Законодательство о несостоятельности (банкротстве)

Закон о несостоятельности (банкротстве) относится к области гражданского права и применяется для урегулирования отношений между гражданскими и/или юридическими лицами - частными предпринимателями, предприятиями и обществами - в случае невозможности одной из сторон выполнить взятые на себя финансовые обязательства в полном объеме.

Закон вводит основные определения (юридические термины), рассматривает признаки банкротства, описывает права и обязанности всех сторон, том числе и регулирующих организаций, а также процедуры, необходимые для принятия мирового соглашения.

Также отмечены отдельные статьи, потерявшие юридическую силу, (в дополнение приведены указы, согласно которым было отменено действие статей, а также даты, с которых отмена вступила в силу).

Неизменной осталась структура всех Законов о несостоятельности (банкротстве) (1992 г., 1998 г. и 2002 г.) в части расположения в них норм, касающихся предупреждения банкротства. Анализ самих норм, регулирующих вопросы предупреждения банкротства, их расположение в системе норм о банкротстве организаций подтверждают вывод о том, что они осуществляются до возбуждения дела о банкротстве и без судебного контроля.

Существующая до 2002 года в России нормативно-правовая база (опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон № 127 “О несостоятельности (банкротстве) ” от 26 октября 2002 года.

Кроме того, процедуры банкротства регулируются:

Гражданским кодексом РФ (ч.1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ);

Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.);

Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;

Федеральным законом "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24 июня 1999 г. М 122-ФЗ (действует до 1 января 2005 г., после чего вступает в действие § 6 гл.9 нового закона о банкротстве "Банкротство субъектов естественных монополий");

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. № 40 ФЗ.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица в соответствии со ст.27 Закона о банкротстве 2002 г. применяются определенные процедуры банкротства: наблюдение (стадия подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству); финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство и мировое соглашение.

Мировое соглашение вряд ли можно считать самостоятельной процедурой, поскольку мировым соглашением может быть закончена любая процедура банкротства в случае достижения об этом соглашения между кредиторами с одной стороны и должником - с другой стороны. Таким образом, мировое соглашение - это возможное окончание любой процедуры банкротства и окончание самого банкротства в целом, но не отдельная процедура банкротства. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что мировое соглашение, во всяком случае, означает восстановление платежеспособности должника-банкрота и прекращение арбитражного дела о банкротстве.

Согласно ст.33 данного Закона, заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, согласно ст.34 Закона о банкротстве 2002 года, являются:

· должник;

· арбитражный управляющий;

· конкурсные кредиторы;

· уполномоченные органы;

· федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

· лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Нормы нового Закона о банкротстве, касающиеся антикризисного управления, предупреждения банкротства, не претерпели существенного изменения.

Все также учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Новой является лишь обязанность руководителя должника в случае возникновения признаков банкротства уведомить учредителей (участников), собственника имущества - унитарного предприятия о наличии признаков банкротства.

Не изменилось по существу и правовое регулирование досудебной санации. Предусмотрено лишь, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: