Показатель качества транспортных услуг – количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги, составляющих ее качество. Качество перевозок оценивается по совокупности характеристик, определяющих их пригодность удовлетворять потребности грузоотправителей или грузополучателей в соответствующих перевозках.
Номенклатура показателей качества грузовых перевозок, применяемая в сфере управления качеством грузовых перевозок, определена ГОСТ РК 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества».
Согласно указанному стандарту показатели качества транспортной услуги должны отвечать следующим основным требованиям:
• способствовать обеспечению соответствия качества грузовых перевозок потребностям потребителей (физических и юридических лиц);
• Характеризовать все свойства грузовой перевозки, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;
• Быть стабильными;
• Способствовать повышению качества грузовых перевозок;
• Исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок.
Для повышения (или поддержания) качества перевозок, автотранспортные предприятия должны проводить периодические проверки качества оказываемых услуг. Как правило, здесь используется анкетный метод опроса потребителей услуг, так как независимы анализ позволяет объективно сопоставить соответствие заявленного качества реальному.
ГОСТ РК 51005-96 выделяет следующие группы показателей:
Показатели своевременности выполнения перевозки.
Показателями регулярности
Показатели сохранности перевозимых грузов.
БИЛЕТ № 9
1. Обеспечение надежной работы на линии. Под надежностью перевозочного процесса следует понимать способностьпассажирского автомобиля или автобуса осуществлять перевозки пассажиров в соответствии с правилами перевозок и расписанием движения, сохраняя при этом параметры технического состояния в заданных пределах.
Если работоспособное состояние сохраняется постоянно при работе на линии, то это характеризуется как линейная безотказность пассажирского автомобиля или автобуса. Важнейшими параметрами линейной безотказности являются наработка (средняя наработка) на линейный отказ, потери линейного времени по техническим причинам, параметр потока линейных отказов и т.д.
Анализ работы городских автобусов показывает, что на линейную безотказ- ность оказывает влияние ряд факторов, характеризующих практически все подсистемы технической эксплуатации - систему и организацию ТО и ремонта, производственно-техническую базу, подвижной состав, персонал, систему снабжения и резервирования и условия эксплуатации.
Наибольшее влияние на уровень работоспособности городских автобусов на линии оказывают совершенствование системы и организации ТО и ремонта - 28-30%; квалификация, организация и стимулирование труда водителей (14-15%) и ремонтных рабочих (17-18%); резервирование и техническая помощь на линии (17-18%).
Для оказания технической помощи на линии на конкретном предприятии или в группе предприятий создается служба технической помощи, располагающая:
автомобилями технической помощи, способными при необходимости буксировать автобус на предприятие, устранить отказ или неисправность на линии; для этого автомобили технической помощи имеют на борту запас запасных частей, эксплуатационных материалов, резинотехнических изделий, инструмента и оборудования;
двухсторонней связью предприятие-техническая помощь, линейный автобус- предприятие; квалифицированным персоналом технической помощи, способным устранить не менее 70-80% линейных отказов без буксировки.
2. Понятие "Особо зеленые и безопасные автомобили".
"Особо зеленые и безопасные автомобили" дополнительно должны соответствовать требованиям безопасности, которые подтверждаются сертификатом конструктивной безопасности. Этот сертификат
подтверждает соответствие транспортного средства на день освидетельствования следующим минимальным техническим требованиям и требованиям безопасности, определенным Директивой 96/96/ЕС.
• Транспортные средства, включая прицепы, должны иметь шины с высотой рисунка протектора не менее 2 мм.
• Транспортные средства, включая прицепы, должны иметь защитный задний бампер в соответствии с Правилом ЕСЕ 58/01 или Директивой 70/221/ЕЕС и последней поправкой Директивы 81/333/ЕЕС.
• Транспортные средства, включая прицепы, должны иметь боковые защитные приспособления (бамперы) в соответствии с Правилом ЕСЕ 73/00 или Директивой 89/297/ЕЕС.
• Транспортные средства должны иметь аварийный предупреждающий сигнал опасности в соответствии с Правилом ЕСЕ 6/01 или Директивой 76/759/ЕЕС и красный предупреждающий треугольник в соответствии с Правилом ЕСЕ 27/03.
• Транспортные средства должны иметь устройства ограничения скорости в соответствии с Правилом ЕСЕ 89 или в соответствии с Директивой 92/24/ЕЕС (ограничение скорости - 86 км/ч). • Тяжелые и длинномерные транспортные средства должны иметь световозвращающие задние опознавательные знаки в соответствии с Правилом ЕСЕ 70.
• Транспортные средства должны иметь тормозную систему, включая антибло- кировочную систему тормозов, в соответствии с Правилом ЕСЕ 13/06 или Директивой 71/320/ЕЕС, с дополнениями Директивы 91/422/ЕЕС.
• Транспортные средства должны иметь рулевое устройство в соответствии с Правилом ЕСЕ 79/01 или Директивой 70/311/ЕЕС, с поправкой Директивы 92/62/ЕЕС.
В соответствии с Директивой 96/96/ЕС проверки соответствия указанным требованиям должны проводиться каждый год, а сертификат соответствия требованиям безопасности должен обновляться каждые 12 мес. Данный сертификат требуется для транспортных средств, включая прицепы, а также для новых транспортных средств. Для новых транспортных средств он выдается производителем транспортного средства или полномочным представителем производителя транспортного средства в стране регистрации транспортного средства. Требования, соответствующие "сверхзеленым" автомобилям (super green Lorry), действуют для новых с 1.01.2000 г., а всех участвующих в международных перевозках автомобилей - с 1.10.2000 г.






