Парадигмальная история науки. Проблема преемственности в развитии научного знания

Историческая динамика развивающегося знания получила разработку в фундаментальной работе Т. Куна «Структура научных революций». История науки представлена в работе Т. Куна как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. В рамках такой модели решаются «задачи-головоломки»; господство такой модели есть период «нормальной науки». Этот период заканчивается, если парадигма взрывается под влиянием противоречий между теориями и фактами («аномалий»), назревших в ее рамках. Наступает кризис или «революционный переход», когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство; они должны хотя бы частично разрешить противоречия и дать истолкование аномалий. Когда одна из них побеждает, начинается новый «нормальный» период в развитии науки. Переход к новой парадигме позволяет фиксировать изменение научного знания, преодолевать кризис и перестраивать фундаментальные теоретические представления. Т. Кун выступает против абсолютных и неизменных критериев научности у логических позитивистов и настаивает на их исторической относительности. По Куну, развитие науки происходит скачками представляет собой процесс поочередной смены двух периодов — «нормальной науки» и «научных революций». Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, то есть открывает простор для исследователей. Парадигма —начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

Циклы развития науки (по Т. Куну): 1) Нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории. 2) Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ. 3) Научная революция — формирование новой парадигмы.

Научная революция — эпистемологическая смена парадигмы. Согласно Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций, — это, прежде всего, конфликт разных систем ценностей, разных способов решения задач-головоломок, разных способов измерения и наблюдения явлений, разных практик, а не только разных картин мира. Для любых парадигм можно найти аномалии, которые отметаются в виде допустимой ошибки либо же просто игнорируются и замалчиваются. Кун считает, что аномалии скорее имеют различный уровень значимости для учёных в отдельно взятое время. Когда накапливается достаточно данных о значимых аномалиях, противореча щих текущей парадигме, согласно теории научных революций, научная дисциплина переживает кризис. В течение этого кризиса испытываются новые идеи, которые, возможно, до этого не принимались во внимание или даже были отметены. В конце концов, формируется новая парадигма, которая приобретает собственных сторонников, и начинается интеллектуальная «битва» между сторонниками новой парадигмы и сторонниками старой. Когда научная дисциплина меняет одну парадигму на другую, по терминологии Куна, это называется «научной революцией» или «сдвигом парадигмы».

Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом: 1) Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки; 2) Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;3)Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.

Преемственность в развититии научных знаний выражает неразрывностьвсего познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором. -- смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними. На каждом этапе своего развития наука использует факти­ческий материал, методы исследования, теории, гипотезы, законы, научные понятия предшествующих эпох и по своему содержанию является их продолжением. Новации выраста­ют из традиций, находятся в них в зародыше; все положитель­ное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остает­ся в новациях. Новация (в самом широком смысле) — это все то, что воз­никло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций — научные открытия, фундаментальные, «сумасшед­шие» идеи и концепции — квантовая механика, теория отно­сительности, синергетика и т. п. Традиции в науке — знания, накопленные предшествующи­ми поколениями ученых, передающиеся последующим поко­лениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообще­ствах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах. Множественность традиций дает воз­можность выбора новым поколениям исследователей тех или иных из них. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их даль­нейшем развитии последующими поколениями ученых в но­вых условиях. Преемственность научного познания не есть однообраз­ный, монотонный процесс. Обычно она выступает как един­ство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных (скачки, научные революции) изменений. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменя­ют друг друга как своеобразные этапы данного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: