Наука в системе современного общества. Социальные аспекты развития современной науки

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. 3 основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов: деятельность - её основа, знание - системообразующий фактор, социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. концепция, наука как знание, рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку Аристотель, Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным. Здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой. Если науку рассматривать только как систему знаний, тогда она однообразна и ограниченна. Что привело к необходимости разработки другой концепции науки, наука как деятельность. Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Позже науку стали рассматривать как социальный (соц) институт - соц способ организации совместной деятельности ученых, кот являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как соц института - производство и распространение науч знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих соц функций. В период становления науки как соц института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для го интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления.Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. проявляется когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ соц экономического развития. ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук. Институциональный ст атус, который наука обрела в обществе в 17 в., был органически сопряжен с наличием в ней достаточно стройной системы организации, не существовавшей ранее. До эпохи Нового времени в науке работали ученые-одиночки, которые вели интенсивную переписку, но еще не представляли собой научного сообщества. В 17 в. были созданы Лондонское королевское общество (Британская академия наук) и Парижская естественнонаучная академия (Французская академия наук), в 18-19 вв. - академии наук в Германии, России и др. странах Европы. В 19 в. организационная структура науки была дополнена исследо вательскими лабораториями при крупных университетах, на основе которых создавались НИИ профильного характера. В 20 в. научно-исследовательские институты создавались также по инициативе практиков - при крупных министерствах и ведомствах для научного обслуживания управляемой ими сферы деятельности. В итоге сфера научной деятельности обрела разветвленную структуру. она включает три главных сектора: академический, вузовский и отраслевой. Академическая наука организована преимущественно в виде системы НИИ, объединенных в национальные и отраслевые (медицинские, технические, аграрные и др.) академии наук. Их деятельность направляется и контролируется президиумами академий и бюро профильных отделений (отделение объединяет несколько исследовательских институтов, работающих в смежных областях науки). В структуре самих научно-исследовательских институтов выделяется ряд научных подразделений: отделы, секторы, лаборатории и т.д., работающие по смежной тематике в рамках научного направления института. Вузовская в организационном плане представлена НИИ (в крупных вузах), лабораториями, деятельность которых направляется и контролируется ректоратами вузов. Структуру отраслевой науки составляют преимущественно НИИ, исследовательский профиль которых определяется спецификой отрасли хозяйства (здравоохранение, культура), для обслуживания которой они создаются.

Академический, вузовский и отраслевой секторы науки различаются формой организации на исполнительном уровне, характером и направленностью научной тематики. В тематике академических институтов доминируют фундаментальные иссл-я, тематика вузовской и особенно отраслевой науки наиболее широко представлена прикладными исследованиями.

В настоящее время используются нетрадиционные формы организации научной деятельности (профильные научные центры, фонды и др.), зачастую объединяющие представителей всех секторов науки. Проблема структурной оптимизации национального научного сообщества тесно связана с необходимостью культивировать научные школы (сохранять и поддерживать высокий уровень их продуктивности). Научная школа - сообщество исследователей в определенной дисциплине или области науки, работа которых отмечена фундаментальными научными результатами, оригинальной методологией и исследовательскими традициями, заложенными крупным ученым или группой видных специалистов (копенгагенская школа физиков, основанная Бором; московская школа дифференциальной геометрии, основанная Петерсоном ). Для обеспечения продуктивной работы научной школы требуются усилия по воспроизводству ее участников, оправданная структура исследовательских коллективов, интенсивная научная коммуникация.

Наука как соц институт функционирует, поддерживая постоянные контакты с властными идеологическими структурами, системой образования и сферой производства, в рамках кот. она сталкивается с проблемами финансирования науч иссл-ний, обеспечения соц льгот и гарантий представителям научной элиты, поддержания соц статуса занятых в сфере науки, регулирования их численности, выбора и поддержки приоритетных исследовательских направлений. Такого рода проблемы решаются в русле проводимой государством научно-технической политики, кот. в идеале должна выполнять соц заказ на науку, технику и технологии. Формирование соц заказа осуществляется под влиянием внутренних факторов (позиции государства и др соц институтов, представляющих интересы национального сообщества), внешних (динамики глобальных и региональных процессов в геополитической, социально-экономической, оборонной, научно-технической и др сферах).

Социальный заказ на науку, технику и технологии - выражение социальной необходимости в наличии такой науки и техносферы, функционирование которых, расширяя диапазон контактов их элементов со сферой культуры, гарантирует сохранение качества окружающей среды и генофонда социума, обеспечивает его безопасность, устойчивое социально-экономическое развитие и духовный рост. Наука способна выполнять социальный заказ, если ее развитие отмечено масштабностью содержания и форм социального проявления по всем аспектам (как системы знания, специфической деятельности, социального института, производительной силы, формы общественного сознания).Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: