Общие вопросы дефектологии 2 страница

АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризу­ющееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочте­нием своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин «А.» ввел в 1912 г. Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, к-рое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

Происхождение А. может быть различным. В легкой степени он мо­жет встречаться при конституционных особенностях психики (акценту­ация характера, психопатия), а также в условиях хронич. психич. травмы (аутистическое развитие личности). А. может выступать как грубая ано­малия психич. развития (см. Ранний детский аутизм). В тяжелых случаях необходимы коррекция и лечение, включающие, в частности, налажива­ние контактов с внешним миром.

В совр. психологии и психиатрии термин «А.» используется также применительно к нормальной психике; показано, что аутизация может выступать в качестве механизма психологич. защиты от психотравми-рующих влияний. В нек-рых заруб, психологич. теориях А. рассматри­вается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.

АУТОАГРЕССИЯ — разновидность агрессивного поведения, при к-ром враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно соци­ального характера) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя. Проявляется в склонности к са­моунижению, самобичеванию, иногда — в нанесении себе физических повреждений (напр., при трихотшломании), в особо тяжелых случаях -в попытках суицида (самоубийства). Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции — психотерапия.

АФАЗИЯ (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phasis — высказывание) — нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха. Возникает при органич. поражениях речевых отделов коры головного мозга в ре­зультате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов. В отличие от алалии при А. нарушается функция уже сформи­ровавшейся речевой системы. Существуют различные классификации А. в зависимости от симптоматики и локализации поражения (напр., в ней-ропсихологич. классификации, разработанной А. Р. Лурией, выделяется 7 форм А.). Наиболее распространенная обобщенная классификация вы­деляет 2 основные формы (группы) А. — моторную и сенсорную. При моторной А. поражается двигательный речевой центр (центр Брока), что приводит к нарушению всех или нек-рых компонентов экспрессивной речи при достаточной сохранности понимания. При сенсорной А. пора­жается чувствительный (сенсорный) центр речи (центр Вернике); эта форма характеризуется первичным нарушением понимания речи и вто-

ричным — экспрессивной речи. Кроме моторной и сенсорной А. вы­деляют амнестическую А., к-рая не может быть строго отнесена к двум основным формам. Амнестическая А. встречается редко, меха­низм этого нарушения мало изучен. Выражается в забывании названий предметов.

У детей А. вызывает вторичную ЗПР, к-рую необходимо отличать от олигофрении. Восстановление речи при А. осуществляется спец. пед. (логопедическими) и нейропсихологическими методами на основе ис­пользования функции сохранных анализаторов.

АФОНИЯ (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phone— голос) — неспособность к звучной и громкой речи при сохран­ной шепотной речи. Истинная (гортанная) А. бывает вызвана поражени­ями артикуляционного аппарата (вследствие острых и хронич. заболева­ний гортани и т. п.). Функциональная А. возникает как следствие пси­хич. травм при истерии и неврозах. В результате нарушения нервной ре­гуляции речедвигательного аппарата не происходит полноценного смы­кания голосовых связок. Функциональная А. излечивается преимуще­ственно методами психотерапии.

АФРАЗИЯ (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phrasis— выражение) — расстройство речи, выражающееся в неспособ­ности построить осмысленную фразу.

АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение) — сильное и отно­сительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающе­еся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Воз­никает в неожиданных стрессовых ситуациях как «аварийный» способ реагирования. Для А. характерны сужение сознания на породившие А. обстоятельства и навязанные им действия. Крайняя степень А. — аф­фект патологический.

В мед. лит-ре, а также в философских и психолого-пед. науках термин «А.» часто употребляется в более широком смысле — для обо­значения эмоциональной сферы человека в противопоставлении ин­теллекту, рассудку (соответственно «аффективный» означает «эмоциональ­ный»), т. е. под аффективными нарушениями понимается не просто склонность к аффектам, а широкий спектр нарушений в эмоциональной сфере.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ — устойчивое отрицательное пере­живание, вызванное неспособностью добиться успеха в какой-либо де­ятельности. Для А. н. характерно игнорирование неудач, попытки неук­люжего самооправдания либо дискредитация самих целей деятельности. У аномальных детей в неблагоприятных социальных условиях А. н. мо­жет возникнуть как следствие переживания своего дефекта и вызванных им ограничений. Дети в состоянии А. н. становятся обидчивыми, подо­зрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессив­ным реакциям. Длительное состояние А. н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. За счет психокоррекцион-ных мероприятий по гармонизации жизненных целей и ценностей в большинстве случаев удается устранить проявления А. н.

АФФЕКТ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ — кратковременное психич. рас­стройство в форме резкого эмоционального напряжения и последующего сужения сознания (вплоть до полного его отключения). Возникает как реакция на сильные психотравмирующие воздействия. Сопровождается бурными эмоциональными проявлениями, часто в виде агрессивных дей­ствий. Склонность к А, п. свидетельствует о нарушении баланса процес­сов возбуждения и торможения в ЦНС.

                                                  Б

БАТТАРИЗМ (от франц. battre— бить, ударять) — нарушение речи, при к-ром, как и при тахилалии, слова произносятся в чрезмерно бы­стром темпе, а также, помимо этого, сопровождаются нечеткостью арти­куляции, «проглатыванием» окончаний и т. п. В результате речь стано­вится очень неразборчивой. Б. часто сопутствует невропатии как одно из проявлений повышенной возбудимости.

БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ — наиболее распространенный метод коли­чественной оценки уровня развития интеллектуальных способностей. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства на­родного образования Франции с целью отсева детей, недостаточно раз­витых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие к-рых можно было бы считать нормальным. Количество пра­вильно решенных задач характеризует так называемый умственный воз­раст ребенка.

Наиболее известная модификация разработана Л. Терменом в Стсн-фордском университете (США); созданный им так называемый тест Стен-форд-Бине является наиболее признанным методом диагностики интеллек­та. На его основе вычисляется коэффициент интеллекта. Однако практичес­кое использование данного теста, как и большинства подобных методик (см. Тесты психологические), позволяет дать количественную оценку инди­видуальных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использование результатов теста в постановке диагноза и прогнозировании развития интеллекта.

БЛИЗОРУКОСТЬ, миопия (от греч. myops— щурящий глаза) — нарушение зрения, вследствие к-рого страдающие им лица плохо видят отдаленные предметы. При Б. нарушена рефракция глаза, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, как в норме, а впереди нее. Различа­ют три степени Б.: слабая (до 3,0 диоптрий), средняя (3,0—6,0 диоп­трий), сильная, или высокая (свыше 6,0 диоптрий). Б. даже высокой сте­пени, будучи скорригирована очками, не определяет аномального разви­тия, поскольку данная форма коррекции обеспечивает поступление пол­ноценных зрительных стимулов. От сильной Б. необходимо отличать прогрессирующую (злокачественную) Б., при к-рой наблюдаются орга-

нич. изменения сосудистой и сетчатой оболочек глаза, приводящие к ут­рате зрения.

БРАДИКИНЕЗИЯ (от греч. bradys — медленный и kinesis— движе­ние) — патологическая замедленность движений при сохранной мышеч­ной системе. Часто возникает вследствие перенесенного энцефалита; вы­ступает одним из проявлений паркинсонизма. Особая форма Б. — брадиф-

разия.

БРАДИФРАЗИЯ (от греч. bradys — медленный и phrasis — выраже­ние) — патологическая замедленность речи. Возникает вследствие нару­шения баланса нервных процессов (преобладание торможения над воз­буждением). Речь страдающих Б. отличается нечеткой артикуляцией, растягиванием гласных; из-за повышенной утомляемости продолжитель­ные высказывания затруднительны. Чаще встречается при различных не­рвных заболеваниях и олигофрении. Устранение Б. возможно за счет логопедич. упражнений по коррекции речевых движений, а также мед. ме­роприятий по назначению психоневролога.

БРАЙЛЯ ШРИФТ — рельефно-точечный шрифт для письма и чте­ния слепых, разработанный в 1829 г. франц. слепым тифлопедагогом Л. Брайлем. Адаптирован к различным языкам и получил всемирное рас­пространение, вытеснив менее совершенные виды рельефного шрифта. Состоит из комбинаций выпуклых точек (от одной до шести), с по­мощью к-рых изображаются различные знаки — буквы алфавита, циф­ры, знаки препинания, математич. и химич. формулы, нотные знаки. В 1837 г. во Франции по системе Брайля была издана первая книга «Исто­рия Франции». В России книгопечатание шрифтом Брайля началось в

1885 г.

В

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ — набор заданий для оценки умственных способ­ностей, один из наиболее распространенных методов диагностики интел­лекта. Разработан Д.Векслером в 1937 г. В настоящее время употребляет­ся модифицированный вариант образца 1974 г. — «Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей». Содержит наряду с вербальными (словес­ными) заданиями задачи на конструирование, разгадывание лабиринтов и т. п. На основании результатов выполнения теста вычисляется коэффи­циент интеллекта. Как и аналогичные методики (см. Тесты психологи­ческие), дает достаточно адекватную оценку наличному уровню развития интеллекта, но не может служить основанием прогноза умственного раз-

вития.

:ия.

ВИЛЬЯМСА СИНДРОМ — редкая наследственная аномалия, для к-рой характерно специфич. сочетание умственной отсталости, врожденно­го порока сердца и своеобразного строения лица (последним определяет­ся еще одно название синдрома — «лицо эльфа»). Интеллектуальные на­рушения начинают заметно проявляться примерно на третьем году жиз­ни и часто сочетаются с двигательной недостаточностью.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — спец. образовательное учрежде­ние для умственно отсталых детей. Первые подобные учреждения появи­лись в конце XIX в. во Франции и Германии; в России первая В. ш. бы­ла открыта в 1910 г.

В России В. ш. относятся к государственным общеобразовательным учебным заведениям. Основной тип В. ш. — школы-интернаты, в к-рых обучаются преимущественно дети, страдающие олигофренией в степени дебилъности. Дети направляются во В. ш. на основании заключения ме-дико-пед. комиссии.

Обучение осуществляется в течение 9 лет (иногда во В. ш. организу­ются десятые классы с производственным обучением). С учетом специ­фики интеллектуального дефекта, умственных и физич. возможностей учащихся В. ш. готовят их к общественно полезной деятельности, помо­гают овладеть необходимыми знаниями и навыками, а также доступной профессиональной квалификацией.

ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ - см. ДЕФЕКТ

Г

ГАРГОИЛИЗМ — тяжелое наследственное заболевание, обусловлен­ное нарушением обмена веществ, входящих в состав соединительных тканей; проявляется в поражениях костно-суставной системы, внутрен­них органов, ЦНС. Впервые две формы Г. описаны К. Гунтером (1917) и Г. Гурлером (1919) — соответственно синдром Гунтера и синдром Гурле-ра. Термин «Г.» предложен Р. Эллисом в 1936 г. в связи с характерным внешним видом больных (гаргоилы — украшения готич. соборов в виде фантастич. уродцев). Отличительные признаки больных Г.: запавшая пе­реносица, нависший лоб, увеличенные губы и язык, деформированные череп и грудная клетка и др.

Для больных Г. характерна умственная отсталость в тяжелой степени в сочетании с нарушениями речи и слуха, повышенная истощаемость не­рвной системы, предрасположенность к эпилептиформным припадкам.

ГЕБЕФРЕНИЯ — форма шизофрении, возникающая в период поло­вого созревания. Впервые описана под этим названием в 1860—70-х гг. К. Л. Кальбаумом и Э. Геккером. Подростков, страдающих Г., отличает нелепость поведения, манерность жестов и речи, безответственность. Обострение болезни чревато отставанием в интеллектуальном развитии (см. Олигофрентеский плюс).

ГЕМИПАРЕЗ - см. ГЕМИПЛЕГИЯ.

ГЕМИПЛЕГИЯ (от греч. hemi — половина и plego — поражаю) — од­носторонняя утрата произвольной подвижности, паралич мышц одной половины тела. В основе Г., как правило, лежит поражение отдельных участков головного мозга вследствие воспалений (энцефалит, менингит), опухолей, травм, а также нарушений мозгового кровообращения. Нерез­ко выраженная Г. — гемипарез.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ (от греч. hydor — вода и kephale — голова) — за-

болевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в черепной по­лости вследствие нарушения баланса его секреции и всасывания. Суще­ствует гипотеза о наследственной обусловленности Г. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что Г. возникает в результате патологии родов, а также при менингите и менингоэнцефалите. Внешне Г. проявля­ется в деформациях черепа (увеличение лба и темени и т. п.). Характер­ные особенности детей, страдающих Г., — сниженная умственная рабо­тоспособность, частые вспышки эйфории либо гнева, склонность к резо­нерству. Умственной отсталостью страдают примерно 2% больных Г. В ряде случаев после периода прогрессирующей Г. внутричерепное давле­ние нормализуется и заболевание приобретает компенсированный харак­тер.

ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (от греч. hyper — чрезмерно

и (dynamis — сила), синдром двигательной расторможенности — наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособно­сти к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усили­вается при утомлении и соматич. заболеваниях. Наиболее выражен у де­тей, страдающих церебрастенией, у к-рых повышенная утомляемость препятствует произвольной регуляции поведения. Обычно проходит к 11—12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с Г. с. требуют особого подхода — дозирования нагрузок, смены видов де­ятельности.

ГИПЕРКИНЕЗ (от греч. hyper — чрезмерно и kinesis — движение) — чрезмерные насильственные непроизвольные движения, возникающие при органич. и функциональных нарушениях ЦНС (преимущественно при поражении подкорковых образований). Термином «Г.» обозначается обширная группа двигательных расстройств, среди к-рых хорея; атетоз -медленные напряженные движения кистей рук; тормозной спазм — ана­логичные атетозу непроизвольные выгибания шеи, туловища; миокло-ния — беспорядочные вздрагивания отдельных мышц; тики.

ГИПОКИНЕЗИЯ, гипокинез (от греч. hypo — ниже и kinesis — движение) — снижение двигательной активности. Затруднения движений при Г. могут быть вызваны различными причинами — это параличи, не­подвижность суставов, а также боли разного происхождения, сопровож­дающие моторные акты. Иногда Г. возникает на почве психич. травмы. Крайне выраженная форма Г. — акинезия (полная утрата двигательной активности, неспособность к произвольным движениям). Лечение обус­ловлено характером заболевания, вызвавшего Г.

ГИПОМИМИЯ (от греч. hypo — ниже и mimikon — выразитель­ный) — ослабление мимики (выразительных движений лица) за счет снижения иннервации лицевой мускулатуры. Возникает вследствие раз­личных поражений ЦНС, при параличах и парезах лицевого нерва. Мо­жет выступать симптомом психич. заболевания. Крайне выраженная форма — амимия (полное отсутствие мимики).

ГЛУХИЕ ДЕТИ — дети, страдающие полным отсутствием слуха и вследствие этого неспособные к самостоятельному овладению речью.

Полная (тотальная) глухота встречается довольно редко; обычно сохраня­ется так называемый остаточный слух, позволяющий воспринимать очень громкие, резкие и низкие звуки, чего, однако, недостаточно для восприятия речи. В результате спец. мероприятий по развитию и исполь­зованию остаточного слуха (см. Слуховая работа) значительно повыша­ются возможности детей в овладении устной речью. Потеря слуха, насту­пившая до овладения ребенком речью, при отсутствии спец. обучения приводит к глухонемоте. Обучение Г. д. в спец. образовательных учреж­дениях особого типа (школах-интернатах для глухих) способствует компенсации дефекта за счет овладения навыками дактилологии, мимико-жестовой и письменной речи и, что особенно важно, словесной речи. Обучение осуществляется с использованием зрительного воспри­ятия, кинестезической и вибрационной чувствительности. Овладевая чтением с лица, Г. д. начинают понимать обращенную речь, а научив­шись производить речевые движения, начинают произносить слова. Ов­ладение словесной речью способствует преодолению и вторичных дефек­тов у Г. д.

ГЛУХОНЕМОТА — сочетание тяжелого слухового дефекта и связан­ного с ним отсутствия речи. В исключительно редких случаях Г. обуслов­лена сочетанием отсутствия (или тяжелого нарушения) слуха и пора­жения речедвигательного аппарата. В подавляющем же большинстве случаев Г. возникает в связи с врожденным или рано приобретенным слуховым дефектом, когда без спец. обучения (даже при сохранности речедвигательного аппарата) ребенок оказывается неспособным к ос­воению устной речи (не слыша речи окружающих, он не может подра­жать ей).

Если с глухими или слабослышащими детьми не проводятся спец. пед. мероприятия с использованием сурдотехнич. средств, если их обуче­ние и воспитание осуществляется только с привлечением дактильной и мимико-жестовой речи, то такие дети впоследствии оказываются глухо­немыми. Рациональное использование остаточного слуха (а тотально глу­хих детей — меньшинство), спец. пед. мероприятия с использованием сурдотехнич. средств позволяют глухим и слабослышащим овладеть на­выками устной речи. Это обеспечивает им возможность полноценно об­щаться со слышащими за счет продуцирования собственных высказыва­ний в устной форме и восприятия чужой устной речи посредством чте­ния с лица. В связи с этим понятие «Г.» переносится в разряд устарев­ших; лиц, ранее называвшихся глухонемыми, в настоящее время опреде­ляют как глухих.

ГНУСАВОСТЬ — устаревший термин, к-рым ранее обозначались ре­чевые нарушения, определяемые в совр. дефектологии как ринолалия.

ГОСПИТАЛИЗМ — синдром психич. и физич. отсталости, возника­ющий в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское уч­реждение (дом ребенка, больницу и т. п.). Проявления Г. — запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчи-

вого характера (раскачивание тела и т. п.), а также низкие антропомет-рич. показатели, рахит и др. В особо тяжелых случаях Г. приводит к пси­хич. заболеваниям (младенческие маразмы), возрастанию частоты ин­фекционных заболеваний, а иногда и к смерти ребенка.

Г. является результатом отсутствия или прерывания социальных кон­тактов ребенка со взрослым, поскольку наблюдается даже при хорошем уходе и соблюдении правил санитарии и гигиены.

Впервые явления Г. описаны в 40-х гг. XX в. Р. Спитцем, к-рый был склонен интерпретировать Г. как результат разлучения ребенка с ма­терью. Однако явления Г. могут возникать и в условиях семьи, если ма­тери равнодушны к своим детям и не уделяют им достаточного внима­ния.

Преодоление Г. возможно за счет обогащения контактов ребенка с родителями, а в необходимых и неизбежных случаях разлучения с роди­телями —за счет создания многообразных эмоциональных контактов с персоналом детских учреждений.

Д

ДАКТИЛОГРАФИЯ — форма общения с грамотными глухими по­средством начертания пальцем контура букв (в воздухе или на какой-ли­бо поверхности). Д. имеет особое значение для общения со слепоглухими; в этом случае буквы воспроизводятся пальцем на ладони слепоглухого. Термин «Д.» употребляется также для обозначения особой техники машинописи.

ДАКТИЛОЛОГИЯ, дактильная речь — своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Изобретена людьми, принимавшими на себя религиозный обет молчания, для осу­ществления элементарных форм общения. Впоследствии стала использо­ваться в качестве заменителя устной речи для общения слышащих с глу­хими и глухих между собой. Дактильные знаки (различные положения пальцев) воспроизводят буквенный алфавит определенного языка. По­этому в Д. знаков столько, сколько букв в алфавите данного языка. По очертаниям многие дактилъные знаки напоминают буквы. Д. обеспечи­вает овладение глухими языком слов. Используется в первоначальный период обучения глухих детей в детском саду и спец. школе как ведущее средство формирования речи и как средство общения. Благодаря нагляд­ному характеру Д. легко воспринимается и воспроизводится глухими. В старших классах спец. школы играет вспомогательную роль в сочетании со сформированной устной речью и чтением с лица. В последнем случае Д. помогает воспринимать неуловимую глазом разницу между звонкими и глухими, твердыми и мягкими звуками.

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ, гиперметропия — нарушение зрения, вызванное аномалиями рефракции, при к-рых лучи света вследствие не­достаточного преломления в средах глаза соединяются позади сетчатки. Встречается у большинства новорожденных, но, как правило, проходит по мере роста ребенка и увеличения глазного яблока. В дет. возрасте Д. может приводить к развитию сходящегося косоглазия. Д. высокой степе­ни (10,0 диоптрий и выше) является одной из причин слабовидения; де­ти, страдающие ею, должны обучаться в спец. образовательных учрежде­ниях.

ДАЛЬТОНИЗМ, протанопия — нарушение цветового зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета (чаще всего красный цвет). Болезнь названа по имени английского физика и химика Дж. Дальтона, к-рый сам страдал ею и впервые описал ее в 1794 г. Д. обусловлен недостатком одного из трех цветовоспринимающих элемен­тов в сетчатке глаза. Встречается преимущественно у лиц мужского пола. Накладывает определенные ограничения на выбор профессиональной де­ятельности; аномального развития не предопределяет. Лечению не под­дается.

ДАУНА БОЛЕЗНЬ, синдром Дауна — хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при к-рой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного. Впервые описана в 1866 г. Л. Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один слу­чай на 500—800 новорожденных вне зависимости от пола (установлена зависимость частоты рождений больных с синдромом Дауна от возраста матери: у матерей моложе 30 лет этот показатель 1:600, после 34 лет ве­роятность ежегодно удваивается). В 95% случаев в клетках больных име­ется 47 хромосом вместо 46 за счет лишней хромосомы в 21-й паре. Это нарушение (трисомия) наблюдается в том случае, когда у матери при со­зревании половой клетки произошло расхождение 21-й пары хромосом. Значительно реже Д. б. обусловлена иными аномалиями — транслокаци­ей или мозаичностью хромосом.

Больные обладают характерной внешностью (что облегчает постанов­ку диагноза уже при рождении): небольшая (вследствие недоразвития че­репа) голова с плоским затылком, косой разрез глаз с эпикантусом (кож­ная складка в углу глаз), запавшая переносица, толстый язык, деформи­рованные уши и др. Наблюдаются деформации скелета, аномалии в строении грудной клетки, конечностей, особенно пальцев рук.

Умственная отсталость при Д. б. в 75% случаев — в степени имбе-цильности, в 20% — идиотии; лишь около 5% больных — дебилы. Мыш­ление больных отличается конкретностью и тугоподвижностью. Вместе с тем у них отмечается наблюдательность, способность к подражанию, эмоциональность с преобладанием положительных реакций, большин­ство послушны и исполнительны, способны овладевать элементарными навыками. Лечение малоэффективно.

ДЕБИЛЬНОСТЬ — наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволя­ют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Ус­воение учебного материала по любому предмету школьной программы для дебилов чрезвычайно сложно. Напр., овладевая письменной и устной речью, понятием числа и навыками счета, они испытывают большие за-

труднения в понимании связей между звуком и буквой, множеством и его числовым выражением и т. п. Все это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной де­ятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонемати-ческого анализа. Отсутствие умения устанавливать адекватные причин­но-следственные зависимости приводит к серьезным затруднениям даже в понимании и решении относительно простых математич. задач.

Дети-дебилы нуждаются в спец. обучении. За 9 лет они осваивают учебный материал, приблизительно соответствующий программе началь­ной общеобразовательной школы. Соматич. нарушения, общая физич. ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения мотори­ки, свойственные большинству детей-дебилов, а также особенности эмо­ционально-волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально-трудовой деятельности.

В последние годы предпринимаются попытки провести более диффе­ренцированную оценку степени умственной отсталости. Выделяются лег­кая Д., средняя Д., выраженная Д. Такого рода оценка может иметь большое практич. значение, позволяя более точно и эффективно органи­зовать.учебно-воспитательный процесс. Однако критерии такого подраз­деления до настоящего времени четко не сформулированы.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (от лат. de-----приставка со значением отсут­ствия и compensatio — уравновешивание) — процесс, обратный компен­сации, — расстройство деятельности какой-либо системы организма вследствие нарушения компенсации. Возникает, как правило, при ухуд­шении состояния организма либо при столкновении с неожиданными новыми условиями, требующими формирования новых приспособитель­ных реакций.

ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia — безумие) — стойкое и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы. В дет. возрасте после нек-рого периода нормального развития ребенка Д. возникает при органич. поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т. п., а так­же при шизофрении и эпилепсии. Разграничение Д. и олигофрении в ран­нем возрасте затруднено тем, что любое поражение мозга приводит не только к распаду сформированных функций, но и к отставанию психич. ' развития в целом. При возникновении Д. у детей старше трех лет устано­вить диагноз значительно проще.

Специфика интеллектуального дефекта при Д. заключается в нерав­номерной недостаточности познавательной функции. Дети, страдающие Д., могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не способны ими воспользо­ваться вследствие нарушений памяти, внимания, умственной работоспо­собности. Для них характерны общая двигательная расторможенность, возбудимость, крайне недостаточная произвольность поведения.

Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной ком­пенсации интеллектуального дефекта. Так же как олигофрены, дети, страдающие Д., обучаются в спец. образовательных учреждениях в зави­симости от степени интеллектуальных нарушений.

ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болез­ненное психич. состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Д. сопутствует многим психич. заболеваниям. У аномальных детей и инвалидов может выступать как реакция на тяже­лую жизненную ситуацию, обусловленную дефектом. Иногда Д. сопут­ствуют бред и аутоагрессия. Лечение медикаментозное и психотерапевти­ческое.

Различают функциональные состояния Д., возможные при нормаль­ном психич. функционировании, и патологическую Д., являющуюся од­ним из основных психиатрич. синдромов. Употребление же в обыденной речи слова «Д.» как синонима плохого настроения является неоправдан­ной метафорой.

ДЕПРИВАЦИЯ (от позднелат. deprivatio — лишение) — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возмож­ностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психич. потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Среди условий, необходимых для полноценного развития ре­бенка, выделяются следующие: 1) многообразные стимулы разной мо­дальности (зрительные, слуховые и т. д.); их недостаток вызывает сти-мульную (сенсорную) Д.; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, к-рая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходя­щее вовне, вызывает когнитивную Д.; 3) социальные контакты (со взрос­лыми, и прежде всего матерью), обеспечивающие формирование лично­сти; их недостаточность ведет к эмоциональной Д.; 4) возможность осу­ществления общественной самореализации посредством усвоения соци­альных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; огра­ничение этой возможности вызывает социальную Д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: