Виды экспертиз в системе образования, закрепленные в законодательстве

В нормативной документации, регулирующей деятельность специалистов в системе образования, наряду с понятием «психолого-педагогическая экспертиза», встречается использование терминов «психологическая экспертиза», «социально-психологическая экспертиза», «педагогическая экспертиза». Рассмотрим примеры употребления вышеперечисленных терминов более подробно.

Психологическая экспертиза. Данный вид экспертизы закреплен нормативно в должностных обязанностях педагога-психолога еще в 1992 г. как направление работы специалиста по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения, в частности, профилактике химической зависимости в подростковом возрасте, и заключается в осуществлении первичной психологической профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков, в связи с чем педагог-психолог должен проводить психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения [4].

Социально-психологическая экспертиза. Необходимость проведения социально-психологической экспертизы отражена в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005)» и заключается в проведении социально-психологической экспертизы публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни; разработке методических документов и создании условий для проведения социально-психологической экспертизы публикаций и передач в средствах массовой информации, разработке новых образовательных программ, в том числе с использованием интерактивных средств обучения и игр [5, разделы 2, 4].

В Федеральной программе развития образования на 2001–2005 гг., в разделе 4 «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» термин социально-психологическая экспертиза уже не используется, при этом обозначена необходимость введения методологического инструментария психологической и гуманитарной экспертизы индексов толерантности как оценки гуманистического потенциала образовательных программ разных уровней, учебных материалов, продукции для детей, подростков, молодежи и педагогических кадров [8, п. 42].

Термин социально-психологическая экспертиза также используется в письме Минобрнауки (2009) «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам». В документе перечислены основные виды работ в рамках социально-психологической экспертизы: экспертиза печатных материалов и документов; экспертиза учебного плана образовательного учреждения; экспертиза учебных программ, тестовых комплектов и др. учебных материалов для образовательного учреждения; экспертиза документов и материалов при аттестации педагогических работников (педагогов, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, воспитателей и других педагогических работников); проведение экспертных советов [2, п. 9].

Педагогическая экспертиза. Данный вид экспертизы представлен в нормативных документах как экспертиза нормативных правовых актов и документов (в том числе их проектов), касающихся вопросов обучения и воспитания, и экспертиза учебников и учебных пособий.

О проведении экспертизы нормативных правовых актов и документов (в том числе их проектов), касающихся вопросов обучения и воспитания, указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в статье 94. Педагогическая экспертиза, где установлено, что педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися [25, ст. 94].

Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся обучения и воспитания, установлены Правительством РФ в 2014 г. [6]. Правилами, в частности, установлено, что под негативным воздействием на качество обучения понимается введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания, установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности, в связи с чем, на наш взгляд, очевидно, что данная экспертиза является по своему характеру и содержанию психолого-педагогической, что должно найти отражение и в ее наименовании.

Вслед за Правилами в апреле 2014 г. Минобрнауки утверждает форму заключения по результатам проведения педагогической экспертизы [16]. Но уже в мае 2015 г. Минобрнауки подготовило проект Федерального закона «О признании утратившей силу статьи 94 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” [21]. Проект был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов[1] http://regulation.gov.ru/projects#npa=20042 для общественного обсуждения.

В пояснительной записке к законопроекту указываются следующие причины потери актуальности проведения данного вида профессиональной деятельности.

Предусмотрен иной механизм осуществления общественного обсуждения нормативных правовых актов (Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851). В настоящее время общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере образования происходит при активном участии представителей профессионального педагогического сообщества и других участников образовательных отношений (родителей, работодателей, обучающихся, иных лиц).

Практически полное отсутствие предложений о включении в перечень экспертов специалистов.

По мнению авторов статьи, подмена профессиональной экспертизы общественной вряд ли может считаться правильной, а отсутствие предложений о включении в перечень экспертов скорее объясняется недостаточной разъяснительной работой.

Педагогическая экспертиза рассматривается в нормативных документах как экспертиза учебников, учебных пособий. Данный вид экспертизы регламентирует
приказ Минобрнауки от 2013 г [15]. Задачи педагогической экспертизы отражены в п. 17.2 и заключаются:

· в оценке общих характеристик учебника (экспертируемое издание является учебником, наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования и т. д);

· экспертизе содержания учебника (отсутствуют сведения, противоречащие Конституции РФ, федеральному законодательству; обеспечивается выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов и т. д.);

· экспертизе текстового материала (соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов РФ; язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник; текст логичен и структурирован текста и т. д);

· экспертизе дополнительных к учебнику материалов: методического пособия, электронной формы учебника, сборников, задачников и практикумов (соответствует структуре и содержанию учебника). При педагогической экспертизе задачников и практикумов также проводится экспертиза на наличие пошаговых решений к задачам [18]. По результатам экспертиз, проведенных в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, оформляются экспертные заключения [15].

