Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснований

Науч иссл-е – вид познавательной деят-ти, представляющий собой процесс выработки новых науч знаний в соотв-вии с характером предмета иссл-я, его целей, задач, проблемы. По отношению к науч познанию науч. иссл-е – особый процесс, специфику которому придает четкая конкретизированность предмета, проблемы, целей, задач и методов.

Элемент науч. иссл-я - его рез-т – знание, представляющее собой решение проблемы, обеспечивающее достижение поставленной цели и задач иссл-я. Он фиксируется в форме новых науч фактов, понятий, категорий, науч картины исследуемой реальности. Рез-т иссл-я должен соотноситься с характером решаемой проблемы, целями и задачами иссл-я. прямой ответ на содержащиеся в проблеме вопросы. Рез-т должен быть изложен в тех понятиях и выражениях, посредством кот ставились вопросы, а также посредством понятий и выражений, чья связь с исходными может быть установлена в процессе обоснования рез-тов.

Обоснование (О) – мыслительный процесс, основанный на использовании определенных знаний, норм и установок с целью регламентации практической и познавательной деятельности. О – важнейший компонент науч знания. Наряду с такими характеристиками науч знания, как его истинность, системность, обоснованность явл признаком, специфицирующим науч знание и отличающим его от донауч и вненауч знания. О явл логическим каркасом науч аргументации. В зависимости от специфики изучаемой предметной области в процессе науч аргументации используются различные виды О.: доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, определение, оправдание и др. Различные виды О. имеют общую логическую структуру: тезис (положения, кот требуется обосновать), аргументы (основания для подтверждения тезиса), способ связи между ними. Различие между видами О. заключается в содержательном наполнении этой структуры. Объектом науч О. явл элемент системы теоретич знания, оцениваемый с т.зр. его применимости в данной системе, выполнения им функций, определяемых характером системы. В процессе науч О. осуществляется перенос свойств от принятых в науке положений, на еще не принятые. В логических и математических моделях знания широко используется доказательство (логический процесс, направленный на обоснование истинности определенного положения с помощью других положений, истинность которых установлена ранее). Естественнонаучное использует интерпретацию, подтверждение и т.д. Интерпретацияпредписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу. Выделяют теоретическую как установление связи между новыми данными наблюдений и экспериментов с существующими теоретическими конструктами, и концептуальную как установление соответствия содержания теоретических конструктов представлениям науч картины исследуемой реальности. Подтверждение: непосредственное –О. приращенного знания путем прямого наблюдения объектов (процессов, явлений: некоторые типы микрочастиц, все открытые космические объекты и биологические виды, экономические и социальные процессы); опосредованное – путем установления его связей с совокупностью знаний, истинность которых была установлена ранее независимо от содержания аргументируемого знания. Обычно такого рода аргументация осуществляется путем выведения следствий из тезиса и их подтверждения. Важное значение имеет характер следствий (неожиданность, оригинальность, способность к обобщению). Опровержение – устанавливается ложность тезиса, средств его обоснования. Аргументация: эмпирическая (включает ссылку на данные наблюдений и экспериментов, напр., о наличии нового биологического вида), теоретическая (О. приращенного знания путем установления его связи с элементами знаний теоретического уровня без непосредственного обращения к данным наблюдений и экспериментов). Объяснение –вид науч аргументации, ориентированный на выяснение сущности исследуемого объекта (явления, процесса). Виды: причинное – событие объясняется путем обращения к другому событию и причинно-следственному закону, согласно которому др события определенного типа с необходимостью вызывают данное событие; подведение под более общий закон – подведение определенного закона под другой закон, по отношению к которому первый закон является частным; соотнесение с теорией – соотнесение его с целостной совокупностью законов теории; функциональное объяснение состоит в характеристике следствий, которые породил объясняемый феномен (функциями называют следствия, способствующие его сохранению и стабильности, дисфункциями – следствия, способствующие его разрушению или понижающие уровень стабильности); структурное –характеристика строения целостного объекта и определение в нем места объясняемого феномена; субстратное – указание на субстрат (материал) с целью объяснить определенное свойство объекта.В общественных науках выделяют: рациональное объяснение – состоит в выявлении мотивов, которыми руководствовался действующий субъект, и утверждении, что в свете этих мотивов его действия были разумными; интенционалъно-телеологическое объяснение – состоит в указании на направленность действий на цель, которую преследует субъект, совершающий действия.

В доказательствах, опровержениях, подтверждениях под сомнением оказывается истинность тезиса, в оправдании – не только истинность, но и ценностные, нормативные характеристики тезиса. Аргументы в доказательстве, опровержении, подтверждении должны быть истинными суждениями; в объяснении и оправдании могут быть гипотетические положения.

Процессы аргументации приращенного знания не всегда четко отдалены от творческих процессов (переформулировки проблем, выдвижения гипотез). В методологической литературе в свое время активно использовали понятия «контекст открытия» и «контекст обоснования» (впервые было зафиксировано представителем неопозитивизма Рейхенбахом, «Опыт и предсказание»). Была выработана «стандартная модель». Согласно ей логико-методологическому анализу подлежало лишь добытое знание, а механизмы его приращения выносились в сферу психических процессов, анализ которых средствами философско-методологической рефлексии считался заведомо безрезультатным. Сегодня процесс творческого поиска неизбежно включает в себя процессы О., которые закрепляют промежуточные результаты,обеспечивают содержательную связь приращенного знания с исходным. Процессуальные элементы науч иссл-я часто называют его стадиями, этапами, выделяя в рамках этапов фазы, как детализирующие процессуальные элементы. В й связи следует отметить: 1. отсутствие в м плане устоявшейся четкой терминологической традиции; 2. определенную близость детализирующих представлений о процессуальной структуре научного исследования понятиям и принципам методики научной работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: