~Установите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями:
1. Деспотические формы правления
2. Дух достигает полного расцвета и зрелости
3. "Царство прекрасной свободы"
4. Аристократия как форма правления
1. Восточный мир
2. Германский мир
3. Греческий мир
4. Римский мир
~Установите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями:
1. Развитие - неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами
2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга
3. Развитие - волнообразный переход от хаоса к порядку
1. диалектика
2. метафизика
3. синергетика
~Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация":
1. А. Тойнби
2. Э. Тайлор
3. О. Шпенглер
4. Ф. Бродель
1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.
2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.
3. "Цивилизация" - умирающая культура.
4. Цивилизация - база культуры.
~Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
3. Мир-империя
3. миросистемный подход
~Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.
1. К. Маркс
2. Ш. Монтескьё
3. М. Вебер
4. З. Фрейд
1. материалистический детерминизм
3. теория факторов
4. психологический детерминизм
~Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.
1. Монада
2. "Мир идей"
3. "Вещь в себе"
4. "Врожденные идеи"
1. плюрализм
3. агностицизм
4. дуализм
~Установите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.
1. Научные знания являются частью философского знания.
2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.
3. Наука становится важным условием общественного прогресса.
4. Научный труд есть вид индустриального труда.
1. преднаука
2. эпоха научной революции
3. классическая наука
4. постклассическая наука
~Установите соответствие между понятием и его содержанием.
1. Мельчайшая неделимая частица
2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство
3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего
4. Существование само по себе
1. атом
2. эфир
3. субстанция
4. бытие
~Установите соответствие между научными событиями и основными этапами развития науки.
1. Создание научных лабораторий
2. Исследования Г. Галилея
3. Научно-техническая революция
4. Создание А.Эйнштейном теории относительности
1. XVIII - XIX вв.
2. XVI - XVII вв.
4. первая половина XX века
~Установите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями.
1. Развитие - неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами
2. Вещи не изменяются в своей сущности, а существуют обособленно друг от друга
3. Развитие - волнообразный переход от хаоса к порядку
1. диалектика
2. метафизика
3. синергетика
~Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.
1. Принятие антимонопольного законодательства
2. Производство мебели
3. Формирование рабочего класса
1. политическая сфера
3. социальная сфера
~Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.
1. А. Тойнби
2. К. Маркс
3. У. Ростоу
4. Г. Риккерт
3. теория стадий экономического роста
4. теория ценностей
~Установите соответствие между науками и группами, к которым они относятся, согласно классификации наук, предложенной Г. Спенсером.
1. Ма
2. Физика, химия
3. Биология, социология
1. абстрактная группа
2. абстрактно-конкретная группа
3. конкретная группа
~Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.
1. К. Маркс
2. Ш. Монтескьё
3. М. Вебер
4. З. Фрейд
1. материалистический детерминизм
3. теория факторов
4. психологический детерминизм
~Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.
1. А. Тойнби
2. К. Маркс
3. У. Ростоу
4. Г. Риккерт
3. теория стадий экономического роста
4. теория ценностей
~Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:
1. Атомическая модель мира
2. Плюралистическая модель мира
3. Натуралистическая модель
4. Религиозная модель
1. Демокрит
2. Г. Лейбниц
3. Фалес
4. Августин Аврелий
~Установите соответствие между понятием и его содержанием.
1. Мельчайшая неделимая частица
2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство
3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего
4. Существование само по себе
1. атом
2. эфир
3. субстанция
4. бытие
~Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.
1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике
2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность
3. Многонациональность, соборность, миссионизм
2. восточная цивилизация
3. русская цивилизация
~Установите соответствие между социальной общностью и критерием выделения социальных общностей.
1. Семья
2. Сословие
3. Нация
1. кровнородственные связи
2. социально-экономический статус
3. этнокультурные корни
~Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:
1. Атомическая модель мира
2. Плюралистическая модель мира
3. Натуралистическая модель
4. Религиозная модель
1. Демокрит
2. Г. Лейбниц
3. Фалес
4. Августин Аврелий
~Установите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.
1. Научные знания являются частью философского знания.
2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.
3. Наука становится важным условием общественного прогресса.
4. Научный труд есть вид индустриального труда.
1. преднаука
2. эпоха научной революции
3. классическая наука
4. постклассическая наука
~Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.
1. Принятие антимонопольного законодательства
2. Производство мебели
3. Формирование рабочего класса
1. политическая сфера
3. социальная сфера
~Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.
1. А. Тойнби
2. К. Маркс
3. У. Ростоу
4. Г. Риккерт
3. теория стадий экономического роста
4. теория ценностей
~Установите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками.
1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности
2. Равный труд равных собственников
3. Присвоение труда зависимых крестьян
4. Преобладание наемного труда рабочих
1. первобытнообщинная
2. коммунистическая
3. феодальная
4. капиталистическая
~Установите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:
1. Закрытое общество
2. Открытое общество
3. Условно открытое общество
1. кастовый строй
2. классовое общество
3. сословное общество
~Установите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.
1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.
2. Развитие присуще только живым организмам.
3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.
4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.
1. градуалистическая модель
2. натуралистическая модель
3. равновесная модель
4. диалектико-материалистическая модель
~Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация".
1. А. Тойнби
2. Э. Тайлор
3. О. Шпенглер
4. Ф. Бродель
1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.
2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.
3. "Цивилизация" - умирающая культура.
4. Цивилизация - база культуры.
~Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.
1. Принятие антимонопольного законодательства
2. Производство мебели
3. Формирование рабочего класса
1. политическая сфера
3. социальная сфера
~Установите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.
1. Принцип фальсификации
2. Смена парадигмы в научном познании
3. Принципа пролиферации
1. К. Поппер
2. Т. Кун
3. П. Фейерабенд
~Установите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.
1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.
2. Развитие присуще только живым организмам.
3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.
4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.
1. градуалистическая модель
2. натуралистическая модель
3. равновесная модель
4. диалектико-материалистическая модель
~Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
3. Мир-империя
1. цивилизационный подход
3. миросистемный подход
~Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.
1. Принятие антимонопольного законодательства
2. Производство мебели
3. Формирование рабочего класса
1. политическая сфера
3. социальная сфера
~Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:
1. Атомическая модель мира
2. Плюралистическая модель мира
3. Натуралистическая модель
4. Религиозная модель
1. Демокрит
2. Г. Лейбниц
3. Фалес
4. Августин Аврелий
~Установите соответствие между науками и группами, к которым они относятся, согласно классификации наук, предложенной Г. Спенсером.
1. Ма
2. Физика, химия
3. Биология, социология
1. абстрактная группа
2. абстрактно-конкретная группа
3. конкретная группа
~Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.
1. Монада
2. "Мир идей"
3. "Вещь в себе"
4. "Врожденные идеи"
1. плюрализм
3. агностицизм
4. дуализм
~Установите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:
1. Овладение атомной энергией
2. Развитие генной инженерии
3. Появление нанотехнологий
1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.
2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.
3. начало XXI века
~Установите соответствие между социальной группой и её характерными особенностями:
1. Молодежь
2. Башкиры
3. Член ЛДПР
4. Православные
1. социально-психологические особенности
2. единство языка и традиций
3. единство политических взглядов
4. общность религиозных убеждений
~Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями.
1. Деление исторического процесса на формации
2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора
3. Мир разделен на центр и периферию.
1. линейный подход
2. нелинейный подход
3. системный подход
~Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.
1. Монада
2. "Мир идей"
3. "Вещь в себе"
4. "Врожденные идеи"
1. плюрализм
3. агностицизм
4. дуализм
~Установите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:
1. Закрытое общество
2. Открытое общество
3. Условно открытое общество
1. кастовый строй
2. классовое общество
3. сословное общество
~Установите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.
1. Деспотические формы правления
2. Дух достигает полного расцвета и зрелости
3. "Царство прекрасной свободы"
4. Аристократия как форма правления
1. Восточный мир
2. Германский мир
3. Греческий мир
4. Римский мир
~Установите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:
1. Овладение атомной энергией
2. Развитие генной инженерии
3. Появление нанотехнологий
1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.
2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.
3. начало XXI века
~Установите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами.
1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм
2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения
3. Креационизм, провиденциализм
1. мифологическая картина мира
~Установите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:
1. Овладение атомной энергией
2. Развитие генной инженерии
3. Появление нанотехнологий
1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.
2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.
3. начало XXI века
~Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.
1. К. Маркс
2. Ш. Монтескьё
3. М. Вебер
4. З. Фрейд
1. материалистический детерминизм
3. теория факторов
4. психологический детерминизм
~Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
3. Мир-империя
1. цивилизационный подход
3. миросистемный подход
~Установите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:
1. Закрытое общество
2. Открытое общество
3. Условно открытое общество
1. кастовый строй
2. классовое общество
3. сословное общество
~Установите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.
1. Принцип фальсификации
2. Смена парадигмы в научном познании
3. Принципа пролиферации
1. К. Поппер
2. Т. Кун
3. П. Фейерабенд
~Установите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.
1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.
2. Развитие присуще только живым организмам.
3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.
4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.
1. градуалистическая модель
2. натуралистическая модель
3. равновесная модель
4. диалектико-материалистическая модель
~Установите соответствие между социальной общностью и критерием выделения социальных общностей.
1. Семья
2. Сословие
3. Нация
1. кровнородственные связи
2. социально-экономический статус
3. этнокультурные корни
~Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.
1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике
2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность
3. Многонациональность, соборность, миссионизм
2. восточная цивилизация
3. русская цивилизация
~Установите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.
1. Научные знания являются частью философского знания.
2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.
3. Наука становится важным условием общественного прогресса.
4. Научный труд есть вид индустриального труда.
1. преднаука
2. эпоха научной революции
3. классическая наука
4. постклассическая наука
~Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
3. Мир-империя
1. цивилизационный подход
3. миросистемный подход
~Установите соответствие между событиями и типами социальной мобильности.
1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными.
2. Учитель был назначен директором школы.
3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество.
1. нисходящая вертикальная
2. восходящая вертикальная
3. горизонтальная
~Установите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии.
1. Деление общества на бедных и богатых
2. Национальная принадлежность
3. Главный инженер стал директором предприятия
4. Католик принял православие
3. вертикальная мобильность
4. горизонтальная мобильность
~Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.
1. А. Тойнби
2. К. Маркс
3. У. Ростоу
4. Г. Риккерт
3. теория стадий экономического роста
4. теория ценностей
~Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.
1. Монада
2. "Мир идей"
3. "Вещь в себе"
4. "Врожденные идеи"
1. плюрализм
3. агностицизм
4. дуализм
~Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация".
1. А. Тойнби
2. Э. Тайлор
3. О. Шпенглер
4. Ф. Бродель
1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.
2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.
3. "Цивилизация" - умирающая культура.
4. Цивилизация - база культуры.
~Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.
1. Принятие антимонопольного законодательства
2. Производство мебели
3. Формирование рабочего класса
1. политическая сфера
3. социальная сфера
~Установите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.
1. Принцип фальсификации
2. Смена парадигмы в научном познании
3. Принципа пролиферации
1. К. Поппер
2. Т. Кун
3. П. Фейерабенд
~Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:
1. Атомическая модель мира
2. Плюралистическая модель мира
3. Натуралистическая модель
4. Религиозная модель
1. Демокрит
2. Г. Лейбниц
3. Фалес
4. Августин Аврелий
~Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.
1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике
2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность
3. Многонациональность, соборность, миссионизм
2. восточная цивилизация
3. русская цивилизация
~Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.
1. К. Маркс
2. Ш. Монтескьё
3. М. Вебер
4. З. Фрейд
1. материалистический детерминизм
3. теория факторов
4. психологический детерминизм
~Укажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями.
1. Конвенциализм
2. Эмпириокритицизм
3. "Венский кружок"
1. Ж. Пуанкаре
2. Э. Мах
3. М. Шлик
4. С. Тулмин
З. Бжезинский
~Укажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями:
1. Конвенциализм
2. Эмпириокритицизм
3. "Венский кружок"
1. Ж. Пуанкаре
2. Э. Мах
3. М. Шлик
4. С. Тулмин
З. Бжезинский
Общая информация
В соответствии с географией Г. Гегель историю делит на Восточный мир, Греческий, Римский и Германский. Восточный мир - детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать соответствующие предписания. Греческий мир - период юности всемирной истории, когда формируются индивидуальности. Здесь, по мнению Г. Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов. Римский мир - возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности. Преобладающей формой правления становится аристократия. Аристократия борется с царями, плебеи с аристократией. Германский мир - четвертый период истории. Германский народ, по убеждению Г. Гегеля, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.
Философские школы, созданные учениками Сократа в IV в. до н. э.,принято называть сократическими. К их числу относятся: школа киников, киренская, мегарская и элидо-эретрийская школы.
Спенсер различает три группы наук, выделяя абстрактную, абстрактно-конкретную и конкретную группы. Абстрактная группа охватывает математику и абстрактную механику; абстрактно-конкретная - конкретную (физическую) механику, физику и химию; конкретная - астрономию с примыкающими к ней географическими дисциплинами (география, геология, геодезия), биологию (физиология, ботаника, зоология), психологию и социологию. Расположение указанных групп представляет собой постепенный переход от абстрактных к конкретным отраслям знания; внутри каждой группы более общие дисциплины предшествуют наукам с более ограниченным объемом.
Результатом отчуждения - социального процесса превращения результатов человеческой деятельности в чуждую для человека силу - в явлении массовой культуры является ее низкий художественный уровень, бессодержательность, бездуховность. Сущность отчуждения в современном обществе - противоречие между творческим процессом субъекта и объективированными формами культуры: произведения массовой культуры не являются плодом свободного воображения творцов, а создаются с целью извлечения прибыли, коммерческой выгоды и следуют общепринятым стандартам - примитивные сюжеты, легкость восприятия, развлекательный характер и т.д. Философы XX века (Х. Ортега-и-Гассет "Восстание масс", Г. Зиммель "Трагедия культуры") увидели негативное влияние массовой культуры в превращении людей в "массу", которая довольствуется бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, обладает низким уровнем критического самосознания и потому является объектом манипулирования, следствие чего - общая социальная дезориентация.
Что есть философия
1. Способ определения и метод философии называется … рефлексией
2. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии. антропологическим
3. Установите соответствие между разделами философии и проблемами, которые ими изучаются. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Общие принципы, формы и методы познания.
2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира.
3. Проблема природы и сущности человека.
4. Проблемы добра и зла.
а.гносеология
б.онтология
г.этика
д.эстетика
4. Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется … механистической
5. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется … дуализмом
6. Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Объективность, рациональность
2. Рефлексивность, критичность
3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам
4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер
а.научное знание
б.философское знание
в.религиозное знание
г.обыденное знание
д.художественное знание
7. Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению ______________ проблем. мировоззренческих
8. Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы.
2. Бог и природа отождествляются.
3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции.
4. Все в этом мире материально.
а.гилозоизм
б.пантеизм
в.дуализм
г.материализм
д.сенсуализм
9. Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется … методологической
10. В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции
11. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является … диалектика
12. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется … гуманистической
13. Философское направление, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и несводимых друг к другу субстанций, называется …
Плюрализмом
метафизикой
монизмом
рационализмом
14. Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется …
Монадой
материей
силой
духом
15. Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Все в мире имеет материальное начало.
2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности.
3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции.
4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу.
а.материализм
в.дуализм
д.плюрализм
16. Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется … культурно-воспитательной
17. Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. (1-а, 2-б, 3-в)
1. Философия – «служанка богословия».
2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира.
3. Распространение света разума есть главное дело философии.
а.Средневековье
б.Новое время
в.Просвещение
г.Античность
18. Философское учение о нравственности и морали называется … этикой
19. Картина мира обусловливает …