ИНСТРУКЦИЯ ПО СИГНАЛИЗАЦИИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
Инструкция по сигнализации
на железнодорожном транспорте Российской Федерации выпущена по заказу ОАО «ММК».
Объявлена для руководства и исполнения распоряжением ОАО «РЖД» от 10 июля 2012 г. № 1362р.
1. Выполнение требований сигналов, установ-ленных настоящим приложением, обеспечивает бесперебойность и безопасность движения поездов и маневровой работы.
2. Все нормативные и технические документы, относящиеся к сигнализации на железнодорожном транспорте, должны соответствовать требованиям настоящего приложения.
II. Сигналы на железнодорожном транспорте
3. Сигналы на железнодорожном транспорте служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.
По способу восприятия сигналы подразделяют-ся на видимые и звуковые.
4. Видимые сигналы выражаются цветом, фор-мой, положением и числом сигнальных показаний. Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы такие, как светофоры, семафоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сиг-нальные знаки.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяются на следующие типы:
1) круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток; такими сигналами
3
служат огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели, посто-янные диски уменьшения скорости, квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета), красные диски со светоотражателем для обозначения хвоста грузового поезда, сигнальные указатели и знаки;
2) дневные, подаваемые в светлое время суток; для подачи таких сигналов служат диски, щиты, флаги, крылья семафоров и сигнальные указате-ли (стрелочные, путевого заграждения, устройств сбрасывания и гидравлических колонок);
3) ночные, подаваемые в темное время суток; та-кими сигналами служат огни установленных цве-тов в ручных и поездных фонарях, фонарях на ше-стах, крыльях семафоров и сигнальных указателях. Ночные сигналы должны применяться и в днев-ное время при тумане, метели и других неблаго-приятных условиях, когда видимость дневных сиг-налов остановки менее норм, установленных для светофоров в соответствии с пунктом 4 приложе-
ния N 3 к Правилам.
В железнодорожных тоннелях применяются только ночные или круглосуточные сигналы.
5. Звуковые сигналы выражаются числом и со-четанием звуков различной продолжительности. Значение их днем и ночью одно и то же.
Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и специаль-
4
ного самоходного железнодорожного подвижного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.
Взрыв петарды требует немедленной остановки поезда.
III. Светофоры на железнодорожном транспорте
6. Светофоры по назначению подразделяются на следующие типы:
1) входные — разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на железнодорожную станцию;
2) выходные — разрешающие или запрещаю-щие поезду отправиться с железнодорожной стан-ции на перегон;
3) маршрутные — разрешающие или запрещаю-щие поезду проследовать из одного района желез-нодорожной станции в другой;
4) проходные — разрешающие или запрещаю-щие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;
5) прикрытия — для ограждения мест пере-сечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайны-ми путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;
6) заградительные — требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железно-
5
дорожных переездах, крупных искусственных со-оружениях и обвальных местах, а также при ограж-дении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных железнодорожных путях;
7) предупредительные — предупреждающие о показании основного светофора (входного, проход-ного, заградительного и прикрытия);
8) повторительные — для оповещения о раз-решающем показании выходного, маршрутного, въездного (выездного), технологического и о пока-зании горочного, маневрового светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофо-ра не обеспечивается;
9) локомотивные — для разрешения или за-прещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому прибли-жается поезд;
10) маневровые — разрешающие или запреща-ющие производство маневров;
11) горочные — разрешающие или запрещаю-щие роспуск вагонов с горки;
12) въездные (выездные) — разрешающие или запрещающие въезд железнодорожного подвижно-го состава в производственное помещение и выезд из него на железнодорожных путях необщего поль-зования;
13) технологические — разрешающие или за-прещающие подачу или уборку железнодорожного
6
подвижного состава при обслуживании объектов, расположенных на железнодорожных путях необ-щего пользования (вагоноопрокидывателей, вагон-ных весов, устройств для восстановления сыпуче-сти грузов, сливо-наливных устройств и др.).
Один светофор может совмещать несколько на-значений (входной и выходной, выходной и манев-ровый, выходной и маршрутный и др.).
7. В качестве источников света в светофорах ис-пользуют светоизлучающие диоды или лампы на-каливания. Светофоры применяются линзовые или прожекторные; по расположению они подразделя-ются на мачтовые, карликовые, а также устанав-ливаемые на мостиках, консолях, фермах мостов, стенах тоннелей, а на железнодорожных путях необщего пользования также на стенах производ-ственных помещений.
Сигнальные огни на светофорах применяются: непрерывно горящие, нормально негорящие, неми-гающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).
Нормально негорящие сигнальные огни проход-ного светофора на участках, оборудованных авто-блокировкой, загораются при вступлении поезда на блок-участок перед ним и гаснут после выхода по-езда с этого блок-участка.
На светофоре должна быть предусмотрена ли-терная табличка, содержащая его обозначение. Проходные светофоры автоблокировки обознача-
7
ются цифрами, все остальные светофоры — бук-вами или буквами и цифрами. На двухпутных и многопутных перегонах вновь оборудуемых по-стоянно действующими устройствами для органи-зации движения по неправильному железнодорож-ному пути по сигналам локомотивных светофоров литерная табличка должна быть предусмотрена в том числе и на обратной стороне мачт проходных светофоров.
8. Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и их назначения), следующие:
1) один зеленый огонь — разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт;
2) один желтый мигающий огонь — разрешает-ся движение с установленной скоростью; следую-щий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью;
3) один желтый огонь — разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт;
4) два желтых огня, из них верхний мигаю-щий — разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклоне-нием по стрелочному переводу; следующий свето-фор открыт;
5) два желтых огня — разрешается проследо-вание светофора с уменьшенной скоростью и го-
8
товностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному пере-воду;
6) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал;
7) один лунно-белый огонь — разрешается ма-невровому составу проследовать маневровый све-тофор и далее руководствоваться показаниями по-путных светофоров или указаниями (сигналами) руководителя маневров;
8) один синий огонь — запрещается маневрово-му составу проследовать маневровый светофор.
Применение перечисленных сигналов на свето-форах различного назначения предусматривается в соответствующих пунктах настоящего приложе-ния. Порядок применения этих сигналов в других не предусмотренных настоящим приложением случаях с соблюдением их сигнального значения устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
На железнодорожных путях необщего пользо-вания, оборудованных двузначной сигнализацией, допускается устанавливать значения показаний светофоров (кроме заградительных и светофоров прикрытия) владельцу железнодорожных путей не-общего пользования.
9. Входными светофорами подаются сигналы:
9
1) один зеленый огонь — разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по глав-ному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт (рис. 1);
Рис. 2
Рис. 1
2) один желтый мигающий огонь — разрешает-ся поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установ-ленной скоростью; следующий светофор (марш-рутный или выходной) открыт и требует проследо-вания его с уменьшенной скоростью (рис. 2);
3) один желтый огонь — разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по глав-ному железнодорожному пути с готовностью оста-новиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт (рис. 3);
4) два желтых огня, из них верхний мигаю-щий — разрешается поезду следовать на железно-дорожную станцию с уменьшенной скоростью на
10
Рис. 3
боковой железнодорожный путь; следующий све-тофор (маршрутныйиливыходной) открыт (рис. 4); 5) два желтых огня — разрешается поезду сле-довать на железнодорожную станцию с уменьшен-ной скоростью на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор
закрыт (рис. 5);
6) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 6).
11
Рис. 4
Сигнализация входного светофора для приема поездов на железнодорожную станцию с непра-вильного железнодорожного пути двухпутного (многопутного) перегона должна соответствовать сигнализации входного светофора для приема с правильного железнодорожного пути.
Допускается до реконструкции устройств сиг-нализации, централизации и блокировки (далее — СЦБ) для приема поездов на железнодорожную станцию с неправильного железнодорожного пути двухпутного (многопутного) перегона подавать сигналы:
1) два желтых огня — разрешается поезду сле-довать на железнодорожную станцию с уменьшен-ной скоростью и готовностью остановиться у сле-дующего выходного (маршрутного) светофора или предельного столбика;
2) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал.
12
На железнодорожных путях необщего пользова-ния в дополнение к сигналам входных светофоров, указанных в настоящем пункте, может подаваться сигнал: один лунно-белый огонь — разрешает-ся поезду следовать на железнодорожную стан-цию при погашенных основных огнях светофора до первого попутного маневрового светофора с дальнейшим движением маневровым порядком на железнодорожный путь, частично занятый желез-нодорожным подвижным составом или к объекту, расположенному на железнодорожных путях не-общего пользования, с особой бдительностью и го-товностью остановиться (рис. 7).
13
рожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (рис. 9);
Рис. 7
10. На входных и маршрутных светофорах же-лезнодорожных путей общего пользования при приеме поездов на боковые железнодорожные пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы:
1) один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса — разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодо-рожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч (рис. 8);
2) два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса — разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодо-
14
3) два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса — разрешается поезду следовать на же-лезнодорожную станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой железнодорожный путь и готов-ностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 10);
15
4) один зеленый мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы — разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 120 км/ч на боковой желез-нодорожный путь; следующий светофор открыт и разрешает проследование его с установленной ско-ростью (рис. 11);
поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодо-рожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (рис. 12);
6) два желтых огня и две зеленые светящиеся полосы — разрешается поезду следовать на же-лезнодорожную станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой железнодорожный путь и готов-ностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 13).
5) два желтых огня, из них верхний мигающий, и две зеленые светящиеся полосы — разрешается
16 17
В необходимых случаях на входных и маршрут-ных светофорах может применяться сигнал: один зеленый мигающий огонь — разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по глав-ному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 60 км/ч (рис. 14).
На отдельных железнодорожных станциях в случаях, предусмотренных пунктом 66 приложе-ния N 6 к Правилам, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал: три желтых огня — разрешается локомотиву, моторвагонному
18
поезду, мотовозу, дрезине следовать на свободный участок железнодорожного пути с особой осторож-ностью и со скоростью на железнодорожных путях общего пользования — не более 20 км/ч, а на же-лезнодорожных путях необщего пользования — не более 15 км/ч, до маршрутного светофора с крас-ным огнем (рис. 15).
11. Пригласительный сигнал — один лунно-бе-лый мигающий огонь разрешает поезду проследо-вать светофор с красным (или погасшим) огнем и продолжать движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приеме на же-лезнодорожный путь без выходного светофора) со скоростью на железнодорожных путях общего пользования — не более 20 км/ч, а на железнодо-рожных путях необщего пользования — не более 15 км/ч, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препят-ствие для дальнейшего движения (рис. 16, 17).
19
Этот сигнал применяется на входных, а также маршрутных и выходных (кроме групповых) светофорах.
Отправление по пригласительному сигналу выходного светофора разрешается только по пра-вильному железнодорожному пути двухпутного (многопутного) перегона, оборудованного автобло-кировкой.
На железнодорожных путях необщего пользова-ния допускается до реконструкции устройств СЦБ применение на входных светофорах пригласитель-ных сигналов с одним лунно-белым немигающим огнем.
12. Выходными светофорами на участках, обо-рудованных автоблокировкой, подаются сигналы:
1) один зеленый огонь — разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и следо-вать с установленной скоростью; впереди свобод-ны два или более блок-участка (рис. 18);
20
2) один желтый огонь — разрешается поезду от-правиться с железнодорожной станции и следовать с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 19);
3) два желтых огня, из них верхний мигаю-щий — разрешается поезду отправиться с желез-нодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному пере-воду; следующий светофор открыт (рис. 20);
4) два желтых огня — разрешается поезду от-правиться с железнодорожной станции с умень-шенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор за-крыт (рис. 21);
21
5) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 22, 23).
13. Выходными светофорами на участках, обо-рудованных автоблокировкой, при отправлении поездов с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок подаются сигналы:
1) один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса — разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 80 км/ч; поезд следует с от-клонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт (рис. 24);
2) дважелтыхогняиодназеленаясветящаясяпо-лоса — разрешается поезду отправиться с железно-дорожной станции со скоростью не более 60 км/ч;
22
поезд следует с отклонением по стрелочному пере-воду; следующий светофор закрыт (рис. 25);
3) один зеленый мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы — разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 120 км/ч; поезд следует с от-клонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт (рис. 26);
23
1) один зеленый огонь — разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и следо-вать с установленной скоростью; перегон до следу-ющей железнодорожной станции (путевого поста) свободен (рис. 28);
2) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 29);
Рис. 26
4) два желтых огня и две зеленые светящиеся полосы — разрешается поезду отправиться с же-лезнодорожной станции со скоростью не более 60 км/ч; поезд следует с отклонением по стре-лочному переводу; следующий светофор закрыт (рис. 27).
Рис. 27
14. Выходными светофорами на участках, обо-рудованных полуавтоматической блокировкой, по-даются сигналы:
24
3) два желтых огня — разрешается поезду от-правиться с железнодорожной станции с умень-шенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свобо-ден (рис. 30);
4) два желтых огня, из них верхний мигаю-щий — разрешается поезду отправиться с желез-нодорожной станции с уменьшенной скоростью;
25
поезд следует с отклонением по стрелочному пе-реводу; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен; входной свето-фор следующей железнодорожной станции открыт (рис. 30а).
ной станции, впереди свободны два или более блок-участка (рис. 31);
Рис. 31
2) один желтый и один лунно-белый огни — разрешается поезду отправиться с железнодорож-ной станции, впереди свободен один блок-участок (рис. 32);
15. На участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, и участках, оборудованных постоянно действующей двухсторонней автоблокировкой для движения по неправильному железнодорожному пути по по-казаниям локомотивных светофоров, выходными светофорами подаются сигналы:
1) один зеленый и один лунно-белый огни — разрешается поезду отправиться с железнодорож-
26
Рис. 32
3) два желтых, из них верхний мигающий и один лунно-белый огни — разрешается поезду отпра-виться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стре-лочному переводу; впереди свободны два и более блок-участка;
27
4) два желтых и один лунно-белый огни — раз-решается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; впереди свободен один блок-участок;
5) один зеленый мигающий, один желтый, один лунно-белый огни и одна зеленая светящаяся поло-са — разрешается поезду отправиться с железно-дорожной станции со скоростью не более 80 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному пе-реводу марки 1/18; впереди свободны два и более блок-участка;
6) два желтых, один лунно-белый огни и одна зеленая светящаяся полоса — разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоро-стью не более 60 км/ч; поезд следует с отклонени-ем по стрелочному переводу марки 1/18; впереди свободен один блок-участок;
7) один зеленый мигающий, один желтый, один лунно-белый огни и две зеленые светящиеся поло-сы — разрешается поезду отправиться с железно-дорожной станции со скоростью не более 120 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному пе-реводу марки 1/22; впереди свободны два и более блок-участка;
8) два желтых, один лунно-белый огни и две зе-леные светящиеся полосы — разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоро-стью не более 60 км/ч; поезд следует с отклонени-
28
ем по стрелочному переводу марки 1/22; впереди свободен один блок-участок;
9) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал.
16. При наличии ответвления, оборудованного путевой блокировкой, а также для указания же-лезнодорожного пути, на который отправляется поезд на многопутных участках, оборудованных путевой блокировкой, и на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, огни выходного светофора в необходимых случа-ях, установленных владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, дополняются соответствующим пока-занием маршрутного указателя.
При отсутствии маршрутного указателя до-пускается до реконструкции устройств СЦБ при-менение сигнала: два зеленых огня на выходном светофоре — при отправлении поезда на ответвле-ние или на железнодорожный путь многопутного участка, или по неправильному железнодорожному пути при двусторонней автоблокировке, что указы-вает на свободность не менее двух блок-участков при автоблокировке, на свободность перегона до следующей железнодорожной станции (путево-го поста) — при полуавтоматической блокировке (рис. 33).
На двухпутных участках, где движение по пра-вильному железнодорожному пути осуществляется
29
по сигналам автоблокировки, а по неправильному железнодорожному пути — по показаниям локомо-тивных светофоров, а также на двухпутных участ-ках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, выходными све-тофорами при отправлении с железнодорожной станции на неправильный железнодорожный путь допускается подавать сигнал: один желтый мига-ющий и один лунно-белый огни — разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и далее следовать по неправильному железнодорож-ному пути по показаниям локомотивного светофо-ра (рис. 34).
При включении временных устройств органи-зации движения по неправильному железнодорож ному пути двухпутных и многопутных перегонов по сигналам локомотивных светофоров на период
30
производства ремонтных, строительных и восста-новительных работ допускается отправление по-ездов на неправильный железнодорожный путь по сигналам, установленным для правильного желез-нодорожного пути.
Скорость движения при отправлении на непра-вильный железнодорожный путь на двухпутных (многопутных) участках, оборудованных постоян-но действующей двухсторонней автоблокировкой для движения по неправильному железнодорожно-му пути по показаниям локомотивного светофора, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
17. На железнодорожных станциях, имеющих выходные светофоры, при наличии ответвления, не оборудованного путевой блокировкой, готовность маршрута отправления на ответвление указывается одним лунно-белым огнем выходного светофора; поезда отправляются на ответвление с выдачей ма-шинисту ключа-жезла или бланка ДУ-50 (далее —
31
Путевая записка) при лунно-белом огне и погашен-ном красном огне выходного светофора (рис. 35).
На железнодорожных станциях железнодорож-ных путей необщего пользования, имеющих вы-ходные светофоры, при наличии ответвления, не оборудованного путевой блокировкой для указания готовности маршрута отправления на ответвление, выходные светофоры могут дополняться соответ-ствующими показаниями, значения которых уста-навливаются владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
При наличии на железнодорожных станциях ма-невровой сигнализации, при готовности маршрута отправления на ответвление сигнал один лунно-бе-лый огонь дополняется показанием маршрутного указателя.
На железнодорожных станциях, где отправле-ние поездов производится с железнодорожных пу-
32
тей, не имеющих достаточной длины, когда голова поезда находится за выходным (маршрутным) све-тофором, на его обратной стороне устанавливается повторительная головка, сигнализирующая зеле-ным огнем при открытом выходном (маршрутном) светофоре и свободности впереди двух и более блок-участков (рис. 36).
18. Маршрутными светофорами в зависимости от места их установки подаются сигналы:
1) один зеленый огонь — разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт;
2) один желтый огонь — разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт;
33
3) один желтый мигающий огонь — разрешает-ся проследование светофора с установленной ско-ростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью;
4) два желтых огня, из них верхний мигаю-щий — разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боко-вой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт;
5) два желтых огня — разрешается проследова-ние светофора с уменьшенной скоростью и готов-ностью остановиться на железнодорожной стан-ции; поезд следует на боковой железнодорожный путь; следующий светофор закрыт;
6) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал.
19. Проходными светофорами на участках, обо-рудованных автоблокировкой, подаются сигналы:
1) один зеленый огонь — разрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка (рис. 37);
2) один желтый огонь — разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт (рис. 38);
3) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 39).
20. На участках, оборудованных автоблокиров-кой с трехзначной сигнализацией, на светофоре
34
(входном, маршрутном, выходном или проходном), ограждающем на главном железнодорожном пути блок-участок длиной менее требуемого тормозного пути, устанавливается световой указатель белого цвета в виде двух вертикальных стрел (рис. 38), а на предупредительном к нему светофоре — такой же указатель в виде одной стрелы (рис. 37).
Допускается применение на светофоре (вход-ном, маршрутном), ограждающем на главном же-лезнодорожном пути железнодорожной станции блок-участок длиной менее требуемого тормозно-го пути, сигнала — один зеленый и один желтый огни — разрешается движение с уменьшенной ско-ростью, при введении которого световые указатели не устанавливаются.
35
Световые указатели сохраняют сигнальные зна-чения и в погашенном состоянии.
21. На участках, оборудованных автоблокиров-кой с четырехзначной сигнализацией, проходными, входными, маршрутными по главному железнодо-рожному пути и выходными светофорами подают-ся сигналы:
1) один зеленый огонь — впереди свободны три или более блок-участка;
2) один желтый и один зеленый огни — впереди свободны два блок-участка (рис. 40);
3) один желтый огонь — впереди свободен один блок-участок;
4) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал.
22. На участках, оборудованных автоблокиров-кой с трехзначной или четырехзначной сигнализа-цией, на проходных светофорах, расположенных перед входными светофорами (предвходных), при-меняются, кроме того, сигналы:
1) один желтый мигающий огонь — разреша-ется движение с установленной скоростью; вход-ной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой железнодорожный путь железнодорожной станции (рис. 41);
2) один зеленый мигающий огонь — разрешает-ся движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч; поезд принимается на боковой железнодорожный путь железнодорожной станции (рис. 42). При движении по стрелочным переводам, допускающим следование на боковой железнодорожный путь железнодорожной станции
36 37
со скоростью до 120 км/ч, на предвходном светофо-ре также подается сигнал — один зеленый мигаю-щий огонь.
На мачте предвходного светофора устанавли-вается оповестительная табличка в виде трех на-клонных полос с отражателями на них, которая размещается между нижним краем фонового щита и литерной табличкой (рис. 41, 42).
Аналогичная табличка устанавливается на об-ратной стороне мачты светофора, который является предвходным при следовании по неправильному железнодорожному пути.
23. Проходными светофорами на участках, обо-рудованных полуавтоматической блокировкой, по-даются сигналы:
1) один зеленый огонь — разрешается движение с установленной скоростью; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свобо-ден (рис. 43);
38
2) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 44).
24. На участках с автоблокировкой условно-раз-решающий сигнал проходного светофора, располо-женного на затяжном подъеме, подаваемый знаком в виде буквы «Т» прозрачно-белого цвета с отра-жателями, нанесенным на щите, закрепляемым на опоре светофора (рис. 45), разрешает грузовому поезду проследование светофора с красным огнем со скоростью на железнодорожных путях общего пользования — не более 20 км/ч, а на железнодо-рожных путях необщего пользования — не более 15 км/ч, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препят-ствие для дальнейшего движения.
39
25. Светофорами прикрытия подаются сигналы: 1)один зеленый огонь — разрешается движение
с установленной скоростью (рис. 46);
2) один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 47).
Не допускается совмещение светофоров при-крытия с другими светофорами.
26. Заградительными светофорами подается сигнал: один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 48).
Предупредительными светофорами перед за-градительными подается сигнал один желтый огонь — разрешается движение с готовностью остановиться; основной заградительный светофор закрыт (рис. 49).
40
Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят (рис. 50), и в этом положении светофоры сигналь-ного значения не имеют. В отдельных случаях по решению владельца инфраструктуры или владель-ца железнодорожных путей необщего пользования могут применяться заградительные и предупреди-тельные к ним светофоры с непрерывно горящими сигнальными огнями.
Мачты заградительных светофоров имеют от-личительную окраску — чередующиеся черные и белые наклонные полосы.
Заградительные светофоры могут быть совме-щены с маневровыми светофорами, в том числе карликового типа.
41
27. Предупредительными светофорами перед входными, проходными и светофорами прикрытия на участках, не оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:
1) один зеленый огонь — разрешается движение с установленной скоростью; основной светофор от-крыт (рис. 51);
2) один желтый огонь — разрешается движение с готовностью остановиться; основной светофор закрыт (рис. 52);
3) один желтый мигающий огонь — разреша-ется движение с установленной скоростью; вход-ной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой железнодорожный путь железнодорожной станции.
42
28. Повторительный светофор с одним зеленым огнем указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт (рис. 53).
На железнодорожных путях необщего пользова-ния могут применяться повторительные светофо-ры, подающие сигналы:
1) один лунно-белый огонь — маневровый све-тофор открыт (рис. 54);
2) один желтый огонь — въездной (выездной), технологический светофор открыт (рис. 55).
Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофо-ры сигнального значения не имеют.
Пассажирские поезда, имеющие остановку на железнодорожной станции с такими светофорами, могут быть приведены в движение только при на-личии зеленого огня на повторительном светофоре. Порядок проезда неисправного повторительного
43
светофора (или выходного) светофора устанавли-вается Инструкцией по движению поездов и манев-ровой работе на железнодорожном транспорте Рос-сийской Федерации в соответствии с приложением N 8 к настоящим Правилам.
29. На участках, оборудованных автоблокиров-кой и автоматической локомотивной сигнализацией, локомотивными светофорами подаются сигналы:
1) зеленый огонь — разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается по-езд, горит зеленый огонь (рис. 56);
4) красный огонь — загорается в случае проезда путевого светофора с красным огнем (рис. 59).
Белый огонь на локомотивном светофоре (рис. 60) указывает, что локомотивные устройства включены, но показания путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются и маши-нист должен руководствоваться только показания-ми путевых светофоров.
Локомотивный светофор также сигнализирует:
Рис. 56
2) желтый огонь — разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается по-езд, горит один или два желтых огня (рис. 57);
3) желтый огонь с красным — разрешается дви-жение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь (рис. 58);
44 45
1) зеленым огнем — о приближении поезда к путевому светофору с одним желтым мигающим огнем, с одним зеленым мигающим огнем или с одним желтым и одним зеленым огнями и други-ми сигнальными показаниями, при которых допу-скается проследование светофора с установленной скоростью;
2) желтым огнем — о приближении поезда к путевому светофору с одним желтым и одним зе-леным огнями, ограждающему блок-участок, на котором не обеспечивается требуемая длина тор-мозного пути, с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а также с другими сигнальны-ми показаниями, при которых требуется проследо-вание светофора с уменьшенной скоростью.
30. На участках, где автоматическая локомотив-ная сигнализация применяется как самостоятель-ное средство сигнализации и связи при движении поездов, локомотивными светофорами подаются сигналы:
1) зеленый огонь — разрешается движение с установленной скоростью, впереди свободны два или более блок-участка;
2) желтый огонь — разрешается движение с уменьшенной скоростью, впереди свободен один блок-участок;
3) желтый огонь с красным — разрешается дви-жение с готовностью остановиться; следующий блок-участок занят.
46
В случае вступления поезда на занятый блок-участок на локомотивном светофоре загорается красный огонь.
Белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, сигналы с железнодорожно-го пути на локомотив не передаются.
При подходе к путевым светофорам локомотив-ные светофоры подают сигналы, указанные в пун-кте 31 настоящего приложения.
На участках, оборудованных автоблокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигна-лизации и связи при движении поездов, могут при-меняться устройства многозначной автоматической локомотивной сигнализации (рис. 61). Порядок их применения устанавливается владельцем инфра-структуры или владельцем железнодорожных пу-тей необщего пользования.
Рис. 61
47
31. На железнодорожных путях необщего поль-зования въездными (выездными) светофорами по-даются сигналы:
1) один желтый огонь — разрешается въезд в производственное помещение (или выезд из него) (рис. 62);
2) красный огонь — стой! Въезд в производ-ственное помещение (или выезд из него) запрещен (рис. 63).
Технологическими светофорами подаются сиг-налы:
1) один желтый огонь — разрешается подача вагонов к объекту, расположенному на железнодо-рожных путях необщего пользования, с готовно-стью остановиться (рис. 64);
2) красный огонь — стой (рис. 65);
3) один лунно-белый огонь, установленный на обратной стороне светофора — убрать вагоны с объекта, расположенного на железнодорожном пути необщего пользования (рис. 66).
48
На железнодорожном пути необщего пользова-ния допускается применение сигнала: один лунно-белый огонь, горящий одновременно с красным ог-нем — убрать вагоны с объекта.
Показания въездных (выездных) и технологи-ческих светофоров дополняются звуковыми и све-товыми сигналами, порядок подачи и управления которыми устанавливается владельцем железнодо-рожных путей необщего пользования.
32. Недействующие светофоры должны быть закрещены двумя планками, а сигнальные огни на них погашены (рис. 67).
49
Порядок временного включения огней недей-ствующих светофоров для их проверки устанавли-ваетсявладельцеминфраструктурыиливладельцем железнодорожных путей необщего пользования.