Общие вопросы дефектологии 5 страница

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ - нарушение фун­кции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов (см. Ас­фиксия новорожденных). Поскольку в данном случае отсутствуют грубые органич. повреждения, диагноз, как правило, ставится не сразу после рождения. Наиболее частое проявление М. м. д. — гипердинамический синдром.

МИОПИЯ — см. БЛИЗОРУКОСТЬ.

МОНГОЛИЗМ — название, под к-рым английским врачом Л. Да­уном впервые была описана хромосомная болезнь, впоследствии назван­ная его именем (см. Дауна болезнь). Термин был предложен в связи с ха­рактерным внешним видом больных, несколько напоминающим монго­лоидный антропологический тип. В современной лит-ре данное название болезни практически не употребляется, а нек-рые авторы даже указыва­ют на его некорректность.

МОРАЛЬНАЯ ДЕФЕКТИВНОСТЬ - термин, к-рым в 10-20-х гг. XX в. в заруб, и отечественной психолого-педагогич. науке обозначалась широкая категория детей, включавшая как детей, страдающих нарушени­ями характера и эмоционально-волевой сферы, так и детей, склонных к агрессивному и противоправному поведению, педагогически запушен­ных, беспризорных и т. п. Т. е. под М. д. понималось явное отклонение от общепринятых норм поведения. Такая трактовка была неоправданно расширительной, поскольку объединяла на основании внешних поведен­ческих проявлений разнородные группы детей.

В работах П. П. Блонского, А. Б. Залкинда, Л. С. Выготского было Убедительно показано, что основные причины М. д. лежат преимуще­ственно во внешних (по отношению к ребенку) условиях, т. е. М. д. оп­ределяется главным образом недостатками воспитания, педагогической запущенностью, социальной депривацией и т. п. В резолюциях II съезда по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924) была отмече­на недопустимость подразделения детей на нормальных и морально де­фективных.

В совр. дефектологич. лит-ре термин «М. д.» не употребляется. МУТИЗМ (от лат. тиШа — немой) — отказ от активной речи. Возни­кает преимущественно в школьном возрасте в результате психич. травмы. Представляет собой невротич. реакцию на психотраьмирующую ситу ацию. В зависимости от природы этой травмы М. может быть тотальным (полное и постоянное молчание) или, чаще, избирательным (проявля­ющимся лишь в определенных случаях); нередко возникает на фоне за­икания. Если М. сохраняется длительное время, это может привести к ЗПР.

Прогноз в большинстве случаев благоприятный: устранение психоте-рапевтич. методами патологических реакций на травму способствует пол­ному исчезновению М. В тех случаях, когда М. является симптомом РДА или шизофрении, его преодоление зависит от лечения основного заболе­вания.

Н

НЕВРАСТЕНИЯ — одна из форм невроза, характеризующаяся нару­шениями мотивационно-волевой сферы: робостью, пассивностью, неуве­ренностью в себе. Отрицательные переживания при Н. приводят к веге-тососудистой дистонии, нарушениям функций внутренних органов. Ле­чение, направленное на купирование сомотич. симптомов, как правило, малоэффективно; действенный эффект достигается снятием внутреннего конфликта психогенного характера.

НЕВРОЗЫ (от греч. neuron— нерв) — психогенные (вызванные вне­шним психотравмирующим воздействием) заболевания личности, в ос­нове к-рых лежит нерационально и непродуктивно разрешаемое проти­воречие между личностью и значимыми для нее явлениями действитель­ности, приводящее к болезненным переживаниям неудовлетворенности. Н. составляют до 45% от общего числа нервно-психич. отклонений в дет. возрасте; преобладают у мальчиков; чаще возникают в рамках критичес­ких возрастов (см. Кризисы возрастные). По данным отечественных ис­следователей, основным фактором, обусловливающим возникновение Н. у детей, является дисгармония семейных отношений, нарушения в систе­ме воспитания. Проявления Н. разнообразны: невротич. природу могут иметь заикание, энурез, фобии и др. Лечение проводится в основном ме­тодами психотерапии, направленной на смягчение и устранение послед­ствий психич. травмы.

НЕВРОПАТИЯ, врожденная детская нервность — бо­лезненное состояние, вызванное нарушением функций вегетативной не­рвной системы. Причины возникновения Н. разнообразны, однако пред­полагается, что Н. главным образом возникает вследствие нарушений развития ЦНС во внутриутробном периоде. По нек-рым наблюдениям, встречается почти вдвое чаще у мальчиков, чем у девочек. Диагностиру­ется уже на ранних этапах развития на основании следующих показате­лей: нарушение сна и вскармливания, недостаточная регуляция физиологич. отправлений, контрастность поведения и эмоциональная нестабиль­ность, повышенная двигательная активность, предрасположенность к ал­лергии, чрезмерная чувствительность, а также нарушения терморегуля­ции. Дети, страдающие Н., обычно предрасположены к неврозам и за-

креплению вредных привычек. При правильном воспитании Н. обычно проходит к началу школьного возраста.

НЕГАТИВИЗМ (от лат. negatio — отрицание) — лишенное объектив­ных оснований сопротивление предъявляемым требованиям. Термин «Н.» первоначально употреблялся лишь в психиатрии применительно к патологич. явлениям, возникающим при нек-рых психич. заболеваниях. В совр. педагогике и дет. психологии трактуется шире — как любое не­мотивированное сопротивление внешнему влиянию. У детей Н. возника­ет чаще всего как реакция на требования взрослых, не учитывающих их потребности. Закрепляясь, Н. становится одной из сторон патологичес­кого формирования характера.

НЕМОТА — собирательный термин, используемый для обозначения вызванного различными причинами отсутствия устной речи. В нек-рых случаях Н. бывает вызвана нарушениями речевого аппарата (в частности, параличом речедвигательных мышц). При нарушениях слуха Н. возника­ет вследствие неспособности ребенка овладеть устной речью (см. Глухо­немота). При нормальном слухе к Н. могут быть отнесены расстройства, определяемые как мутизм. В случаях глубокий интеллектуальной недо­статочности неспособность к овладению речью также приводит к Н.

НУНАН СИНДРОМ — заболевание, характеризующееся нарушени­ями физического развития, своеобразным строением лица, нарушениями интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения. Синдром впервые описан в 1963 г. Причины заболевания и частота точно не уста­новлены. Описаны примеры разной степени выраженности различных симптомов. Обучение детей с Н. с. затруднено главным образом в силу интеллектуальных и речевых расстройств, а также в связи с нарушени­ями внимания, памяти, низкой умственной работоспособностью. Откло­нения в эмоционально-волевой сфере напоминают симптоматику РДА. Дети с Н. с. обучаются в разных типах спец. образовательных учрежде­ний: во вспомогательных школах, в школах для детей с ЗПР, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Иногда возникает необходи­мость в индивидуальной форме обучения.

О

ОГЛОХШИЕ ДЕТИ — дети, утратившие слух, но сохранившие речь, сформировавшуюся на основе нормального слухового восприятия. Со­хранность речи зависит от.возраста ребенка в момент наступления глухо­ты и соответственно от уровня сформированности речевых навыков. Чем младше потерявший слух ребенок, тем скорее и сильнее нарушается его Речь (вплоть до полного распада). Предотвратить речевые нарушения по­могает коррекционная работа с О. д., направленная на формирование зрительного восприятия устной речи (см. Чтение с лица), а позднее — на использование остаточного слуха с применением сурдотехнических средств. Важное условие нормального речевого и личностного развития О. д. — пребывание в говорящей среде. Необходимы также спец. занятия по коррекции произношения.

ОЛИГОФРЕНИЧЕСКИЙ ПЛЮС, псевдоолигофрения — отставание в умственном развитии, характерное для детей, страдающих шизофренией, В стадии обострения болезни у ребенка нарушается проте­кание познавательных процессов, он плохо усваивает и перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умени­ями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значительно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов, хотя и не страдают слабоумием. Данное явление изучалось дет. психиатром Т. П. Симеон и названо ею «О. п.».