Проведенный анализ нормативной документации, регулирующей вопросы организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования РФ показал, что на сегодняшней день нет единого четкого определения понятия «психолого-педагогическая экспертиза». В нормативных документах и правовых актах встречаются понятия психологическая экспертиза, социально-психологическая экспертиза, педагогическая экспертиза, но ни в одном из анализируемых документов не представлены различия всех видов экспертизы в образовании и «зоны их пересечения», позволяющей комплексировать их усилия. Психолого-педагогическая экспертиза определена как направление деятельности педагога-психолога (Положение о службе практической психологии образования, 1999) и направление деятельности специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (О совершенствовании деятельности ЦППМС, 2015), психологическая экспертиза выделена как одна из трудовых функций в профессиональном стандарте педагога-психолога, психолога образования (2015). В то же время психолого-педагогическая экспертиза является одной из форм психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС общего образования [9; 11; 14], а, значит, предполагает участие не только специалистов психологического профиля, но и других педагогических работников (педагогов, учителей-логопедов, социальных педагогов и т. д.). При этом в нормативной документации недостаточно представлен перечень специальных знаний и требований к профессиональным компетенциям педагогических работников, в чей функционал может входить проведения любого вида экспертизы в образовании.

Компетенции в области экспертной деятельности обозначены как образовательные результаты в пяти ФГОС ВО: 37.04.01 «Психология», 050400 «Психолого-педагогическое образование», 44.06.01 «Образование и педагогические науки», 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения», 030301 «Психология служебной деятельности». В связи с отсутствием перечня требований к специалистам, осуществляющим экспертную деятельность в области образования, сложно оценить востребованность формируемых экспертных способностей в перечисленных выше программах высшего профессионального образования. Определение границ профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в системе общего образования, является актуальным как для системы основного общего, так и для системы высшего профессионального образования.

Разнообразие формулировок понятия экспертизы в системе образования приводит к многообразию трактовок содержания экспертной деятельности, что делает малоэффективным реализацию данной формы психолого-педагогического сопровождения. Проведенный анализ подчеркнул важность разработки и принятия официальных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов в области психолого-педагогической экспертизы в образовании и определяющих требования к экспертам, процедуре и регламенту данного вида экспертизы.


Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyandlaw/2016/n3/82934_full.shtml [Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации - Психология и право - 2016.Том. 6, № 3]

 

Проблемами психолого-педагогической диагностики в образовании занималась Е.Г. Юдина, проводя опыты гуманистической экспертизы. Вопрос о психологической диагностике в школе раскрывала в своих работах

Е.М. Дубовская. Положение психологической диагностики в историко-психологическом аспекте изучала Т.Д. Марцинковская.

Как социально-педагогический феномен, психолого-педагогическая экспертиза может рассматриваться как процесс, процедура, способ, метод и результат оценивания профессионально-педагогической деятельности [1, с. 205]. Актуальным есть овладение принципами и методами психолого-педагогического исследования не только учеными, исследующими эту сферу, но и широким кругом пси­хологов и педагогов. Это позволит лучше осознать новые цели и задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные технологии. Это логично объясняет цель процесса педагогической экспертизы - совершенствование проф-пригодности учителя, развитие его личностных, творческих ресурсов на основе оценки их актуального уровня и обозначения зоны возможностей.

Психолого-педагогическая экспертиза определяется как междисциплинарный многофункциональный метод специальной психодиагностики, предназначенный для изучения и поддержки явлений и процессов с целью выявления в них психологической целесообразности и потенциала развития. Отличительные признаки психолого-педагогической экспертизы: психологическая основа интеграции экспертного знания; гибкость в применении конкретных приемов, процедур и средств исследования; развивающая направленность экспертной деятельности [3, с. 83].

Основными методами экспертизы являются собеседование, зачет, экзамен, анкетирование, социологическое исследование, компьютерная диагностика, психодиагностика, самодиагностика, экспертные оценки.

Психолого-педагогическая экспертиза использует инструментальные, компьютерные, технические, статистические, демонстрационные, рефлективные, статистические и др. средства. Она проводится в различных формах: практикум по педагогической рефлексии, контрольная для взрослых, исследовательские и деловые игры, тренинг, само-экспертиза, взаимо-экспертиза, внешняя и внутренняя экспертизы по заданным критериям. Анализ эффективности экспертизы проводится на основе специально разработанных критериев: принятие педагогом результатов внешней экспертизы, согласование результатов внешней экспертизы и само-экспертизы, изменение профессиональных установок педагога на основе ценностных ориентаций, изменение мотивов педагогической деятельности и мотивов повышения квалификации [2, с. 145].

Психолого-педагогическая экспертиза создает базу для изменения субъективной системы отношений педагога к тем или иным явлениям педагогической реальности. На основе отношений к профессиональной деятельности меняются профессиональные установки и ценностные ориентации, которые обусловливают новые мотивы и соответствующие потребности деятельности педагога.

Литература:

1. Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Р.А. Атаханов, В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.

2. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П.И. Образцов Монография. – Орел, 2000. – 201с.

3. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы / Л. М. Фридман // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – 105 с.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: