроэкономические показатели состояния финансовых рынков: денежные агрегаты, основные процентные ставки, доходность по государственным облигациям. Для государств - членов ЕЭС были приняты параметры: прирост объема денежной массы (не более 5-8% в год) изменение валютного курса (не более 5-6% в год).
Политика монетаризма в тот период оказалась успешной в экономической практике многих стран, в том числе результатом ее реализации стало денежное оздоровление экономики в Израиле, модернизация на рыночных основах в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Однако сам Фридмен отмечает, что пользоваться монетарными рычагами следует очень осторожно. Показывая возможности монетарной политики, он рассуждает также и о ее пределах, ведь «наше знание о взаимосвязях между денежной массой, ценами и производством настолько ограничено, что оперирование ими на практике может принести больше вреда, чем пользы» (Friedman M. Monetarist Economics. P. 79.). Развивая мысль Джона Стюарта Милля (MittJ.S. Principles of Political Economy. Bk. 111. Ashley (ed.). N.Y., 1929.), Фридмен сравнивает деньги с механизмом, очень эффективным, но и очень капризным, поломка которого повергает в конвульсии все другие механизмы. Фридмен пишет: «Деньги только механизм, но механизм в высшей степени эффективный. Без него нам не удалось бы достичь тех поразительных успехов в росте производства и уровня жизни, которые произошли за последние два столетия, — никакая другая чудесная машина не смогла бы столь безболезненно и с малыми затратами труда окончательно поставить крест на нашей деревенской жизни. Но от других машин деньги отличает то, что эта машина слишком капризна и при поломке повергает в конвульсии все другие механизмы. <...> Каждая из больших депрессий в стране была вызвана либо обострилась из-за нарушения денежного обращения» (Friedman M. The Role of Monetary Policy//Amerikan Economic Review. 58. Ms 1 (March 1968). P. 1-17.).
Поэтому М. Фридмен советует экономистам и политикам избегать резких скачков, давая обществу возможность приспособиться к некоторому постоянному темпу роста определенного денежного агрегата, не переоценивать хорошую политику и не повторять ошибок плохой. «Ошибки возникают не по злому умыслу экономистов или политиков, а из-за пороков экономической науки» (Friedman M. Inflation and Unemployment; The New Dimension of Politics//The 1976 Nobel Memorial Lecture. London. 1977. P. 467). То, насколько прав был Фридмен, показывает опыт применения монетаристской концепции в России.
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: монетаризм в России
Широко распространенным в России является утверждение, что в основе проведенных «российских шоковых реформ» лежит теория монетаризма. Далее следуют обычно сентенции о том, что провал «шоковой терапии» в России дискредитировал монетаристскую концепцию, показал неэффективность ее применения. Попробуем разобраться, каким образом монетаристская доктрина, принятая на вооружение такими международными организациями, как ОЭСР и МВФ, якобы привела к столь «провальным» экономическим результатам в России.
Отметим, во-первых, что эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого восстановления срабатывает стимулирующая роль денежного механизма.
Возникающий первоначально рост иен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирует дефицит. В результате происходят параллельное насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост иен не ведет к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В этом случае при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, сокращение производства, увольнения, проведение денежной реформы. Все это увеличивает социально-экономические издержки «шоковой терапии».
Во-вторых, в принципиальном плане следует заметить, что основное содержание в монетаристской концепции — это анализ спроса на деньги со стороны первичных собственников богатства {домохозяйств) и предприятий, а не ограничение предложения денег и замедление роста иен, как это было трансформировано в России.
В-третьих, спрос на деньги, как и спрос на другие активы, зависит от: а) обшей суммы богатства; б) издержек, с которыми связано получение дохода от денежной формы богатства в сравнении их с альтернативными издержками; в) целей и предпочтений собственников богатства. В общем виде это относится и к спросу на деньги первичных собственников богатства (домохозяйств), и к спросу со стороны предприятий, фирм. Действие данных факторов спроса на деньги отличается относительной устойчивостью в условиях рынка и не может служить причиной инфляции при демонополизации и реальной приватизации экономики. Как же данные факторы действовали в России?
Осенью 1997 г. Россия получила в наследство от СССР крайне несбалансированную экономику с уровнем открытой инфляции свыше 300% в год. Подавленная инфляция привела к концу года к всеобщей нехватке важнейших товаров, дефицит бюджета составил свыше 30% ВВП.
Огромный бюджетный дефицит, отсутствие валютных резервов, развал административной торговли, надвигавшаяся угроза голода в крупных городах требовали решения в первую очередь задачи восстановления элементарной макроэкономической сбалансированности, управляемости хозяйством.
Начало переменам в экономике страны было положено формированием в ноябре 1991 г. российского правительства Е. Гайдара, которое заявило о готовности и решимости проводить радикальные экономические реформы. В качестве основной меры по реализации этой задачи предполагалась жесткая рестрикционная денежно-кредитная и финансовая политика, исходя из положения, что «предложение денег играет центральную роль»(ОслундА. Россия: рождение рыночной экономики. М., 1996. С. 222.). Итак, принимаются меры по сокращению денежного предложения.
Что же происходит со спросом на деньги? Проанализируем действие первого фактора спроса — обшей суммы богатства, которым обладает общество в различных формах.
Если оценивать национальное богатство как капитализированный доход (подход Фридмена), то произошло его двукратное сокращение: в обрабатывающей промышленности переход к мировым иенам и стандартам конкурентоспособности обесценил и сократил продукцию и капитал, обесценился человеческий капитал (основной источник дохода для большинства населения). В итоге сокращается суммарный спрос на деньги на фоне продолжавшегося экономического спада, обусловленного низкой культурой предпринимательства, незнанием рынка, реструктуризацией производства, в том числе в рамках конверсии, разрывом связей с бывшими советскими республиками.
Как действовал второй фактор спроса на деньги — величина издержек, с которыми связано получение дохода от денежной формы богатства в сравнении их с альтернативными издержками? В условиях кризиса доходы от неденежного богатства падают. Структура богатства меняется в пользу его денежной формы. Таким образом, в России действуют две противоречивые тенденции: действие первого фактора спроса на деньги направлено на его сокращение, а действие второго фактора— на его рост.
Третий фактор спроса на деньги — цели и предпочтения собственников богатства. Они остаются достаточно стабильными в условиях стабильной экономики, но в условиях глубоких экономических кризисов, неразвитости финансового рынка, элементарного обмана части населения, основанного на его экономической безграмотности, политической неустойчивости предпочтения владельиев богатства, склоняются в пользу его денежной формы. Наблюдаемое «предпочтение ликвидности» на фоне падения доходов приводит к росту спроса на иностранную валюту, что еще больше ослабляет курс национальной.
Таким образом, действие всех трех факторов спроса на деньги противоречиво, спрос на деньги не отличается устойчивостью. Однако российские реформаторы продолжают принимать меры, направленные не на формирование спроса на деньги, а на сокращение предложения денег.
В декабре 1992 г. Е.Гайдар покидает пост и.о. премьер-министра. Российское правительство возглавляет В. Черномырдин. Начинается очередной этап экономических преобразований — не менее драматичный и противоречивый, чем предыдущий. 1993 г, прошел в России под знаком острого политического противостояния, углубления экономического кризиса, принявшего обвальный характер.
Для осуществления поставленных задач по сокращению денежной массы в обращении проводились следующие меры:
• были сокращены масштабы кредитования экономики Банком России как по линии кредитов правительству, так и (особенно) коммерческих банков с целью ограничения денежной массы;
• прекращено субсидирование государств — членов СНГ через систему так называемых технических кредитов. Кроме того, предотвращено создание «рублевой зоны нового типа», своеобразного способа финансирования государств ближнего зарубежья за счет России;
• разрушено единое рублевое пространство путем введения Россией с 26 июля 1993 г. денежной единицы нового образца, которая не была представлена ни в одной из бывших республик СССР, за исключением Таджикистана;
• начато оформление государственного долга в ценные бумаги и привлечение ресурсов финансового рынка для финансирования дефицита бюджета;
• прекращена практика субсидирования экспорта и др.
В итоге, несмотря на предотвращение обвального спада производства и некоторую стабилизацию экономической ситуации, инерцию падения конъюнктуры в народном хозяйстве преодолеть не удалось.
Правительство В. Черномырдина несколько смягчило денежно-кредитную политику, увеличивая с февраля 1994 г, дефицит бюджета. Однако уже в марте 1994 г. была объявлена борьба с инфляцией. Расходы из федерального бюджета финансируются только в меру поступлений финансовых ресурсов на счет Минфина России сворачивается практика предоставления льготных кредитов, заимствование средств у Банка России определяется строго в установленных пределах. Трудное финансовое положение предприятий, продолжавшийся спад производства привели к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет. Это в свою очередь увеличило дефицит федерального бюджета с 7,6% ВВП в мае 1994 г. до 14,5% в июле того же года. Для его покрытия резко увеличилась кредитная эмиссия, что привело к нарастанию инфляционного потенциала.
На протяжении остального периода реформ в экономической и социальной жизни России произошли существенные перемены: осуществилось становление различных реформ и типов хозяйствования, рыночной инфраструктуры, определились правовые основы ее функционирования. Но вмешательство правительства в экономическое развитие по-прежнему сводилось к отслеживанию темпа роста денежной массы, подавлению инфляции, но только одним способом — путем сжатия денежной массы в обращении.
Однако экономическая теория и практика показывают, что экономика может при этом попасть в так называемую «инфляционную или ликвидную ловушку», а именно: резкое сокращение денег в обращении ведет к столь же резкому падению спроса и доли оборотных средств в обшей структуре фондов предприятий. Следствием этого являются свертывание производства и неплатежи, а затем — новая инфляционная волна при более низком уровне производства. Таким образом, временная финансовая стабилизация может достигаться за счет дальнейшего «умирания» производства.
Именно опыт России показывает важность формирования устойчивого спроса на деньги за счет:
•расширяющегося воспроизводства, повышения эффективности использования ресурсов, роста занятости, платежеспособного спроса и - как итог — роста уровня жизни большинства населения;
• развития финансового рынка и обеспечения реального выбора для
большинства населения между различными формами богатства;
• развития конкуренции, обеспечивающего гибкость иен и зарплат. Следует, однако, заметить, что в проведении жесткой денежно-кредитной политики в России достаточно успешно использовались отдельные принципы «денежного правила» Фридмена. К ним можно отнести то, что Центральный банк Российской Федерации не имеет права покрывать расходы
бюджета и бюджетный дефицит за счет денежной эмиссии, что устанавливаются пределы роста денежной массы в увязке ее с реальным приростом ВНП, используются рыночные методы денежно-кредитного регулирования.
Но сжатие денежной массы без стабильного спроса на деньги может привести к углублению кризиса за счет разрушения богатства и доходов населения, развития «кризиса неплатежей», появления денежных суррогатов, натурализации обмена.
Современные теоретические концепции денежно-кредитного регулирования представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем в краткосрочном периоде эффективно воздействие непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.