ОЛИГОФРЕНИЯ — недоразвитие сложных форм психической де­ятельности, обусловленное патологической наследственностью, органи­ческим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ран­них этапах постнатального развития (возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда 'психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от О. струк­туру дефекта). При О. органическая недостаточность мозга носит непро­грессирующий характер. Поэтому дети-олигофрены способны к разви­тию, к-рое подчинено общим закономерностям психич. развития ребен­ка, но имеет специфич. особенности, обусловленные типом нарушения ЦНС. При тяжелых формах О. отмечается ряд анатомич. изменений моз­га: малое количество нервных клеток, недостаточное развитие извилин, утолщение оболочек мозга и т. д. Часто наблюдается остаточная гидроце­фалия, приводящая к патологическому развитию нервных клеток. При О. нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность не­рвных процессов: временные связи становятся инертными и их передел­ка, а также выработка новых затрудняются. Нарушения познавательной деятельности проявляются в узости и недифференцированности воспри­ятия окружающих предметов и пространственных отношений, в трудно­сти логического запоминания и воспроизведения воспринятого и заучен­ного. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логич. мышление, за­труднены сложные формы анализа и синтеза.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы О. Наиболее тяжелая — идиотия. Дети-идиоты нуждаются в постоянном на­блюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социаль­ной защиты. Менее тяжелая степень О. — имбецильность. Детям-имбеци-лам при правильном воспитании удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания. Однако способность самостоятельно ориен­тироваться в жизни у них ограничена, они нуждаются в постоянной опе­ке. Наиболее легкая форма О. — дебильностъ. Дети-дебилы составляют основную массу учащихся вспомогательных школ. В процессе обучения и воспитания они достигают достаточного уровня развития, чтобы приспо­собиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть не­сложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь. Сре­ди детей-олигофренов встречаются и такие, у к-рых общее недоразвитие

сочетается с тяжелыми нарушениями слухоречевой системы или с двига­тельными расстройствами. В этих случаях наряду с общими задачами обучения и воспитания выступает спец. задача компенсации дополни­тельного дефекта.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА — отрасль дефектологии, разрабаты­вающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.

Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начале XIX в. Ж. Итаром. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогич. системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со второй половины XIX в. в связи с развитием все­общего начального обучения усилилось внимание к проблеме воспита­ния таких детей и для них начали создаваться спец. классы и школы во многих странах. Становление О. в России связано с именами Е. К. Гра­чевой, М. П. Постовской, В. П. Кащенко, к-рым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908 г.). Значитель­ную роль в отечественной О. сыграли виднейшие деятели русской меди­цины В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, Г. И. Россолимо и др., стремивши­еся сблизить педагогику с мед. наукой и тем самым усилить естественно­научную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Важнейший вклад в создание научных основ отечественной О. внес Л. С. Выготский. Его концепция о возможности и необходимости ослаб­ления интеллектуального дефекта в результате развития в первую очередь высших психич. функций явилась основополагающей в О.

О. как наука разрабатывает психолого-пед. проблемы диагностики умственной отсталости, методы и принципы организации учебно-воспи­тательного процесса, пед. классификацию и типологию исследований — комплексное изучение умственно отсталых детей, проводимое в сопоста­вительном плане с нормой и разными видами патологии. Наиболее важ­ная и специфическая задача О. — определение оптимальных пед. средств коррекции недостатков познавательной деятельности и личности ребенка в целях его социальной и трудовой адаптации. На основе общих дидактич. принципов построены спец. дидактич. принципы О., согласно к-рым про­цесс обучения и воспитания носит коррекционно-развивающий характер и направлен на максимальное преодоление (ослабление) недостатков позна­вательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер умственно отстало­го ребенка с ориентацией на его положительные возможности.

ОСЛЕПШИЕ ДЕТИ — дети, к-рые в результате заболевания или травмы утратили зрение полностью или сохранили лишь остаточное зре­ние с остротой до 0,4. Если потеря зрения произошла по достижении ре­бенком 3—4-летнего возраста, то он может долго (иногда на протяжении всей жизни) сохранять зрительные образы окружающего мира. О. д. в связи с этим имеют преимущество перед слепыми от рождения, посколь­ку с помощью зрительной памяти способны актуализировать образы предметов, в частности по словесному описанию. Однако, как и для еле пых детей, основными средствами познания О. д. становятся слух и ося­зание, причем этим детям приходится заново осваивать ранее незнако­мые им способы овладения знаниями. Своевременно начатая коррекци-онно-пед. работа с О. д. способствует предупреждению возможных от­клонений в развитии.

П

ПАРКИНСОНИЗМ, болезнь Паркинсона — хроническое прогрессирующее заболевание ЦНС, характеризующееся расстройствами в двигательной сфере. Впервые описан в 1817 г. Дж. Паркинсоном под названием «дрожательный паралич». Возникает в результате травм и опу­холей мозга, отравлений, перенесенного энцефалита; при этом поража­ются подкорковые структуры головного мозга. Типичные симптомы: дрожание рук и ног, повышенный мышечный тонус, слюнотечение, ами-мия, замедленность движений и речи. Характерна походка больных: они передвигаются мелкими шажками. Медикаментозное лечение не всегда эффективно. В ряде случаев П. успешно купируется хирургич. разруше­нием ограниченной зоны в подкорковых структурах мозга.

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА - негативное изменение характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания. Нередко встречается у аномаль­ных детей как следствие переживания ребенком своего дефекта. Необхо­димо отличать П. ф. х. от психопатии.

При устранении или смягчении психотравмирующей ситуации, со­здании благоприятных условий развития личности явления П. ф. х. прак­тически полностью компенсируются.

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ - см. ДЕФЕКТ.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ (от лат. perseveratio — упорство) — навязчивое по­вторное воспроизведение какого-либо ощущения, действия, мысли или переживания. Термин предложен в 1894 г. А. Нейсером, хотя на обозна­чаемые им явления указывал еще Аристотель.

Явления П. иногда возникают в рамках нормальной психики, напр, при переутомлении. У маленьких детей вследствие инертности нервных процессов (сохранения возбуждения после прекращения действия раз­дражителя) отдельные проявления П. также не выступают симптомами па­тологии (ребенок часто требует многократного повторения понравившегося действия и т. п.). П., однако, может выступать одним из проявлений рече­вых, двигательных и эмоциональных расстройств, в частности при пораже­нии головного мозга, а также при глубокой умственной отсталости (в виде однообразных движений и действий, повторения слов и т. п.).

ПОГРАНИЧНАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - термин, приня-тый в международной классификации психич. заболеваний для обозначе­ния состояния между нормальным психич. развитием и легкой дебильностью. Диагностика П. у. о. основывается на количественном измерении

интеллекта: к категории страдающих ею лиц относят тех, чей коэффици­ент интеллекта 75—80%. В отечественной дефектологии данное понятие практически не употребляется.

ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — один из симптомов нарушения эмоци­онально-волевой сферы; проявляется в отсутствии произвольной регуля­ции ребенком собственных действий. Полевым принято называть пове­дение, к-рое пробуждается не собственными внутренними потребностя­ми и мотивами ребенка, а привлекшими его внимание особенностями внешней ситуации. При этом собственные побуждения либо отсутству­ют, либо легко угасают под влиянием внешних обстоятельств. Так, зная расположение предметов в каком-то помещении, можно почти точно предсказать, какие действия в этих условиях предпримет ребенок, стра­дающий, например, РДА. П. п. характерно для детей с нек-рыми психич. расстройствами, а также с нарушениями интеллекта (препятствующими рациональной мотивации действий). Склонность к П. п. искажает игро­вую и учебную деятельность, затрудняет общение с окружающими. Пед. мероприятия по формированию произвольности поведения в значитель­ной мере способствуют устранению П. п.

ПОЛИОМИЕЛИТ (от греч. polios — серый и myelos — спинной мозг), детский спинномозговой паралич — острое ин­фекционное заболевание, обусловленное вирусным поражением спинно­го мозга. Болеют чаще всего дети в возрасте до 5 лет. При паралитичес­кой форме П. появляются параличи мышечных групп, иннервируемых спинномозговыми центрами. Нередко впоследствии этот дефект устраня­ется не полностью и сохраняется длительное время.

В середине XX в. заболеваемость П. в ряде стран приобрела эпиде-мич. характер. Разработка и широкое применение эффективных вакцин способствовали снижению заболеваемости.

ПРОТАНОМИЯ - см. ДАЛЬТОНИЗМ.

ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ — паралич мимико-артикуля-ционной мускулатуры, обусловленный двусторонним поражением прово­дящих путей, идущих от коры мозга к ядрам языкоглоточного, блужда­ющего, добавочного и подъязычного нервов (IX, X, XI, XII пары череп­но-мозговых нервов). При П. п. органич. недостаточность иннервации речевого аппарата проявляется в виде характерного нарушения звукопро-изношения — псевдобульбарной дизартрии. Характеризуется нарушени­ями мышечного тонуса, ограниченной подвижностью артикуляционных мышц, нарушениями дыхания и голосообразования.

ПСИХОГЕНИИ (от греч. psyche — душа и gemao — порождаю) — расстройства психики, возникающие в результате психич. травм. В каче­стве последней может выступать единовременная ситуация острого не-рвно-психич. напряжения, вызванная неблагоприятными внешними ус­ловиями, а также длительная ситуация, характеризующаяся накоплением напряжения под воздействием мелких раздражителей. П. чаще возника­ют на фоне ослабленности организма и нервной системы (в частности, вследствие заболевания). П. подразделяют на различные по составу груп повой П., в к-ром нашли применение дискуссионные и игровые формы работы. Существуют многочисленные методы П., каждый из к-рых осно­вывается на той или иной теории личности и ее патологии. Распростра­ненным методом является поведенческая терапия, основанная на учении об условных рефлексах; в ней используются лечебно дозированные раз­дражители, способные «загасить» негативные симптомы. В других на­правлениях разрабатываются приемы психич. саморегуляции в виде ауто­генной тренировки, применения в лечебных целях изобразительного творчества больных, пантомимы, музыки, драматич. постановок.

П. дет. возраста характеризует сравнительно небольшая роль раци­ональных аналитических приемов при преобладании игровых, эмоци­онально насыщенных методик с активным привлечением родителей. Раз­работаны оригинальные методы П. невротич. расстройств, энуреза, за­икания, при РДА и патологии характера. Наряду с коррекцией выражен­ной патологии П. выполняет также задачи профилактики нервно-психич. расстройств.

Р

 

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА), синдром Каннера -аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 г. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 г. Г. Аспергером и в 1947 г. С. С. Мнухиным.

Наиболее существенные симптомы РДА: аутизм — одиночество ре­бенка, отсутствие стремления к общению; консервативность — сопро­тивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипным за­нятиям, однообразие интересов и пристрастий; речевые нарушения; ран­няя (проявляющаяся до двух с половиной лет) патология психич. разви­тия (в большей мере связанная с нарушением развития, нежели с регрес­сом).

РДА встречается у 3—6 из 10 000 детей; у мальчиков в 3—4 раза ча­ще, чем у девочек. Высказанная Каннером гипотеза о психогенном ха­рактере РДА (т. е. о возникновении РДА вследствие психич. травматиза-ции) в дальнейшем полного подтверждения не получила. Совр. исследо­ватели насчитывают свыше 30 патогенных факторов, обусловливающих недостаточность ЦНС и имеющих следствием РДА. Также подвергается сомнению то, что у страдающих РДА детей существует хотя бы короткий период нормального развития. Уже в младенчестве таких детей отличают нек-рые характерные особегатости, среди к-рых наиболее существен­ная — нарушение оценки внешнего раздражителя и неправильные реак­ции на него. Дети отличаются либо пассивностью, либо повышенной возбудимостью (причем один и тот же ребенок может попеременно де­монстрировать оба эти типа поведения). Комплекс оживлошя либо от­сутствует, либо выражен парадоксально: реакции оживления могут вызвать не лица взрослых (при этом близкие и посторонние взрослые не дифференцируются), а неодушевленные предметы. В возрасте около ше­сти месяцев проявляются особенности моторного развития, главным об­разом моторная вялость. В возрасте примерно двух с половиной лет рельефно проявляются трудности формирования целенаправленного по­ведения, а также речевые нарушения. Неудачные контакты с окружа­ющими порождают у детей повышенную тревожность и страхи. Само­изоляция приводит к искажению приспособления к внешнему миру, представлений о нем.

Коррекция осуществляется посредством комплекса психотерапевтич., пед. и мед. воздействий. Решающая роль принадлежит мероприятиям по формированию контактов с внешним миром, смягчению эмоционально­го дискомфорта.

РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehabilitas — восстановление пригодности, способности) — система медико-педагогач. мер, направленных на вклю­чение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к обще­ственной жизни и труду на уровне его психофизич. возможностей. Р. осуществляется с помощью мед. средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также спец. обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи Р. решаются в системе спец. учеб­но-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных де­тей, где особенности организации учебного процесса определяются спе­цификой аномального развития.

РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ — психические расстройства, возни­кающие в результате острых стрессовых ситуаций. Внезапная опасность может вызвать у ребенка психогенный шок, к-рьгй проявляется в пани­ческом страхе и беспорядочном двигательном возбуждении. Причиной Р. с. могут выступать длительные психич. травмы, когда отрицательные раз­дражения небольшой интенсивности действуют постоянно и, накаплива­ясь, приводят в итоге к так называемой реактивной депрессии. В этом состоянии наблюдается временная утрата приобретенных ранее знаний и навыков; попытка постановки диагноза с помощью количественной оценки умственных способностей в этом случае может привести к невер­ным выводам о якобы низком интеллекте ребенка. Состояние реактив­ной депрессии характеризуется замкнутостью и заторможенностью, что затрудняет постановку диагноза ввиду сходства с симптомами РДА. В ле­чении Р. с. решающую роль играет устранение или смягчение психотрав-мирующего воздействия; лечение преимущественно психотерапевтичес­кое.

РЕВМАТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - забо­левание головного мозга, сходное симптомами и последствиями с ревма­тическим энцефалитом, но в отличие от последнего имеющее длитель­ный, процессуальный характер. Дети, страдающие этой болезнью, отли­чаются сниженной умственной работоспособностью, неустойчивым вни­манием; для большинства таких детей оптимальные условия развития обеспечиваются во вспомогательной школе.

РЕГРЕСС (в дефектологии) — деградация нек-рой функции, ее воз врат на более низкий уровень развития. Может носить как временный (вызванный, например, соматич. заболеванием в раннем возрасте), так и стойкий характер (связанный с серьезным повреждением функции, на­пример, возврат к автономной речи при РДА или к дет. формам поведе­ния при гебефрении). Р. подвержены менее зрелые функции. Его следует отличать от распада, т. е. грубой дезорганизации функции.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio — облегчение, расслабление) — со­стояние покоя, расслабленности, наступающее при отходе ко сну, а так­же после сильных переживаний или физич. усилий. Р. называется также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет спец. упражнений (наиболее распространенный способ достиже­ния Р. — аутогенная тренировка). В логопедии разрабатываются спец. приемы обеспечения Р. мышц речевого аппарата, необходимой для про­ведения упражнений по коррекции речевых нарушений. Для устранения заикания, к-рое имеет невротическую природу, погружение в Р. является одним из важных условий эффективности коррекционной работы и средством психотерапии, облегчающим снятие нервно-психич. напряже­ния.

РЕЛЬЕФНЫЙ ШРИФТ - см. БРАЙЛЯ ШРИФТ.

РЕТАРДАЦИЯ — незавершенность отдельных этапов развития, при к-рой не происходит смены более ранних форм развития более прогрес­сивными. Характерна для олигофрении и ЗПР. Напр., Р. Е. Левиной в 1936 г. описаны примеры общего речевого недоразвития, когда происхо­дит не своевременный переход от автономной речи к обычной, а расши­рение самой автономной речи.

РЕТТА СИНДРОМ — олигофреноподобное заболевание, включа­ющее черты деменции и олигофрении. Впервые описан в начале 70-х гг. А. Рсттом. Встречается только у лиц женского пола с частотой один слу­чай на 12 500 рождений. Диагноз ставится, как правило, в возрасте полу­тора — четырех лет на основании характерных симптомов: распад начав­ших формироваться речевых и двигательных навыков, своеобразные дви­жения рук, затруднения при приеме пищи, неподвижный взгляд, насиль­ственный смех и др. Нарушения общения и нередкие случаи мутизма иногда приводят к постановке неправильного диагноза — РДА или шизо­френии.

Дети с данным синдромом страдают выраженной умственной отста­лостью, к-рая значительно утяжеляется при эмоциональных расстрой­ствах.

РИНОЛАЛИЯ (от греч. rhinos — нос и лат. lalia—- речь), п а л а т о л а л и я — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловлен­ное анатомо-физиологич. дефектами речевого аппарата. Искажения тем­бра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Через рас­щелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа; при этом звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малораз­борчивая, монотонная (устаревшее название Р. - - гнусавость). Такая форма Р. называется открытой в отличие от закрытой, к-рая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлениях носовой перегородки, опухолях и хронич. воспалительных процессах носоглотки. При закрытой Р. носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса звукообразования и голос лишается ряда обертонов, звучит глухо, с искажением носовых звуков «м», «н».

РУБИНШТЕЙНА-ТЕЙБИ СИНДРОМ — редкое наследственное за­болевание, характеризующееся сочетанием интеллектуальной недостаточ­ности с речевыми нарушениями, дефектами зрения, черепно-лицевыми и пальцевыми аномалиями, у мальчиков — с половым недоразвитием. Впервые описан в 1963 г. Диагноз, как правило, ставится в возрасте до двух лет, в частности на основании характерного внешнего вида больных (короткий вздернутый нос, густые низкие брови и др.). Обучение детей с Р.-Т. с. крайне затруднено. Это связано не только со сниженным интел­лектом, но и с нарушениями эмоционально-волевой сферы, зрения, ре­чи, специфич. трудностями формирования пространственно-временных представлений и произвольной регуляции поведения. Все дети с этим синдромом нуждаются в ранней помощи логопеда и олигофренопедагога.

С

СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ (от лат. sensibilitas — чувствительный) — этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для осво­ения каких-либо видов деятельности, формирования определенных пси-хич. функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения дошк. детства, к-рое она считала наиболее важным этапом психич. развития. Л. С. Выготский, разработавший оригинальную периодизацию возраст­ного развития, расширил и конкретизировал это понятие, показав, какие конкретные этапы являются оптимальными для возникновения опреде­ленных психич. новообразований. Исследованиями ряда отечественных и заруб, психологов и педагогов показано, что как преждевременное, так и запаздывающее по отношению к С. в. обучение менее эффективно, чем своевременно согласованное с С. в. В дефектологии показано, что наи­больший коррекционный эффект обучения аномальных детей также за­висит от выбора оптимального возрастного этапа. С этих позиций науч­но обоснована необходимость раннего коррекционного обучения, по­скольку первые годы жизни ребенка — наиболее благоприятный этап для формирования высших психич. функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: