Методологический инструментарий современной науки

Методология науки, в традиц понимании, — это уче ние о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки. Специфика развития. Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли П латон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Кант, Гегель. В то же время в работах этих авторов методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, с овпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов. Данные исследования имели более отвлеченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до сер. XVIII — н. XIX какой-либо существенной практической роли в социальной жизни.Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением технологической сферы и промышленного производства на передний план обретают реальный смысл теоретические исследования в области методологии науки.

Метод – это система принципов преобразующей, практической или познавательной,теоретической деятельности. Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала.В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность. Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический. Для эмпирического уровня основными методами выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.   Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности, генерируется новое знание. К ним относятся: 1) философские методы, задающие самые общие регулятивы исследования (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический и многие другие); 2) общенаучные подходы и методы научного познания, использование которых характерно для целого ряда отраслей научного знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, эксперимент, описание и т.д.); 3) частнонаучные методы, применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин (количественный анализ в химии, спектральный анализ в физике и т.д). 4) Общелогические методы исследования: обобщение, абстрагирование, моделирование и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез.

Сравнение и сравнительно-исторический метод. Еще древние мыслителиутверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение –установление различие и сходство предметов. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющиеего части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов. Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленноевыделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи сдругими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение– мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот. Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либопризнаки на основание их сходство других признаках. Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либоаналогом. Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.   Наблюдение — это в общем и целом целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, а в частности в науке — восприятие информации на приборах, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента) Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: