Структура исследовательской работы

Любая исследовательская работа состоит из следующих структурных элементов:

1. введение;

2. основная часть;

3. заключение;

4. список литературы;

5. приложения.

Введение

Введение, как бы банально это не звучало, является лицом вашей работы. Оно призвано продемонстрировать, насколько четко и доступно вам удается излагать основные идеи вашего исследования и, тем самым, - насколько вы сами понимаете то, о чем пишете. Поэтому подойти к написанию введения нужно с особой тщательностью.

Когда нужно начинать писать введение? Вопреки достаточно распространенному мнению о том, что введение ваяется в последнюю очередь, после того, как основной текст уже написан, мы советуем браться за его сочинение в самом начале вашей работы. Конечно, то, что будет создано вами на данном этапе, будет лишь черновым вариантом введения. Но этот черновой вариант поможет вам и вашему научному руководителю понять, о чем будет ваша работа и в какой логике вы намерены ее выстраивать. И если вам никак не удается накидать хотя бы приблизительный вариант введения, значит ваши представления о том, что вы будете писать в своей работе, являются весьма туманными. Имеет ли смысл в таком случае браться за основную часть?

Хорошо написанное введение включает в себя:

· преамбулу;

· обоснование актуальности темы;

· анализ литературы по теме исследования;

· постановку проблемы исследования;

· формулировку объекта, предмета, цели, задач исследования;

· обоснование методов исследования.

 

Остановимся подробнее на характеристике каждого из перечисленных элементов введения.

Преамбула – это несколько предложений (как правило, они умещаются в один небольшой абзац, открывающий введение), которые служат для того, чтобы прояснить для читателя предназначение вашей работы.

Актуальность – это необходимость изучения выбранной вами темы в настоящее время.

Обосновать актуальность вашего исследования вы сможете, ориентируясь на следующие аспекты:

· Соответствие целевым ориентирам развития туризма в РФ или регионе. Вам необходимо изучить основные нормативные документы, регулирующие развитие туризма в мире, РФ, регионе (программы развития туризма, декларации, ФЗ). Если вы, к примеру, собираетесь создавать путеводитель для самодеятельных туристов и, читая Федеральный закон № 132, вдруг обнаружили, что именно развитие самодеятельного туризма является одной из важнейших целей государства, то это означает: выбранное вами направление исследования актуально. Ссылки на соответствующие места в нормативных документах, которые призваны подтвердить достоверность ваших слов, обязательны!

· Связь темы и проблемы исследования с перспективными направлениями развития туризма в мире, стране, регионе. Для того, чтобы обосновать актуальность в этом аспекте, необходимо изучить состояние туристского рынка и особенности туристских ресурсов той территории, о которой вы пишете. Анализ ресурсов поможет вам определить, в каком направлении можно развивать туризм в регионе. Например, актуальность развития этнографического туризма на Северном полюсе равна нулю, тогда как для Урала, как многонационального региона, этнотуризм является достаточно перспективным направлением. При этом важно не только понимать особенности ресурсной базы, но и иметь представление о том, как развивается туризм в интересующем вас направлении здесь и сейчас. Может оказаться, что потенциально интересные для туристов ресурсы используются слабо или же есть возможность осваивать их иначе. Таким образом, все, что можно сделать для развития туризма в данном направлении, будет являться вполне актуальной проблемой.

Анализ литературы по теме исследования является, как показывает практика, одним из самых сложных элементов введения, но элементом необходимым. Вам будет проще, если вы будете учитывать следующие моменты:

· В первую очередь, необходимо помнить о том, что анализ литературы – это не пересказ литературы. В анализе вы выявляете особенности подхода конкретного автора (или группы авторов) к решению исследуемой вами проблемы, поэтому ваша главная задача – грамотно и четко изложить основные теоретические положения той или иной работы и дать им оценку.

· Никогда не включайте в свою работу анализ тех книг или статей, которые вы не читали. Иногда студентам в руки попадается учебник или монография, в которых уже содержится обзор литературы по интересующей их теме, - и они с чистым сердцем вставляют чужие мысли в собственную работу. Подобный маневр является не только проявлением исследовательской нечистоплотности, но и миной замедленного действия, т.к. при защите работы ваш обман тотчас же будет обнаружен.

· Если вы упоминаете в своем анализе чью–либо концепцию, будет недостаточно просто назвать имя ее автора - нужно обязательно привести название работы и год ее издания.

Анализ литературы может быть выстроен по хронологическому или проблемному принципу.

В первом случае исследования разбиваются на группы в зависимости от времени создания, и ваша главная задача будет заключаться в том, чтобы выявить специфику исследования вашей проблемы на том или ином историческом этапе.

Например: можно посмотреть, как интересующая вас тема была изучена в советское время (до 1991 года), в 90-е годы и на современном этапе (начало 2000-х).

Сущность анализа литературы по проблемному принципу заключается в том, что вы классифицируете источники информации в зависимости от ракурса исследования интересующего вас вопроса.

Например: если ваша тема посвящена изучению туристского потенциала города Екатеринбурга, вы можете выделить следующие группы источников информации:

· Краеведческая литература о Екатеринбурге, в которой можно найти информацию об истории города;

· Справочники и путеводители, форумы самодеятельных туристов, содержащие информацию о туристских ресурсах, достопримечательностях города, проблемах туристской инфраструктуры;

· Интернет-сайты турфирм, дающие представление о характере туристских маршрутов по Екатеринбургу;

· Маркетинговые исследования состояния развития туризма в городе.

 

По завершении анализа литературы необходимо сделать вывод:

· о степени разработанности интересующей вас проблемы (какие вопросы разработаны полно, какие – поверхностно; что предстоит решить; если есть необходимость, можно дать оценку индивидуального вклада того или иного ученого в исследование интересующего вас вопроса);

· о достоинствах и недостатках существующих исследований, сложившихся подходов и методов решения проблемы;

· о том, какие из проанализированных исследований (и почему) вы возьмете на вооружение в своей работе (возможно, вам окажется близка чья – то концепция, методология или просто отдельные идеи).

Обратите внимание! Во введение нужно сделать выводы не только по анализу литературы теоретического характера. Для исследовательской работы по туризму гораздо большее значение имеет анализ состояние практики. Если вы проектируете путеводитель, вам нужно проанализировать уже имеющиеся по вашей теме издания, выявить их достоинства и недостатки. Если вы создаете экскурсию, стало быть, вы должны иметь представление о том, существуют ли экскурсии по вашей тематике, каковы их особенности, насколько широко используется интересующий вас экскурсионный маршрут в деятельности турфирм.

Алгоритм анализа и выводов - тот же, что описан выше.

Противоречие и проблема

Для того, чтобы двигаться дальше, вам необходимо найти противоречие (два противоположных друг другу положения) между тем, как должно быть, и тем, какие проблемы не позволяют достичь того, как должно быть. Именно для того, чтобы сформулировать противоречие вы и выявляли актуальность своей темы (то, что востребовано; то, что должно быть) и анализировали литературу и состояние практики (то, что есть, но есть в проблемном, недостаточном варианте).

Формулировка противоречия строится по стандартной схеме: противоречие между тем-то и тем-то.

Например: таким образом, можно выявить противоречие между необходимостью информационного продвижения природных туристских ресурсов Южного Урала и недостаточной разработанностью существующих информационных интернет-ресурсов.

Из противоречия вытекает проблема исследования. Проблема - это вопрос, на который необходимо найти ответ в своей работе. Поэтому формулировать проблему лучше всего в виде вопроса исходя из второй части противоречия.

Если сформулировать проблему в виде вопроса не получается, то можно написать повествовательное предложение.

Например: Проект будет направлен на решение проблемы проектирования электронного путеводителя, содержащего систематизированную, доступную и удобную в практическом использовании информацию о природных туристских ресурсах Южного Урала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: