Назначение, расположение, устройство и работа контакторов ПК-163

Как происходи процесс дугогашения.

Линейные контакторы ПК-163

Пневматический контактор с индивидуальным приводом. Предназначен для коммутации в силовой цепи и в цепи управления. Пять контакторов установлены в ящике ПК-761, который подвешен на изоляторах к раме кузова справа.

 

 


На изолированном стержне (1) закреплены:

● верхний кронштейн (2) с дугогасительным рогом (3), неподвижным контактом (4) и дугогасительной катушкой (5)

● нижний кронштейн (6) с дугогасительным рогом (7), на рога 3 и 7 перебрасывается дуга

● оба кронштейна являются держателями для дугогасительной камеры (8) со стальными полюсами

● рычаг (9) с держателем подвижного контакта (10), подвижным контактом (11), притирающей пружиной (12) и двумя шунтами (13),

● тяга (14), к которой при помощи Г-образной скобы (15) крепится подвижная колодка (16) со встроенными в неё «заподлицо» медными сегментами блокировочных контактов (17)

● цилиндр пневмопривода (18), к которому крепится неподвижная (нижняя) колодка (19) с пальцами блокировочных контактов цепей управления (20). Цилиндр при помощи медной трубки сообщается с электропневматическим вентилем включающего типа (стр. 33).

 

- Работа контакторов ПК-163.

При подаче питания на катушку вентиля воздух из магистрали управления поступает в подпоршневую полость пневмоцилиндра, в результате поршень со штоком, преодолевая действие возвратной пружины, делают ход вверх, поднимая тягу с рычагом и подвижным контактом. При этом подвижный контакт касается неподвижного, притирается к нему, снимая нагар или грязь, затем происходит полный контакт. Тяга, поднимаясь вверх, увлекает за собой подвижную колодку с медными сегментами, в результате переключаются и блокировочные контакты в цепи управления.

 


Причины образования электрической дуги и способы дугогашения.

На примере контактора ПК-163.

 

При снятии питания с катушки вентиля линейного контактора начинают размыкаться его главные (силовые) контакты. При этом происходит процесс, обратный «притиранию», что в какой-то момент значительно уменьшает площадь соприкосновения контактов. К тому же в момент начала расхождения контактов сила их нажатия друг на друга падает до нуля. Всё это вызывает значительное увеличение переходного сопротивления между контактами и, следовательно, их сильный нагрев.

 

В результате нагревается и ионизируется окружающий воздух, который становится проводником тока, поэтому при расхождении контактов между ними возникает электрическая дуга, которая затем перекидывается на дугогасительные рога. Возникшая дуга дополнительно ионизирует окружающий воздух, увеличивая его проводимость, а это, в свою очередь, приводит к ещё большему увеличению дуги. Иными словами, происходит лавинообразный процесс, при котором дуга постоянно усиливается.

 

Если возникшую дугу быстро не погасить, то это может привести к разрушению контактора, «перекидыванию» дуги на пальцы блокировочных контактов, а значит, к попаданию высокого напряжения в цепи управления поезда (при этом сработает БВ с одновременным срабатыванием А54).

 

                                                                 

     


Обозначение дугогасительной

           катушки в схемах.

 

 


Существуют несколько способов погасить возникшую дугу:

● Размыкание контактов в масле (для плавких предохранителей – в песке).

● Растягивание дуги с одновременным её охлаждением (деионизация дуги).

● Выдувание дуги сжатым воздухом или газом (деионизация дуги).

● Так называемое, «магнитное дутьё», - этот способ используется для дугогашения в контакторах вагонов метрополитена.

 

При этом способе дугогашения возникшая между контактами дуга перекидывается на верхний и нижний дугогасительные рога, тем самым удлиняется, становится тоньше и попадает в магнитное поле дугогасительной катушки. Так как дуга - это проводник с током, то вокруг неё также образуется магнитное поле. В результате взаимодействия магнитных полей дуги и катушки возникает выталкивающая сила, направление которой определяется по правилу Левой руки. При этом дуга выталкивается в дугогасительную камеру, дополнительно растягиваясь, и затем разрывается «гребёнкой» камеры, как морские волны волнорезом.

 



Назначение, расположение, устройство и работа контакторов КПП-113.

Почему при размыкании главных контактов образуется электрическая дуга?

Электромагнитные контакторы КПП-113

Предназначены для коммутации в силовой цепи и цепи управления. В силовой цепи контакторы КПП-113 используются для подключения резисторов ослабления поля (КШ-1 и КШ-2) и подключения силового блока тиристорного регулятора магнитного поля генераторов (КСБ-1 и КСБ-2).

Устройство.

1. Диэлектрическая панель                                10. Траверса с блокировочными

2. Дугогасительный рог с                                         контактами        

3. Неподвижный контакт                                      11. Якорь

4. Дугогасительная катушка                           12. Пята с противовесом 

5. Стальные полюса контакта                        13. Держатель подвижного       

6. Дугогасительная камера                               14. Подвижный контакт

7. Г - образный кронштейн                                  15. Дугогасительный рог

8. Г - образное ярмо (магнитопровод)           16. Притирающая пружина

9. Электромагнитная катушка                            17. Медные шунты

                                         

 


 


- Работа контакторов КПП-113.

Управляющим элементом является электромагнитная катушка. При пропускании через катушку электрического тока она намагничивается, в результате намагничивается сердечник, расположенный внутри катушки. Сердечник притягивает к себе якорь, который связан с пятой-противовесом, на пяте расположен подвижный контакт с притирающей пружиной. В результате пята поднимается вверх и подвижный контакт замыкается с неподвижным в три этапа: касание---притирание---полный контакт. Притирание необходимо для зачистки поверхности контактов от грязи и нагара. Одновременно якорь своими боковыми упорками нажимает на стержень траверсы с блок-контактами, вызывая их переключение.

 

При снятии питания с катушки якорь отпадает под действием противовеса, при этом размыкаются главные контакты в высоковольной цепи (силовой или вспомогательной) и переключаются блокировочные контакты в низковольтной цепи (цепи управления или вспомогательной). Контакторы КПП-113 расположены в ящике ЯК-37 по оси вагона за первой тележкой рядом с индуктивным шунтом.

 

Обозначение контактов в схемах.

   КШ-2          КШ-2                                                                                           КШ-2          

                                                                                                    




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: