Организация массовой логопедической помощи населению в СССР

У нас логопедия стала развиваться как дело государственной значимости лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. До этого времени логопедическая помощь находилась в частных руках и была доступна только состоятельным слоям населения.

До Октября в России можно отметить лишь робкие попытки общественной организации этого дела. Так, в 1911 г. на съезде учителей московских городских школ впервые был поднят вопрос о необходимости логопедической помощи детям. В двух вспомогательных школах эта помощь оказывалась сурдопедагогами под руководством Ф. A. Pay. В 1915 г. для учителей этих школ были проведены краткосрочные логопедические курсы. Вот и всё.

Уже в первый год после Октябрьской революции (1918 г.) по инициативе д-ра Бонч-Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. В эти же годы в Ленинграде, Москве, затем в Киеве были открыты при педагогических институтах дефектологические факультеты с кафедрами сурдопедагогики и логопедии. В 1926 г. в Ленинграде было положено начало организации логопедической работы в школах, сначала вспомогательных, а затем и массовых. В этом же году в Москве была открыта первая логопедическая школа, а в 1927 г.– первые курсы для заикающихся школьников. Ряд постановлений и директив Советского правительства и съездов по вопросам обучения и воспитания подчеркнул важность и необходимость борьбы с недостатками речи и тем самым стимулировал организацию этого дела. Вопрос о борьбе с недостатками речи ставился на I съезде специалистов по детской дефективности (1926 г.) и на съезде работников просвещения по секции трудного детства в 1927 г. На основе этих материалов Наркомпрос РСФСР издал в 1927 г. приказ «О мерах борьбы с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».

В приказе указывается на отсутствие в массовой школе должного внимания к этому делу, отмечается распространённость речевых расстройств среди населения (у детей и у взрослых) и на вредность их в отношении успеваемости, психики и затруднений в педпроцессе. Предложено организовать особые логопедические школы, классы и группы. Рекомендовано издать специальное пособие для учителя и семьи. Занятия в этих учреждениях поручались лицам, окончившим педагогические факультеты по специальному отделению, и учителям массовых школ.

В 1930 г. в Москве по инициативе проф. Гиляровского была организована первая логопедическая группа для заикающихся дошкольного возраста при нервно-психиатрической лечебнице имени Соловьева (зав. логопед Власова), а в 1931 г.– логопедическая группа для заикающихся преддошкольного возраста при поликлинике Педиатрического института (зав. Е. Ф. Pay).

Приказом Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. устанавливалось «введение всеобщего начального обязательного обучения и для страдающих недостатками речи (логопатов) – детей и подростков» и предлагалось развернуть специальные курсы, группы и школы для них. В постановлении СНК РСФСР от 25 октября 1936 г. за № 1335 «О борьбе с глухонемотой и улучшении культурно-бытового обслуживания глухонемых», в разделе 9, говорится: «В целях борьбы с дефектами речи у нор-

мально слышащих детей школьного возраста организовать для них специальные занятия при нормальных школах».

В программу начальной школы был включён пункт об обязательности исправления недостатков речи.

В 1940 г. были утверждены штаты логопедов в системе Наркомздрава (по одной штатной единице в детской поликлинике), но квалификация и тарификация труда логопедов оставались неуточнёнными.

Последним, определяющим организацию логопедической помощи школьникам и уточняющим материально-правовое положение логопеда является постановление Совета Министров СССР от 15/VIII 1948 г. об организации в РСФСР «с 1 января 1949 г. при средних школах и республиканских, краевых и областных центрах 120 логопедических пунктов в составе одного учителя-логопеда, имеющего высшее педагогическое образование (дефектологическое)». Логопед приравнен к учителю VIII–X классов средней школы.

Министерством просвещения РСФСР от 2/Х–1948 г. был издан соответствующий приказ об организации логопедических пунктов при средних школах, издано «Положение о логопедических пунктах при средней школе» (1949 г.).

Решением Совета Министров СССР логопеды детских поликлиник приравнены в правах к учителям неполной средней школы с 25% надбавкой к зарплате.

Таким образом, бесплатная логопедическая помощь населению у нас в настоящее время занимает видное место. Сорокалетний опыт советской логопедии вполне оправдал её назначение и наметил пути её дальнейшего развития.

Наиболее рациональным способом борьбы с недостатками речи является логопедическая работа непосредственно в самой школе, в детском саду, в детских яслях.

Для такой постановки дела необходима соответствующая под» готовка и доподготовка учителей начальной школы и работников дошкольных учреждений. Нужны: 1) введение курса логопедии в учебные планы заведений, подготовляющих эти кадры, и 2) организация логопедических курсов, семинаров и практикумов для учителей и дошкольных работников.

Специальные учреждения обслуживают лиц с тяжёлыми формами слухо-речевых расстройств. Такие учреждения имеются те-перь во всех крупных центрах: логопедический стационар при Научно-исследовательском институте дефектологии АПН в Мо? скве, отделения по расстройствам речи при отоларингологических институтах, школы для детей с расстройством слуха и речи, школы, классы и курсы для тугоухих, алаликов, заикающихся и косноязычных, школьные логопедические пункты. В каждой школе для умственноотсталых логопедическая работа учителей является обязательной, в школах с интернатами имеется логопед. Параллельно с школьными логопедическими пунктами ведётся также логопедическая работа в детских поликлиниках.

Взрослые граждане, страдающие речевыми нарушениями, обслуживаются специальными отделениями в отоларингологических институтах и институтах по нервным болезням. Имеются вечерние школы для взрослых и подростков со слухо-речевыми расстройствами.

При упомянутых учреждениях имеются консультации для населения по вопросам речевых расстройств. Этими же учреждениями ведётся логопедическая пропаганда среди широких слоев трудящегося населения (доклады, лекции, популярная литература).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБРАЗЕЦ КАРТОЧКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ. (Звёздочкой обозначены пункты отборочного обследования.)

А.

* 1) Фамилия, имя и отчество.

* 2) Возраст (год рождения)

* 3) Школа и класс; группа детского сада (для взрослых – профессия)

* 4) В каких классах оставался на повторный курс.....

* 5) В каком возрасте впервые поступил в школу (был ля в детском

саду)

* 6) Приходящий или живущий о интернате.

* 7) Национальность.

* 8) Профессия родителей.

* 9) Домашний адрес.

Б.

I. Врождённая отягощен я ость в смысле болезненных явлений и особенностей в общем поведении и в речи и её органах (по данным врача, а в части речи– логопеда):

1) отца

2) матери

3) братьев и сестёр, родственников.

II. Протекание беременности, родов (по данным врача): наложение щипцов, сдавливание головки, асфиксия, преждевременные роды (вес)

III. О со бен н о сти общего развития в раннем детстве (по данным врача).

1) Начало ходьбы, прорезывание зубов, перебои в этом и причина их

2) Перенесённые и имеющиеся болезни, ушибы головы

3) С какого времени приучился к опрятности; не страдает ли энурезом, если да, то в какой степени.

4) Состояние нервной системы (плохой сон, двигательное беспокойство, раздражительность, плаксивость и т. п.). Нет ли леворукости, косоглазия.

5) Психические отклонения от нормы, умственная отсталость и т.п.

IV. Речь с раннего детства и в настоящее время.

1) Начало речи, перерывы в речи и почему

2) Время исчезновения своеобразия детской речи.

3) Отношение к речи, скорость речи..

4) Характер усвоения грамоты (чтения, письма), умения рассказывать и т. п. (школьная успеваемость)

5) Материнский язык и речь окружения, особенно в семье, в период формирования речи

6) Усвоение иностранного языка (с какого возраста) и речь окружающих его людей (многоязычие, неправильности речи)

7) С кем больше всего говорит и чью речь чаще слышит.

8) Речь педагога.

9) Речь школьного коллектива (сколько в классе детей с недостатками речи и с какими именно).

10) В какой среде проводит время вне школы и дома (возраст, культурность)

V. Общие условия жизни ребёнка дома.

1) Питание, одежда, сон, режим.

2) Отношение к ребёнку со стороны членов семьи (для заикающихся подробно): заласканность, предпочтение перед другими, задёрганность, излишняя строгость, перегруженность работой, имеется ли надзор за ребёнком, спокойная ли домашняя обстановка).

VI. Производилась ли коррекция речи (когда, где, кем, продолжительность, успех и рецидив, причина последнего – особенно важно для заикающихся)

VII. Когда впервые был замечен речевой недостаток и его причина (реальная или предполагаемая)..........

В.

I. Строение тела (по данным врача):

1) головы (большая, маленькая, рахитичная и т. п.)........

2) звукопроизносительного аппарата:

а) г у б ы: толстые, короткие, отвислые, расщелина верхней губы и т. д.

б) зубы: недоразвитые, мелкие, лопатообразные, редкие, вне челюстной

дуги и пр.

в) челюсти: выдвинутые вперёд (верхняя или нижняя).

г) прикусы: открытый, передний или боковой, глубокий, косой

д) язык: толстый (макроглосия), маленький, короткая уздечка, тремор и пр

е) нёбо: высокое и узкое, плоское и низкое, открытая или скрытая расщелина, укороченное (нет язычка), двурогий язычок.

ж) зёв: увеличенные миндалины (гланды).

з) нос: аденоидные разращения, полипы, хронический насморк....

3) грудная клетка (узкая, плоская, 'Приподнятая и пр.).......

4) конечности (рахитичные, искривлённые и т. п.)

И. Биомеханика тела:

1) Походка (уверенная, неуверенная, с развалкой, шаркающая)

2) Координация движений (по подражанию, по инструкции): вращение ладоней вытянутых вперёд рук – в одну и противоположные стороны: «носо-пальцевая проба» (по приказу быстро коснуться правым, левым указательным пальцем кончика носа с открытыми и закрытыми глазами), коснуться правой рукой мочки левого уха, левой рукой – правого уха; вытянуть одну руку вперёд, а другую – вверх или в сторону.

3) Выразительные движения в процессе речи (мимика, жестикуляция, пантомима): богатые, заторможённые, угловатые, стереотипные. По наблюдению.

4) Ритмика по подражанию и по приказу: хорошая, неточная, плохая (хождение под команду, под хлопки; повторение проделанных логопедом ритмических движений в воздухе рукой, ногой)............

III. Движения лица и артикуляторного аппарата: 1) симметрическое сокращение мышц обеих половин лица (поднимание и опускание бровей, углов рта).

2) дифференциация одной половины лица (закрывание глаз по одному, поднимание углов рта по одному).

3) сочетанные движения одной только мышечной группы:

<а) движение губ хоботком вперёд, поднять верхнюю и опустить нижнюю порознь и одновременно

б) движение языка – вперёд-наружу и глубоко назад от зубов; загнуть кончик языка на верхнюю губу к носу и на нижнюю к подбородку, к верхней десне и твёрдому нёбу; показать язык широко- распластанным («лопатой») и узким («жалом»); сделать язык «желобком»

в) движение мягкого нёба – поднимание и опускание (произношение а с широко открытым ртом; поочерёдно а-н, а-н с опущенным кончиком языка и при раскрытом рте)......

IV. Дыхание:

1) дифференцировка вдоха и выдоха; дыхание через рот и нос...

2) торможение: вдох, выдох и пауза между ними с сохранением условий паузы (счёт: два, три...)..

3) тип привычного дыхания: диафрагмальный, ключичный, грудной, комбинированный, в состоянии покоя, разговора, чтения (устанавливается исключительно наблюдением и приборами, а не по заданию; в последнем случае даётся извращённая реакция)

4) плавное или судорожное дыхание..

V. С л у х:

1) острота слуха (тугоухость, на какое ухо и в какой степени, максимум на какое расстояние слышит шёпотную и средней громкости речь). -

2) слуходвигателвный ритм, с открытыми и закрытыми глазами (повто^ рение ритмических ударов по столу рукой или карандашом).....

3) слухо-артикуляторная работа (повторение произнесённых лёгких и: трудных по звуковому составу слов).............

4) музыкальность слуха (хороший, средний, плохой).........

* VI. Голос:

1) сила (средняя, слабая, сильная), грудной, фальцет.......

2) чистота (чистый, хриплый, гнусавый).............

3) мутация голоса (была, есть, затянулась)..

VII. Артикуляция и произнесение изолированных звуков и звукосочетаний.

По схеме записываются лишь недостатки, выявленные при обследований (см. материалы для выявления косноязычия)..

VIII. Дополнительное обследование речи у заикающихся:

1) с какого возраста заикается

2) занимался ли исправлением речи, когда, как долго и с каким успехом

3) самостоятельная речь (ответы, рассказ, пересказ).

4) отражённая речь в обычном темпе, в замедленном, ритмическая (простые из знакомых слов предложения, сложные с мало знакомыми словами)

5) сопряжённая речь (обычная, ритмическая)..

6) шёпотная речь – самостоятельные ответы, рассказ (логопед говорит также шёпотом).....................

7) чтение (самостоятельное, отражённое без ритма и ритмическое и такое же сопряжённое)..

8) произнесение наизусть

9) форма заикания: клоническая, тоническая, смешанная, дыхательная, голосовая, артикуляторная

10) «трудные» звуки и слова, фобии.

11) речевое дыхание (экспираторные, инспиратор но е, продолжительное, короткое)

12) сопутствующие движения и действия, «уловки», эмболофразии (какие именно)

13) темп речи (быстрый, замедленный, нормальный)........

14) речь в семье, в классе, с товарищами, с людьми незнакомыми: летом, зимой, в начале учебного года, в конце

15) заикается ли при пении.

16) не распространяется ли заикание на письмо и игру на музыкальных инструментах.

17) нет ли связи между речью, самочувствием и внешними обстоятельствами (погода, климат, обстановка и т. п.).

18) домашний быт (спокойствие, ссоры и т. п.)

19) отношение семьи к заикающемуся (строгость, заласканность, насмешки, угрозы)

20) как выражается периодичность заикания...........

21) влияние школы на заикание (товарищи, педагоги).......

22) общая характеристика:

активный, пассивный, уравновешенный, вспыльчивый, раздражительный, плаксивый, робкий, застенчивый, смелый, сосредоточенный, рассеянный, замкнутый, общительный, боится темноты, одиночества, фобии и пр

IX. Аграмматизмы в устной и письменной речи и дисграфии:

устные ответы и самостоятельная речь, списывание, диктовка,

* самостоятельное письмо..................

* X. Темп речи: быстрый, замедленный.

XI. Прочие особенности речи:

несоответствие слов смыслу, многоречивость, логоррея, молчаливость, бедность словаря, ограниченность фразеологическая (ответы: да, нет), затруднённость высказывания (отвечает не сразу и т. п.), эмболалии (вставочные звуки, слова), богатство или бедность мимики, жестикуляции и интонации в процессе речи.

Примечание. Во всех случаях обследования нарушений устной речи рекомендуется запись на магнитофоне определённого текста в целях последующего контроля и психотерапии.

звуки

Слышимый звук

Неправильные артикуляционные движения

Сопутствующие движения

Смешение звуков (звонких и глухих, свистящих и шипящих) в одном слове, в соседних словах

Ошибки в письме под влияние мпрпусков и извращений звуков4 дизграфии.

Пропуск звуков

Недоговаривание слов

В самостоятельной речи В отраженной речи В чтении      
                   

 

 

 

5C.II. Причины расстройств речи (подробно):

1) органическое поражение аппарата речи............

2) функциональное расстройство................

XIII. Диагноз...................

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ЗАПИСИ Отклонения кончика высовываемого языка в стороны (девиация):

  вправо,

 влево,

 кончик языка слишком поднят кверху,

 кончик языка слишком выдвинут вперёд,

 кончик языка слишком опущен вниз,

 спинка языка слишком приподнята кверху,

 спинка языка слишком опущена книзу,

 кончик ^языка прижимается к зубам,

  кончик языка продвинут между зубами, кончик языка не вибрирует:

боковые края языка не прикасаются к зубам с обеих сторон, с правой стороны, с левой стороны, плохая дифференцировка обеих губ, плохая дифференцировка верхней губы, плохая дифференцировка нижней губы.

Список слов для проверки произношения (проверяемые звуки выделены):

щепка, ящик, плащ; чайник, бочка, ключ; цветок, яйцо, огурец; шар, уши, нож (их); жук, этажерка, лыжи; стул, усы, ус; звезда; рыба, гриб, труба; бык, волк, флаги; лекарство, милиционер1. При отсутствии картинок удобно использовать части тела: лицо, волосы, ухо, уши, лоб, брови, глаза, нос, щеки, губы, зубы, язык (высунуть), шея, плечо, рука, пальцы, живот.

Чтобы установить характер слуховых восприятий звуков плохо говорящего ученика, следует предложить ему указать в натуре или на картине называемые учителем пары предметов, например: сумкашубка, палкабалка, шутжук; дымтын; произнести фразы: по крыше бежит крыса, на носу сажа, у быка губа тупа.

1 Последними двумя словами проверяется умение произносить длинные и трудные по звукосочетанию слова.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Предмет, методы, цели и задачи логопедии

2. Необходимость борьбы с недостатками речи и результативность логопедической работы

3. Речь и её механизмы логопедическом планер

4. Оновы этиологии речевых расстройств

5. Основы методики исследования недостатков речи и факторов, породивших их

6. Основы частных методик логопедии

7. Профилактика речевых расстройств

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

I. Косноязычие

1. Общее учение о косноязычии.

2. Методика воспитания нормального произношения у косноязычных

а) Воспитание фонематического слуха и слухового внимания

б) Воспитание дифференциаций движений органов речи

в) Воспитание правильных артикуляций и звукопроизношений

г) Коррекция согласных звуков..

д) Коррекция гласных звуков

е) Прочие недостатки произношения

ж) Тяжёлые виды косноязычия

з) Дополнительные замечания к коррекции отдельных звуков

и) Гнусавость

1) Открытая гнусавость

'2) Закрытая гнусавость

к) Расстройства речи при тугоухости

3. Медицинские мероприятия, содействующие логопедической работе

с косноязычными

II. Расстройства ритма и темпа речи

1. Заикание

а) Общее учение о заикании.

б) Типология заикания

в) Методы воспитания нормальной речи у заикающихся

1) Краткая характеристика наиболее распространённых ранее методов устранения заикания

2) Современная советская комплексная система

3) Особенности занятий с маленькими детьми

4) Особенности занятий с детьми школьного возраста

5) боепитание и самовоспитание психически и социально полноценной личности (психотерапия)

6) Лечение, режим

7) Методы устранения заикания у подростков и взрослых

2. Заикоподобные расстройства речи

3. Ускоренная речь

4. Замедленная речь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: