Выбор и формулировка темы

Как написать исследовательскую работу на «отлично»

Для студентов специальности  «Туризм»

 

 

Екатеринбург

2012


Одобрена

Кафедрой «Туризма и архивоведения»

Свердловского областного педагогического колледжа

______________________________

«____»__________________2012___г.

 

 

Зав. кафедрой _________________

 

 

«Как написать исследовательскую работу на «отлично»»: методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 100401 «Туризм». Автор: Устюжанинова Е. О. -Екатеринбург: СОПК, 2012

 

Автор: Устюжанинова Е.О.

Рецензент: ______________

 

 

© Устюжанинова Е. О, 2012

 




Содержание

Предисловие ………………………………………………………………..

4
1. Выбор и формулировка темы…………………………………………. 6
2. Источники информации……………………………………………..... 7
3. Структура исследовательской работы……………………………….. 8
4. Написание текста……………………………………………………… 16
5. Защита работы…………………………………………………………. 17
6. Реферат…………………………………………………………..……... 19
7. Курсовая работа……………………………………………………….. 22
8. Выпускная квалификационная работа……………………………….. 24

Список литературы…………………………………………………………

34

Приложения ………………………………………………………………...

35

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

 


Наше пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Туризм».

Поступая после школы в колледж или ВУЗ, новоиспеченный студент сталкивается с новым для себя видом деятельности – написанием исследовательской работы. Чаще всего представления студента о том, что такое исследовательская работа и как ее писать, являются весьма туманными. Иногда туман не рассеивается и ко второму, и к третьему году обучения: нередко даже при подготовке дипломной работы студент не помнит банальных правил оформления или защиты.

Между тем, от того, насколько прочно студент усвоил основные правила исследовательской деятельности, зависит не только его успешность в учебе, но и дальнейшие жизненные перспективы. Даже при написании реферата вы учитесь организовывать себя – свое время, свои мысли, свою деятельность. Согласитесь, такой опыт может пригодиться где угодно.

Разумеется, наше пособие не научит вас тому, что надо писать в реферате, курсовой или дипломе, но оно поможет понять, как правильно написать исследовательскую работу. А именно: как не ошибиться в выборе темы, как составить введение, заключение, защитную речь, как оформить работу и проч. Это, безусловно, сэкономит ваше время и позволит без особых сложностей решить многие проблемы.

Отдельный раздел нашего пособия посвящен изложению основных правил написания различных видов исследовательских работ: реферата, курсовой, диплома. Без этого вам будет сложно уяснить себе специфику исследовательской деятельности на разных этапах обучения.

Однако, для того, чтобы сделать качественную работу, недостаточно знать правила ее написания – нужны интерес и желание изучать выбранную проблему. К сожалению, иногда приходится наблюдать следующую картину: студент пишет исследовательскую работу из–под палки, исключительно потому, что это нужно для получения диплома. Подобное равнодушие вызвано, как правило, двумя причинами: либо студент не видит смысла в написании работы, полагая, что она совершенно не пригодится для будущей жизни (в начале нашего предисловия мы уже попытались доказать обратное); либо студент испытывает страх перед тем, что исследовательскую работу ему просто не осилить. Разумеется, того, кто не видит особой ценности в создании реферата или диплома, убедить в обратном весьма сложно. Однако, мы можем привести аргументы в защиту исследовательской работы, которые, возможно, изменят ваше отношение к ней. Для того, чтобы придать нашим аргументам больший вес и значимость, мы сошлемся на мнение знаменитого итальянского ученого и писателя Умберто Эко, который в своей книге «Как написать дипломную работу» пришел к следующему выводу:

· можно сделать достойную работу, даже стартовав со слабых позиций;

· можно воспользоваться этим случаем (даже если все годы учебы вы испытывали лишь тоску и раздражение) и получить удовольствие от научной работы, не хватаясь за всякое знание без разбору, а приобретая опыт критического подхода, и выработать способность (которая пригодится вам в будущем) точно определять проблемы, методично их решать и грамотно излагать свои выводы. 1




ВЫБОР И ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ

 

Написание любой работы начинается с выбора темы. От того, насколько этот выбор будет удачен, зависит львиная доля вашего успеха на исследовательском поприще.

Какими соображениями нужно руководствоваться при выборе темы?

1. Желательно, чтобы выбранная вами тема являлась актуальной. В противном случае, вам придется приложить массу усилий и изобретательности, доказывая, что ваша тема все–таки имеет право на существование.

2. Тема, по возможности, должна соответствовать вашим склонностям и интересам. Это избавит вас от моральных мучений по поводу того, что вы вынуждены писать неизвестно зачем и неизвестно для кого. При этом желательно уже ко второму курсу определиться, в рамках какой предметной области вы будете создавать свою работу.

3. Собираясь писать работу, вы должны удостовериться, что источники информации по выбранной теме вам доступны, т.е. имеются в наличии в библиотеках (в том числе, в электронных библиотеках сети Internet). Если по волнующему вас вопросу существует только одна статья или монография (да еще и на языке, которого вы не знаете), вряд ли следует браться за подобное исследование.

4. Тема должна быть посильной для исследователя и выбираться с учетом его научных возможностей.

5. Выбирая тему, помните о том, что она должна быть предельно узкой и конкретной.

Для написания качественной работы недостаточно правильно выбрать тему – нужно грамотно ее сформулировать.

Требования к формулировке темы просты и немногочисленны:

· Формулировка темы должна быть по возможности краткой.

· Заглавие должно отражать содержание работы, ее конечный результат, ключевые понятия, используемые автором.

· В заглавии должен быть четко сформулирован предмет исследования.

· В заглавии нельзя употреблять сокращения, жаргонные слова, несовременную, неустоявшуюся терминологию.

Помните о том, что есть определенная разница между рабочей формулировкой темы и ее окончательным вариантом. Написание работы – процесс творческий. К финалу исследовательского марафона первоначальный замысел может несколько измениться и тему придется корректировать.

Как вы могли убедиться, выбор темы – вещь достаточно сложная и коварная. Именно поэтому определяться с темой в одиночку совершенно бессмысленно. Здесь не обойтись без консультаций с научным руководителем. Вы можете предложить руководителю свои варианты тем, а можете, напротив, воспользоваться тематикой, предложенной «сверху». Однако, работа начнется только тогда, когда относительно темы между вами и вашим руководителем будет достигнуто полное согласие.

Наконец, последний совет: лучше на протяжении трех лет изучать одну тему, а не метаться из стороны в сторону в поисках более увлекательного или более простого варианта.

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

 

Специфика - и сложность - деятельности специалиста по туризму заключается в том, что он должен иметь дело только с НОВОЙ и ПРОВЕРЕННОЙ информацией. Например, писать об особенностях развития туризма в городе Ирбите бессмысленно, если вы имеете на руках сведения двухлетней давности. За два года многое может измениться: может появиться новая гостиница и закрыться старая, может появиться новое дорожное покрытие, измениться музейная экспозиция, может быть отреставрирован или снесен тот или иной туристский объект.

Отсюда - главное правило: нельзя писать о том, чего ты не видел собственными глазами. Первый и главный источник информации - это вы сами. При этом достоверность собранной вами информации можно и нужно подкрепить фотографиями и иными трофеями, собранными в том месте, о котором вы собираетесь писать. И еще: не нужно выбирать для реферативной и, тем более, дипломной работы тему по развитию туризма в Новой Зеландии или Антарктиде, если вы не планируете туда поехать и изучить ситуацию на месте.

Помимо сведений, добытых лично в полевых условиях, вам необходимо воспользоваться и иными источниками информации (подробный перечень отдельных групп источников см. в Приложениях1-3). К ним можно отнести:

· нормативные документы, регулирующие развитие сферы туризма;

· справочную литературу ( энциклопедии, словари и проч.);

· учебную литературу и монографии (не только по туризму, но и по краеведению, страноведению, истории культуры, истории и проч.);

· материалы периодической печати (статьи в журналах и газетах);

· путеводители, карты, атласы;

· маркетинговые и рекламные материалы, созданные турфирмами (каталоги, буклеты, ценовые предложения и проч.);

· сайты турфирм, официальные туристские сайты региона или города, сайты любителей туризма, форумы, новостные порталы.

Хочется обратить внимание на две проблемы, с которыми обычно приходиться сталкиваться:

· Студент не хочет ходить в библиотеку и при этом уверяет, что литературы по его теме нет. Хочется развеять миф: в библиотеках есть все. Поэтому искать дельную литературу по истории, истории культуры и краеведению, а также смотреть специализированные журналы по туризму придется, все же в традиционной библиотеке, а не в сети интернет. Список источников информации, состоящий исключительно из ссылок на Интернет-ресурсы ни одной уважающей себя комиссией приниматься во внимание не будет.

· Другая проблема - студент находит материал в Интернете, но при этом никаких ссылок на него не делает. Нужно усвоить раз и навсегда: электронные источники информации - это тоже источники информации, имеющие авторов, поэтому не нужно стесняться того, что вы ими пользовались, и обязательно ссылаться на них в своей работе. Для хитрых студентов также сообщаем, что есть замечательная система «Антиплагиат», которая достаточно быстро позволит установить что и откуда вы скачали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: