Общие вопросы дефектологии 6 страница

СИНДРОМ (от греч. syndrome — скопление, стечение) — определен­ное сочетание признаков болезни (симптомов), обусловленных единым происхождением. В совр. медицине выделяют около 1500 С.; многие из них названы именами первооткрывателей. В дефектологии изучаются особенности проявления ряда С., определяющих аномальное развитие ребенка.

СИФИЛИС ГОЛОВНОГО МОЗГА — текущее заболевание нервной системы, обусловленное сифилитическим инфицированием нервной си стемы, т. е. сифилитическим инфицированием плода от больных родите­лей и характеризуется стойким нарушением интеллекта. Если хотя бы один из родителей болен сифилисом, происходит повреждение зародыша во внутриутробном развитии, приводящее к олигофрении. В ряде случаев встречается также инфицирование зародыша сифилисом. Данная инфек­ция может в течение нескольких лет пребывать в латентном (скрытом) состоянии. Обострение, как правило, начинается с резкого снижения ум­ственной работоспособности, нарушений поведения, иногда слуховых иллюзий. При своевременно начатом лечении прогноз благоприятный. Запущенное же заболевание может привести впоследствии к прогрессив­ному параличу.

СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ — дети, страдающие значительным сни­жением остроты зрения (от 0,05 до 0,5 на лучше видящем глазу с опти­ческой коррекцией) либо нарушениями периферического зрения, приво­дящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза. У С. д. наблюдаются нарушения глазодвигательной координации, цветораз-личения, зрительной работоспособности. Вследствие неточности, фраг­ментарности и замедленности зрительного восприятия чувственный опыт С. д. обеднен. Познание окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности строятся на суженной наглядной и действенной основе; при этом развитие речи остается близким к норме.

Обучение С. д. осуществляется в спец. дошк. учреждениях и школах с учетом их возможностей и специфики дефекта. Необходимо соблюде­ние спец. пед. и гигиенич. требований (рациональное распределение за­нятий, обеспечение оптимального уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств и др.).

СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ — дети, страдающие понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи. В от­личие от глухих детей С. д. имеют возможность с помощью слуха нако­пить нек-рьй запас слов. Степень потери слуха может быть различной -от затрудненного восприятия речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости. Нарушения слуха обычно воз­никают в результате стойких изменений в среднем ухе.

Уровень развития речи у С. д. определяется главным образом сте­пенью нарушения слуха; кроме того, он зависит от времени возникнове­ния слухового дефекта и условий воспитания. Своевременно принятые меры по коррекции и дифференцированию навыков чтения с лица дают положительный результат в развитии речи ребенка. Однако сложность диагностирования тугоухости заключается в том, что даже при значи­тельно выраженном и рано возникшем нарушении слуха дефект не рас­познается или на него не обращается должного внимания. В этом случае речь ребенка может оказаться недостаточно развитой даже при сравни­тельно небольшой степени тугоухости.

С. д., обладающие развитой речью, обучаются в массовой школе. Од­нако даже незначительная потеря слуха (ребенок слышит шепотную речь на расстоянии 2—4 м от ушной раковины) может вызвать определенные трудности в освоении учебной программы. Успешному обучению С. д. в

массовой школе помогают дополнительные занятия, на к-рых учитель уточняет произношение слов, помогает ребенку овладеть их звуковым составом.

При значительном недоразвитии речи дети могут обучаться в спец. школе для слабослышащих и позднооглохших детей.

СЛАБОУМИЕ — стойкое или малообратимое ослабление психичес­кой деятельности. В совр. дефектологич. лит-ре понятие «С.» примени­тельно к детям практически уступило место понятию «умственная отста­лость», более адекватно отражающему качественную специфику дефекта.

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА — наиболее тяжелая форма сложного де­фекта, для к-рой характерно поражение зрительного и слухового анали­затора. У слепоглухонемых детей без спец. обучения не происходит фор­мирования речи. В совр. дефектологич. лит-ре понятие «С.» иногда заме­няется понятием «слепоглухота», поскольку обучение детей с этим слож­ным дефектом продемонстрировало возможность формирования у них не только дактильной и письменной речи, но также и устной.

Тотальная С. (сочетание полной слепоты и глухоты) встречается ред­ко; в большинстве случаев дети с этим дефектом обладают либо остаточ­ным зрением, либо остаточным слухом, либо их сочетанием.

Уже во второй половине XIX в. была продемонстрирована принци­пиальная возможность обучения слепоглухонемых детей (Мари Эртен — во Франции, Лоры Бриджмен — в США). Наиболее успешным был опыт американского педагога А. Сулливан, чья воспитанница Елена Келлер достигла весьма высокого уровня личностного и интеллектуального раз­вития. В России первым в деле обучения и воспитания слепоглухонемых был И. А. Соколянский; его воспитанница О. И. Скороходова — канди­дат пед. наук. В 1963 г. в г. Загорске (ныне — Сергиев Посад) основана уникальная школа-интернат, где осуществляется обучение и воспитание слепоглухонемых детей.

СЛЕПОГЛУХОТА - см. СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА.

СЛЕПЫЕ ДЕТИ — дети, страдающие полным отсутствием зрения либо имеющие остаточное зрение (от светоощущения до остроты зре­ния — 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основным средством познания окружающего мира становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у к-рых сохранилось остаточ­ное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных.

Потеря зрения обусловливает нек-рые специфич. особенности разви­тия С. д. Многие признаки предметов и явлений, воспринимаемые обычно зрительно, слепыми не воспринимаются. Большие затруднения возникают у С. д. в оценке пространственных признаков: местоположе­ния, направления, расстояния и т. д., что отрицательно сказывается на ориентировании в пространстве. Процесс формирования движений у С. Д. задержан. Иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

Коррекционно-пед. воздействие направлено на преодоление трудно стей развития С. д., на формирование у них чувственного опыта. Разви­тие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохран­ных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль в развитии ребенка играет речь. Общение с роди­телями и окружающими способствует развитию речи у С. д. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка создаются и ук­репляются связи между словом и конкретным предметом, словом и дей­ствием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным осязательным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся самостоятельно пере­двигаться. Высокого развития у С. д. достигает память, т. к. им для ори­ентирования в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необ­ходимо запомнить больше сведений, чем зрячим.

В развитии основных процессов познания и мышления компенсатор­ную роль играют практич. занятия. В процессе практич. деятельности С. д. сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями. Обучение С. д. действиям, способам их выполне­ния достигается только в условиях общения, при к-ром движения слепо­го ребенка корригируются словом.

Учебная деятельность С. д. имеет свою специфику. Осязательное вос­приятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими тре­бует не только увеличения времени для практич. решений, но и более ран­ней спец. подготовки — обучения детей навыкам учебной работы.

Обучение С. д. проводится в спец. школах, где они получают образо­вание в объеме массовой средней школы с применением спец. методов. Их обучают письму и чтению рельефного шрифта, рельефному рисова­нию и черчению. Многие сложные явления, познаваемые с помощью зрения, при изучении физики, химии и др. учебных предметов усваива­ются слепыми учащимися с помощью лабораторных работ со спец. при­борами, доступными осязательному восприятию или имеющими звуко­вую сигнализацию. Для развития зрительного восприятия у С. д. с нали­чием остаточного зрения используются красочные картины и иллюстра­ции, диапозитивы, кинофильмы, замкнутые телевизионные системы.

СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ — сочетание двух и более дефектов развития, к-рое представляет собой не просто сумму дефектов, а является каче­ственно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его со­ставляющих. Дети с С. д. — особая категория аномальных детей, в к-рой выделяются следующие группы: умственно отсталые слепые и слабовидя­щие; умственно отсталые глухие и слабослышащие; глухие слабовидя­щие; слепоглухие; глухие и слабослышащие с нарушением опорно-двига­тельного аппарата и др. Сочетание дефектов искажает развитие этих де­тей в значительно большей степени, чем аномальных детей других кате­горий. Их обучение и воспитание осуществляются в спец. учебно-воспи­тательных учреждениях, куда они направляются на основании заключе­ния о степени выраженности того или другого дефекта.

Употреблявшийся ранее в качестве синонима термин «комбиниро­ванный дефект» в настоящее время признан недостаточно отражающим

специфику аномального развития данной категории детей и поэтому ис­ключен из употребления.

СЛУХОВАЯ РАБОТА — совокупность коррекционно-педагогич. ме­роприятий, направленных на максимальное развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей с остаточным слухом. Основная задача С. р. — включение слухового восприятия в про­цессы формирования речи и речевого общения. С. р. осуществляется с помощью специальной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования. Общее содержание и методика организа­ции С. р. с глухими и слабослышащими детьми отражены в спец. поло­жениях и программах. Для учета эффективности С. р. проводится пери­одическое исследование состояния слуха у детей.

СОПРЯЖЕННАЯ РЕЧЬ — логопедич. прием, заключающийся в од­новременном созвучном произнесении двумя или несколькими людьми слов и фраз. Для детей с нарушением речи высказывание в С. р. значи­тельно легче самостоятельного. Поэтому С. р. используется как важный способ преодоления речевых нарушений (в частности, заикания) на ран­них этапах логопедич. работы, предшествующих самостоятельному про-говариванию.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

В России в XIX в. специальные учебно-воспитательные учреждения создавались, как правило, на благотворительных началах и только для детей с резко выраженными дефектами (школы для глухих, слепых и глубоко умственно отсталых детей). Контингент таких школ охватывал не более 6% общего числа этих детей. Многие категории аномальных де­тей вообще не обучались. В XX в. государство поставило задачу воспита­ния и приобщения детей с различными нарушениями к общественно по­лезному труду через коррекцию и компенсацию дефектов. Специальные учебно-воспитательные учреждения были включены в общую систему народного образования, здравоохранения и специального обеспечения и дифференцированы соответственно характеру и глубине конкретного де­фекта.

В систему Министерства образования входят: а) спец. школы-интер­наты, школы с продленным днем, в к-рьгх обучаются все категории ано­мальных детей школьного возраста, подлежащие всеобучу; б) спец. ве­черние (сменные) и очно-заочные школы для работающей молодежи с нарушениями слуха и зрения; в) спец. дошк. учреждения: дет. дома-ин­тернаты, интернатные дошк. отделения при спец. школах; сады, ясли-сады, спец. группы при массовых дет. садах с продленным днем или с пя­тидневным пребыванием в них детей; г) логопедич. пункты при массо­вых школах. В систему Министерства социального обеспечения входят: а) учебно-производственные предприятия Общества глухих и Общества слепых, предназначенные для профессиональной подготовки молодежи с нарушениями слуха и зрения; б) дома-интернаты для детей дошк. и школьного возраста с тяжелыми формами умственной отсталости, ДЦП (при отсутствии движений и речи), слепоглухонемых, в том числе с ум­ственной отсталостью. Окончившие любые спец. школы (кроме вспомо­гательных для умственно отсталых детей) могут поступать с учетом пра­вил приема в техникумы и вузы страны на общих основаниях.

Благодаря углубленному, комплексному изучению закономерностей и особенностей психофизич. развития и познавательных возможностей каждой категории аномальных детей создана дифференцированная сеть спец. школ и дошк. учреждений десяти типов. Эта сеть включает: школы для глухих детей, где за 12 лет обучения учащиеся получают неполное среднее образование (соответствующее восьми классам массовой шко­лы); школы для слабослышащих с двумя отделениями: 1) за 12 лет обуче­ния учащиеся получают общее среднее образование, 2) за тот же срок — неполное среднее образование; школы для слепых и слабовидящих, к-рые могут существовать как раздельно, так и в виде самостоятельных от­делений для той или др. категории детей с нарушениями зрения; школы для детей с тяжелыми нарушениями речи с двумя отделениями: 1) за 11 лет обучения дети с такой речевой патологией, как алапия, афазия, диза­ртрия и др., получают неполное среднее образование, 2) для детей с тя­желыми формами заикания (дети из этой школы переходят в массовую по мере устранения дефекта); школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с последствиями ДЦП (за 11—12 лет обучения дети получают среднее образование, в школе выделяются клас­сы для детей с интеллектуальными нарушениями, работающие по осо­бым учебным планам); школы для детей с ЗПР (9 лет обучения, дети пе­реводятся в массовые школы по мере коррекции задержки); школы для умственно отсталых детей (вспомогательные школы), в к-рых учащиеся за 9 лет обучения получают образование примерно на уровне начальной массовой школы. Все типы спец. школ, кроме вспомогательных, дают цензовое образование. Только два типа школ (для глухих и для слабос­лышащих 2-го отделения) дают неполное среднее образование, осталь­ные — среднее образование. В учебных планах всех спец. школ предус­мотрено производственно-трудовое обучение по какому-либо виду про­мышленного или сельскохозяйственного труда. Учащиеся обеспечивают­ся спец. учебниками по всем основным предметам учебного плана.

Создана сеть спец. дошк. учреждений для всех категорий аномальных детей, к-рым предстоит обучаться в спец. школах. В дошк. дет. домах, дет. садах воспитываются дети от 3 до 7 лет, в яслях-садах — от 2 до 7 лет, в дошк. отделениях при соответствующих спец. школах — от 5 до 7 лет. В нек-рых массовых дет. садах имеются спец. логопедия, группы, ку­да на один год переводятся дети для коррекции имеющихся у них рече­вых нарушений.

СУГГЕСТИЯ (от лат. suggestio — внушение) — собирательный тер­мин, к-рым обозначаются различные формы эмоционально окрашенного вербального (словесного) и невербального воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния (в том числе побужде­ния к определенным действиям). С. выступает одним из механизмов психотерапии, имеющих особую эффективность в коррекции речевых

расстройств. В совр. психолого-педагогич. науках термином «суггестив­ный» определяют направления коррекционного и педагогич. процесса, ориентированные на высвобождение скрытых резервов организма и лич­ности посредством разнообразных форм внушения.

СУДОРОГИ — непроизвольные сокращения мышц, характеризу­ющиеся высокой степенью их напряжения. Различают тонические С. — длительное напряжение мышц, и клонические С. — кратковременные толчкообразные сокращения. С. возникают спонтанно как реакция на определенные внешние и внутренние раздражители; могут быть след­ствием эпилепсии, органич. поражений головного мозга. У детей легко возникают в раннем возрасте (что обусловлено незрелостью ЦНС) под влиянием инфекций, травм, психогенных воздействий. Существуют спец. противосудорожные препараты, к-рые назначаются врачом параллельно с курсом лечения основного заболевания, вызвавшего С.

СУРДОМУТИЗМ (от лат. surdus — глухой и mutus — немой) — утра­та речи и слуха, к-рая в отличие от глухонемоты имеет функциональный характер. Возникает в результате торможения в слуховой и речедвига-тельной областях коры головного мозга, вызванного сверхсильными сен­сорными или эмоциональными раздражителями. Проходит по мере рас-тормаживания этих участков при соответствующих лечебных воздействи­ях, а иногда — и без мед. вмешательства. Особо тяжелые случаи могут потребовать логопедической и сурдопедагогической помощи.

СУРДОПЕДАГОГИКА (от лат. surdus — глухой) — отрасль дефекто­логии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нару­шениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).

Первые высказывания о возможности обучения глухих встречаются уже в сочинениях Аристотеля. В XVI в. о возможности усвоения речи с помощью ее письменной формы упоминал итальянский ученый Д. Кар-дано; в это же время в Испании предпринимались первые попытки обу­чения глухих детей письменной и устной речи с использованием дакти­лологии; в 1620 г. в Мадриде опубликован первый методич. труд по С. (X. П. Бонет). В XVIII в. сложились две методич. системы обучения глу­хих. Обучение по одной из систем велось на основе мимико-жестового языка глухих (см. Мимический метод). Эта система окончательно офор­милась в первом в мире училище для глухих — Парижском националь­ном институте, учрежденном в 1770 г. Ш. М. де ль'Эпе. Другая система обучения — устный метод — исключала использование мимико-жесто­вого языка и строилась на основе устной речи, в связи с чем основное место в ней занимала выработка произношения.

В России первые спец. учреждения для глухих были открыты в нача­ле XIX в. На рубеже XIX—XX вв. сложилась собственная пед. система обучения детей с недостатками слуха: использование устной речи сочета­лось с обучением ручной азбуке (дактилологии) и письму. Обучение де­тей с недостатками слуха (как и аномальных детей др. категорий) вклю­чено в общегосударственную систему образования. Разработана система обучения языку по принципу формирования речевого общения, при к-рой речь формируется в ее основной функции потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности). В качестве вспомо­гательного средства (для активизации речевого общения) эффективна дактильная речь в сочетании с устной и письменной. При обучении по этой системе происходит практич. овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей. С начала 70-х гг. ве­дутся исследования, связанные с проблемой развития остаточного слуха. На основании пед. классификации, разработанной с учетом оценки ро­ли слухового анализатора в развитии ребенка (Р. М. Боскис), структур­но-организационно оформлено дифференцированное обучение детей с нарушением слуха.

СУРДОТЕХНИКА (от лат. surdus — глухой) — технические средства для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи. Термином «С.» определяется также отрасль приборостроения, разрабатывающая сурдотехнич. средства. Благодаря С. удается полнее использовать сенсорные возможности человека при пол­ной или частичной глухоте и тем самым повысить эффективность воспитания и обучения детей с недостатками слуха, расширить круг про­фессий, доступных для лиц с нарушенным слухом, облегчить их труд и быт, упростить возможность общения между собой и со слышащими. Действие сурдотехнич. аппаратуры основывается на преобразовании речевой и другой звуковой информации в сигналы, воспринимаемые остаточным слухом, зрением или осязанием.

Т

ТАХИЛАЛИЯ (от греч. tachys — быстрый и lalia— речь) — наруше­ние речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохране­нии фонетического оформления, лексики и грамматич. строя речи. Т. следует отличать от баттаршма, при к-ром нарушаются и др. названные компоненты речи. Устраняется во время спец. логопедич. занятий.

ТЕСТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (англ. test — испытание, проба) -стандартизированные задания, используемые для измерения и оценки индивидуально-психологич. особенностей личности. В дефектологич. практике подобные задания использовались езде в первой половине XIX в. Ж. Эскиролем и Э. Сегеном с целью выявления степени умственной отсталости. Впервые английское слово «тест» применительно к задачам такого рода употребил Дж. Кеттел в 1890 г. Родоначальником использо­вания Т. п. при отборе умственно отсталых детей считается А. Бине, раз­работавший в 1904 г. набор соответствующих заданий (модифицирован­ный тест Бине по сей день остается одной из наиболее распространен­ных методик диагностики интеллекта).

Т. п. представляют собой набор заданий, по результатам выполнения к-рых вычисляется количественная оценка той или иной индивидуально-психологич. характеристики (в частности, коэффициент интеллекта). Ка­чественная сторона решения (стратегия мыслительной деятельности и

т. п.), как правило, с помощью Т. п. не выявляется. Результаты тестиро­вания зависят от ряда факторов, и в первую очередь — от усвоенного опыта, знаний и умений. Поэтому на их основании можно сделать лишь приблизительный вывод о наличном уровне развития тех или иных спо­собностей; выявление причин отставания, а также возможности прогноза развития по данным Т. п. ограниченны.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) - приборы и устройства, служащие для усовершенствования педагогич. процесса, по­вышения эффективности и качества обучения. В дефектологич. практике особое значение имеют приборы, специально созданные для коррекции зрительных и слуховых дефектов (см. Тифлотехника, Сурдотехника). Ис­пользуются также ТСО, созданные для массовых школ: звуковоспроизво­дящая и кино-диапроекционная аппаратура, замкнутые телевизионные системы и др. С середины 80-х гг. в практику работы спец. учебно-вос­питательных учреждений постепенно внедряется компьютерная техника.

ТЕЯ-САКСА ИДИОТИЯ — наследственное заболевание, обусловлен­ное нарушением жирового обмена, при к-ром происходит накопление продуктов обмена жиров в клетках нервной системы и гибель этих кле­ток; наиболее распространенный вид амавротической идиотии. Описана в 1881 и 1887 гг. Проявляется в возрасте 5—6 месяцев в снижении зрения (до полной слепоты), судорогах, нарастающем слабоумии. Болезнь бы­стро прогрессирует. Прогноз неблагоприятный.

ТИК (франц. tic — стереотипные непроизвольные движения в форме подергивания век, лицевой мускулатуры, плеч и др. Тики имеют различ­ное происхождение. Функциональный Т. часто сопутствует неврозам, не­вропатии, являясь искаженным внешним проявлением подавленных от­рицательных эмоций. В этом случае ЦНС не повреждена; психотерапсв-тич. лечение способствует полному устранению функциональных тиков. Т., обусловленный недоразвитием ЦНС в связи с вредностями внутриут­робного периода, исчезает по мере созревания нервной системы. Орга­нический Т. возникает в результате травмы головного мозга. За исключе­нием редких, особо тяжелых случаев, тики устраняются при правильном лечении и благоприятных условиях воспитания.

ТИФЛОГРАФИКА (от греч. typhlos — слепой и graphikos — нарисо­ванный) — отрасль графики, занимающаяся построением, преобразова­нием и изготовлением учебно-наглядных пособий для обучения слепых Детей рельефному рисованию, черчению и др. учебным предметам. Такие пособия (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и т. п.) выполняются рельефным способом и доступны для осязательного восприятия учащих­ся. Обучение графике помогает детям с дефектами зрения овладевать ос­новами наук, участвовать в различных видах творчества, расширять про­фессионально-трудовые возможности, а также содействует эстетич. вос­приятию действительности.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греч. typhlos — слепой и педагогика) -отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обуче­ния лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).

Начало разработке проблем Т. было положено В. Гаюи, основавшим в 1784 г. в Париже первый институт для слепых детей. На рубеже XVIII—XIX вв. в Великобритании, Австрии, Германии, США были со­зданы школы для слепых, в к-рых обучали письму, счету, музыке и про­стым ремеслам. С середины XIX в. повсеместное распространение полу­чил созданный Л. Брайлем рельефно-точечный шрифт (см. Брайля шрифт), что позволило повысить уровень общего образования слепых. Однако долгое время тифлопед. процесс строился без учета возможно­стей остаточного зрения, рациональному использованию к-рого начина­ют уделять внимание с 30-х гг. XX в. С 50-х гг. возникает новый тип спец. школ, где обучение строилось с опорой на зрение как основной ка­нал получения информации учащимися.

В России первая школа для слепых была открыта в Санкт-Петербур­ге в 1807 г. Задача Т. долгое время сводилась к разработке системы при­зрения слепых детей за счет филантропич. организаций.

Позднее обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегосударственную систему образования. Была создана сеть средних и восьмилетних образовательных школ. Совр. Т. развивает­ся на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенно­стей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения. Наиболее важ­ная задача Т. — рациональное использование и развитие в процессе обу­чения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупрежде­ние и преодоление вторичных отклонений в психич. и физич. развитии. Коррекция развития осуществляется как в ходе общеобразовательной и трудовой подготовки, так и на спец. коррекционных групповых и инди­видуальных занятиях. В Т. разработаны принципы дифференциации де­тей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и спе-цифич. методы дифференцированного обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнительные нарушения. Методы обучения, применяемые в Т., по­зволяют учащимся получать образование в объеме средней школы при нек-ром увеличении срока обучения.

ТИФЛОТЕХНИКА (от греч. typhlos — слепой и техника) — отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств (тифлоприборов), предназначенных для кор­рекции и компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения. Коррекция неполноценного зрения осуществляется путем усиления полезного оптич. сигнала. Это достигает­ся увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения объекта на сетчатке глаза с помощью обычных (корригирующих) очков. В тех случаях, когда обычная коррекция неэффективна, используются спец. оптические, телевизионные, светотехнические средства. Для ком­пенсации нарушенных функций зрительного анализатора применяются тифлоприборы, с помощью к-рых визуальная информация преобразуется в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха или осязания.

Цель производственной Т. — создание возможности инвалидам по зрению выполнять с помощью спец. приборов и приспособлений ранее

недоступные им производственные операции, в том числе и контрольно-измерительные работы.

Бытовая Т. разрабатывает тифлотехнич. средства, облегчающие ори­ентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющие вос­приятие ими окружающих предметов и бытовых явлений, а также созда­ет приборы, помогающие общению.

ТОКСОПЛАЗМОЗ — заболевание, возбудителем к-рого является па­разит, относящийся к типу простейших животных. Заражение происхо­дит от домашних, реже диких животных. При врожденном Т. паразиты поражают плод, внедряясь через организм матери. Последствия могут проявиться как немедленно (вплоть до гибели плода), так и в последу­ющие годы (гидроцефалия и микроцефалия, поражение зрительного анали­затора и др.). При приобретенном Т. наиболее опасна его цереброспи­нальная форма, протекающая в виде острого мозгового воспаления. Од­ним из последствий Т. является олигофрения различной степени.

ТОНИЧЕСКАЯ СУДОРОГА (от лат. tonus — напряжение) — длитель­ное сокращение мышц, вызванное перевозбуждением подкорковых моз­говых образований. Приводит к продолжительному напряжению и вы­нужденному неестественному положению органов.

ТРЕМОР (от лат. tremor — дрожание) — непроизвольные дрожатель­ные колебания головы, конечностей или всего тела. Выступает симпто­мом паркинсонизма и нек-рых эндокринных нарушений. Иногда возника­ет вследствие переутомления. Препятствует целенаправленной двигатель­ной активности.

ТРИХОТИЛЛОМАНИЯ — патологическая страсть к выдергиванию волос. Впервые описана в 1889 г. французским дерматологом Ф.—А. Ал-лопо. Встречается преимущественно в детском возрасте, чаще — у дево­чек. В ряде случаев представляет собой зафиксированную привычку и проходит без мед. вмешательства. Может выступать одним из симптомов патологического развития личности, неврозов, иногда — шизофрении, представляя собой акт аутоагрессии. В этих случаях требует психотера-певтич. воздействия, устраняющего эмоциональное напряжение.

ТУГОУХОСТЬ — термин, принятый в сурдопедагогике для обозначе­ния частичного нарушения слуховой функции в отличие от глухоты — полной утраты слуха; тугоухими иногда называют слабослышащих детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: