58. В тех случаях, когда необходимо указать железнодорожный путь приема или направление следования поезда или маневрового состава, при-меняются маршрутные световые указатели направ-ления белого цвета (цифровые, буквенные или по-ложения), помещаемые на мачтах светофоров или на отдельной мачте (рис. 123).
Для указания номера железнодорожного пути, с которого разрешено движение поезду, на группо-вых выходных и маршрутных светофорах устанав-ливаются маршрутные световые указатели зелено-го цвета (рис. 124).
93
Рис. 125 Рис. 126
Рис. 123 Рис. 124
Эти указатели могут использоваться и для ука-зания номера железнодорожного пути, с которого разрешено движение маневрового состава при на-личии на выходном или маршрутном светофоре лунно-белого огня.
59. Освещаемые стрелочные указатели одиноч-ных стрелок в обе стороны показывают:
1) стрелка установлена по прямому железнодо-рожному пути — днем белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью — молочно-белый огонь (рис. 125);
|
|
2) стрелка установлена на боковой железнодо-рожный путь — днем широкая сторона указателя; ночью — желтый огонь (рис. 126).
94
60. Положение перекрестных стрелок обознача-ется двумя обычными стрелочными указателями, которые показывают, что стрелки установлены:
1) по прямому железнодорожному пути — днем на обоих указателях белые прямоугольники узкой стороны указателей; ночью — молочно-белые огни (рис. 127);
2) с пересечением прямого железнодорожного пути — днем на обоих указателях широкие сторо-ны указателей; ночью — желтые огни (рис. 128);
3) с прямого на боковой железнодорожный путь — днем на ближнем указателе видна широ-кая сторона указателя; ночью — желтый огонь, а на дальнем — днем виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью — молочно-белый огонь (рис. 129);
4) с бокового на прямой железнодорожный путь — днем на ближнем указателе виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью —
95
молочно-белый огонь, а на дальнем — днем вид-на широкая сторона указателя; ночью — желтый огонь (рис. 130).
Рис. 127
Рис. 128
На железнодорожных путях необщего пользова-ния положение стрелок, управляемых с локомоти-ва, определяется стрелочными указателями, кото-рые показывают:
1) стрелка установлена для движения по прямо-му железнодорожному пути — днем и ночью мо-лочно-белый огонь (рис. 125);
2) стрелка установлена на боковой железно-дорожный путь — днем и ночью желтый огонь (рис. 126).
61. Неосвещаемые стрелочные указатели пока-зывают:
1) стрелка установлена по прямому железно-дорожному пути — стреловидный указатель на-правлен ребром вдоль железнодорожного пути (рис. 131);
|
|
Рис. 129
Рис. 130
96
Рис. 131
2) стрелка установлена на боковой железнодо-рожный путь — стреловидный указатель направ-лен в сторону бокового железнодорожного пути (рис. 132).
97
Места установки устройств сбрасывания (сбра-сывающих башмаков, сбрасывающих остряков или сбрасывающих стрелок) оборудуются указателями в тех случаях, когда эти устройства не включены в централизацию и не имеют контроля заграждаю-щего положения.
Рис. 132
62. Указатели устройств сбрасывания и путевого заграждения показывают:
1) железнодорожный путь загражден — днем виден белый круг с горизонтальной черной поло-сой; ночью — молочно-белый огонь с той же чер-ной полосой (рис. 133);
2) заграждение с железнодорожного пути сня-то — днем виден белый круг или прямоугольник с вертикальной черной полосой; ночью — молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 134).
Рис. 133 Рис. 134
98
Рис. 135
Указатели путевого заграждения на упорах устанавливаются на правом конце бруса и дают сигнальное показание только в сторону железнодо-рожного пути (рис. 135). Эти указатели могут быть освещаемые и неосвещаемые, что определяется техническо-распорядительным актом железнодо-рожной станции.
В качестве сигнальных приборов путевого за-граждения разрешается использовать типовые стрелочные фонари.
99
63. Указатель гидравлической колонки — фо-нарь — показывает ночью красный огонь в обе стороны, если поворачивающаяся часть колонки установлена поперек железнодорожного пути; днем видна сама поворачивающаяся часть колонки, окра-шеннаявкрасныйцвет, — сигнал «Стой!» (рис. 136).
Рис. 137
Рис. 136
Если поворачивающаяся часть колонки установ-лена вдоль железнодорожного пути, ночью виден в обе стороны прозрачно-белый огонь.
64. На участках железнодорожных путей, где установлены средства автоматического контро-ля технического состояния железнодорожного подвижного состава на ходу поезда применяют-ся сигнальные световые указатели, помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 137) или речевые информаторы.
Нормально сигнальные указатели не освещают-ся и сигнального значения не имеют.
100
При появлении на сигнальном указателе светя-щихся полос прозрачно-белого цвета, сигнализи-рующих о наличии неисправных вагонов в составе поезда, или получении соответствующего сообще-ния речевого информатора, а также при получении по радиосвязи от дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного) указания о воз-можности следования поезда на железнодорожную станцию или о необходимости немедленной его остановки на перегоне, машинист обязан:
1) принять меры к плавному снижению скоро-сти до 20 км/ч и следовать с особой бдительно-стью, наблюдая за составом, на железнодорожный путь приема железнодорожный станции с останов-кой независимо от показаний выходного сигнала;
2) остановитьпоездслужебнымторможениемна перегоне, сообщить об этом машинистам поездов, находящихся на перегоне, осмотреть неисправные вагоны и доложить дежурному по железнодорож-
101
ной станции (диспетчеру поездному) о возмож-ности следования с поездом на железнодорожную станцию или затребования к составу осмотрщиков вагонов.
Дежурный по железнодорожной станции (дис-петчер поездной) при этом принимает дополни-тельные меры, обеспечивающие безопасный про-пуск поездов: информирует машинистов поездов, следующих по смежным железнодорожным путям и при необходимости задерживает отправление по-ездов с железнодорожной станции.
|
|
65. На участках железнодорожных путей обще-го пользования, где применяется автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи с фиксированными блок-участками, на границах таких блок-участков устанавливаются указатели границы блок-участков со светоотражателями и цифровыми литерны-ми табличками для обоих направлений движения (рис. 138).
Рис. 138
102
На участках железнодорожных путей общего пользования, оборудованных автоматической бло-кировкой, где движение поездов по неправильному железнодорожному пути осуществляется по по-казаниям автоматической локомотивной сигнали-зации, границей блок-участков являются проход-ные светофоры, установленные для движения по правильному железнодорожному пути. На таких светофорах с обратной стороны устанавливаются дополнительные литерные знаки, соответствую-щие знакам, установленным на светофоре для дви-жения по правильному железнодорожному пути (рис. 139).
На светофоре, являющимся предвходным, уста-навливается литерный знак и оповестительная та-бличка в виде трех наклонных полос с отражателя-ми белого цвета.
Рис. 139
103
66. На электрифицированных участках посто-янного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токо-приемниками, применяются сигнальные световые указатели «Опустить токоприемник», помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 140).
фте-, газо-, продуктопроводами непосредственно на опорах контактной сети или отдельных столбах и указывают на необходимость следования к месту пересечения с повышенным вниманием (бдитель-ностью).
Рис. 141 Рис. 142
Рис. 140
При появлении на сигнальном указателе мига-ющей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к про-следованию ограждаемого воздушного промежут-ка с опущенными токоприемниками.
|
|
Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.
67. Постоянные сигнальные знаки «Газ» и «Нефть» (рис. 141, 142) устанавливаются в ме-стах пересечения железнодорожных путей с не-
104
Постоянные сигнальные знаки «Начало кар-стоопасного участка» и «Конец карстоопасного участка» (рис. 143, 144) устанавливаются в местах прохождения железнодорожных путей в закарсто-ванных зонах непосредственно на опорах контакт-ной сети или отдельных столбах и указывают на проследование огражденного участка с повышен-ным вниманием (бдительностью).
Рис. 143 Рис. 144
105
68. Постоянные сигнальные знаки «Начало торможения» (рис. 145) и «Конец торможения» (рис. 146) указывают машинисту локомотива места проверки действия автотормозов в пути следования. Порядок расстановки таких сигнальных знаков утверждается владельцем инфраструктуры, вла-дельцем железнодорожных путей необщего поль-
зования.
Постоянный сигнальный знак «Поднять токо-приемник» с отражателями на нем устанавлива-ется за воздушным промежутком в направлении движения (рис. 148).Схема установки сигнальных указателей «Опустить токоприемник» и постоян-ных сигнальных знаков «Поднять токоприемник» и «Внимание! Токораздел» на железнодорожных пу-тях общего пользования приведена на рис. 149, а на железнодорожных путях необщего пользования — на рис. 150. Размещение их не должно ухудшать ви-димость и восприятие постоянных сигналов.
Рис. 145 Рис. 146
69. В случае применения сигнальных указателей «Опустить токоприемник» перед ним устанавлива-ется постоянный сигнальный знак с отражателями «Внимание! Токораздел» (рис. 147).
Рис. 149
Рис. 150
Рис. 147 Рис. 148
106
При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоян-
107
ного знака «Поднять токоприемник» должно быть не менее 250 м.
70. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличи-тельный знак — чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, до-полнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 151).
Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 152). На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях кон-тактной сети над осью железнодорожного пути. Остановка электроподвижного состава с подняты-ми токоприемниками между этими опорами (знака-ми) запрещается.
указатели и знаки. Порядок их применения уста-навливается владельцем инфраструктуры.
71. Предельные столбики указывают место, далее которого на железнодорожном пути нель-зя устанавливать железнодорожный подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения (рис. 153, 154). Предельные столбики у главных и приемо-отправочных желез-нодорожных путей должны иметь отличительную окраску (рис. 154).
Рис. 153 Рис. 154
Рис. 151 Рис. 152
На железнодорожных станциях стыкования раз-ного рода электрической тяги для безостановоч-ного пропуска поездов применяются сигнальные
108
72. Знак «Граница станции» (рис. 155) указывает границу железнодорожной станции на двухпутных и многопутных участках. Надпись на знаке должна быть с обеих сторон.
73. Постоянные сигнальные знаки «Начало опасного места» (рис. 156) и «Конец опасного ме-ста» (рис. 157) с отражателями на них указывают границы участка, требующего проследования его поездами с уменьшенной скоростью. Сигнальный
109
знак «Конец опасного места» помещается на обрат-ной стороне знака «Начало опасного места».
75. Предупредительные сигнальные знаки с от-ражателями устанавливаются на электрифициро-ванных участках:
1) «Отключить ток» (рис. 160) — перед ней-тральной вставкой;
Рис. 155 Рис. 156 Рис. 157
74. Предупредительные сигнальные знаки:
1) знак «С» — подача свистка — устанавливает-ся перед тоннелями, мостами, железнодорожными переездами и т.п. (рис. 158);
2) «Остановка локомотива» — устанавливается в местах, определяемых владельцем инфраструкту-ры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования (рис. 159).
Рис. 160
2) «Включить ток на электровозе» (рис. 161), «Включить ток на электропоезде» (рис. 162) — за нейтральной вставкой.
Рис. 161 Рис. 162
Рис. 158 Рис. 159
110
Схема установки этих знаков приведена на рис. 163, 164.
111
Рис. 163 (на железнодорожных путях общего пользования
Рис. 164 (на железнодорожных путях необщего пользования
Сигнальный знак «Конец контактной подвески» (рис. 165) устанавливается на контактной сети в местах, где оканчивается рабочая зона контактного провода.
Рис. 165
112
На железнодорожных путях необщего пользова-ния в местах, устанавливаемых владельцем желез-нодорожных путей необщего пользования, приме-няются предупредительные сигнальные знаки:
1) «Переход на боковую контактную сеть» — рис. 166;
2) «Переход на центральную контактную сеть» — рис. 167.
Рис. 166 Рис. 167
76. Предупредительныйсигнальныйзнак «Оста-новка первого вагона» (рис. 168) устанавливается на пассажирских платформах, где обращаются мо-торвагонные поезда.
Рис. 168
113
77. В местах, не допускающих проследования электроподвижного состава с поднятыми токопри-емниками (при неисправности контактной сети, производстве плановых ремонтных и строитель-ных работ, когда при следовании поездов необхо-димо опускать токоприемники), устанавливаются временные сигнальные знаки с отражателями, ко-торые показывают:
1) «Подготовиться к опусканию токоприемни-ка» (рис. 169);
2) «Опустить токоприемник» (рис. 170); 3) «Поднять токоприемник» (рис. 171).
Рис. 169 Рис. 170 Рис. 171
Схема установки этих знаков на железнодорож-ных путях общего пользования указана на рис. 172, а на железнодорожных путях необщего пользова-ния — на рис. 173.
114
Рис. 172
Рис. 173
Если на двухпутном участке ведутся плано-вые ремонтные путевые и строительные работы с пропуском поездов по одному из железнодорож-ных путей и укладкой временных съездов, не обо-рудованных контактной сетью, сигнальный знак «Опустить токоприемник» устанавливается на рас-стоянии не менее 100 м от ограждаемого участка. Остальные сигнальные знаки устанавливаются по указанной на рис. 172 схеме.
В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токопри-емниками, работник дистанции электроснабжения, обнаруживший эту неисправность, обязан отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающегося поезда ручной сиг-нал «Опустить токоприемник» (рис. 174):
115
днем — повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при подня-той вертикально левой руке;
ночью — повторными вертикальными и гори-зонтальными движениями фонаря с прозрачно-бе-лым огнем.
Рис. 175 Рис. 176 Рис. 177
Рис. 174
Машинист обязан: подать оповестительный сиг-нал, при обесточенной электрической цепи опу-стить токоприемники и с особой бдительностью проследовать место повреждения, убедившись в исправности контактной сети, поднять токоприем-ники и продолжить движение.
78. На участках, где работают снегоочистители, устанавливаются временные сигнальные знаки:
1) «Поднять нож, закрыть крылья» — перед пре-пятствием (рис. 175);
116
2) «Опустить нож, открыть крылья» — после препятствия (рис. 176).
На участках, где работают скоростные снегоо-чистители, перед знаками «Поднять нож, закрыть крылья» устанавливаются, кроме того, временные сигнальные знаки «Подготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев» (рис. 177).
Схемы установки знаков на участках, где ра-ботают снегоочистители, приведены на рис. 178, а где работают скоростные снегоочистители — на рис. 179.
При двух близко расположенных препятствиях, когда между ними работа снегоочистителя невоз-можна, на шесте помещаются два знака один под другим (рис. 180).
117
Рис. 178
Рис. 179
На участках железнодорожных путей обще-го пользования, где применяются счетчики осей и устройства контроля схода железнодорожного под-вижного состава, для обозначения места их уста-новки должны размещаться временные сигнальные знаки с соответствии с порядком, устанавливаемым владельцем инфраструктуры.
79. Отражатели, устанавливаемые на сигналь-ных знаках, должны изготовляться из прозрачно-белого стекла, а на отдельных сигнальных знаках в соответствии с техническими требованиями могут применяться отражатели из светоотражающего ма-териала белого цвета.
Сигнальные знаки могут быть световыми или освещаемыми.