Проблема социального статуса ученого. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции в современной культуре

интеллектуал - социальный субъект, являющийся носителем определенной "универсальной" культуры, благодаря знанию, образованию, воспитанию и статусу, постоянно включенный в процесс абстрагирования по поводу истины и морали. И., в силу сложившихся представлений о его роли в жизни общества, традиционно понимается как Persona Grata, владеющая знанием, компетенцией, эталонами моральных и поведенческих норм, доминируемая или доминирующая, но способствующая своим существованием прогрессивному развитию социума. Понятие "И." зарезервировано в обществе для тех творцов-мыслителей, которые принимают на себя ответственность власти в политическом и культурном истеблишменте и тем самым определяют нормы и ценности для остальной части общества. Понятие " И. " впервые получило свое широкое распространение во Франции в 1898 по случаю манифестации ряда писателей, литераторов, профессоров в знак протеста против действий правительства в деле Дрейфуса, подписавших ультиматум, опубликованный под названием "Манифест интеллектуалов". В дальнейшем, в ходе научного осмысления этого феномена, в качестве И. стали рассматривать высокопрофессиональных ученых, выдающихся писателей, академиков, артистов - словом тех, кто, как предполагается, представляет совесть нации в свете решения основных социально-экономических, политических и культурных вопросов.

Структура и динамика научного сообщества как социальной группы, участники которой профессионально занимаются исследовательской работой, в настоящее время детерминирована рядом факторов, часть из которых признаны явлениями, присущими сугубо неклассической и постнеклассической науке. Благодаря растущей технологической направленности научных исследований (научное знание все более масштабно представлено сведениями, выражающими регулятивы социально-политических, социально-экономических, управленческих, природоохранительных, образовательных и иных технологий) в его составе значительно расширилась прослойка нового типа, тесно взаимодействующая с представителями элитных структур в названных областях.

Понятие элиты в обществе связано с представлением о социальной группе, члены которой наиболее компетентны в определенной сфере деятельности (экономической, финансовой, научной, технической, военной, культурной и др.) и наделены особыми правами и возможностями (привилегиями). Выделяют хозяйственную, финансовую, научную, техническую, военную, художественную и другие элиты. В современной научной элите все более значимые позиции занимают не просто самые компетентные в своей области исследований ученые, а деятели науки, управляющие научным сообществом, координирующие развитие науки соответственно запросам т ех сфер человеческой деятельности, где научные знания имеют прикладное значение. Эта небольшая прослойка научного сообщества ассоциируется с представлением о внутринаучной бюрократии, в которую входят руководители и сотрудники НИИ и вышестоящих профильных руководящих и координирующих структур..Преимущественно эти люди представляют научное сообщество в различного рода организациях (внутринаучных — «Ученые за мир»; масштабно-социальных —движения «зеленых», превратившегося в настоящее время во влиятельную политическую силу), обеспечивая достижение взаимопонимания между научным сообществом, властными структурами и широким социумом. важно для утверждения статуса науки в обществе; определения направленности научно-технической политики и перспектив развития инновационного комплекса в различных областях жизнедеятельности на основе научного знания; выработки в обществе понимания специфики научной деятельности и возможностей науки, готовности принимать рационально обоснованные решения относительно перспектив ее развития (в частности, относительно масштабов и темпов развития инновационного комплекса). Основную часть научного сообщества составляют научные сотрудники различных рангов в академическом и отраслевом секторах науки, сотрудники вузовских НИИ и лабораторий, преподаватели, ведущие научную работу. Участниками научного сообщества являются и участвующие в проводимых научных исследованиях магистранты, аспиранты, соискатели и докторанты, а также научно-вспомогательный персонал.

Структура научного сообщества регламентируется документами, отражающими государственную научно-техническую политику, и штатным расписанием научных учреждений. Однако эти регулятивы определяют лишь наиболее общие структурные параметры научного сообщества. На практике «должная» структура научного сообщества постоянно претерпевает заметные и ощутимые для его эффективной работы трансформации (как позитивные, так и негативные). В настоящее время в странах Европы и государствах постсоветского пространства наблюдается рост прослойки представителей старшего поколения («тех, кто учит») и младшего («тех, кто учатся»). Люди в наиболее продуктивном возрасте (28—43 года) выбывают из национальных научных сообществ, становясь частью массовой миграции в научные центры стран, где создаются более адекватные условия для творческого роста и продуктивной работы. Явление, называемое «утечкой мозгов», чаще всего негативно оценивается властными структурами и обществом в целом, поскольку вместе с конкретными исследователями «вывозятся» оригинальные научные проекты и перспективные направления. Но миграция с целью пройти стажировку или поработать в других исследовательских центрах — нормальное явление в современной науке и необходимое условие профессионального становления и роста ученого.

Проблема оптимума возрастной структуры научного сообщества имеет и другие, более «приземленные» аспекты: невысокие зарплаты и пенсии, личные амбиции, стремление подольше находиться «у власти», несовершенство документов, регламентирующих управление сферой науки, и др. В структурной динамике современного научного сообщества существует еще одна важная тенденция — его феминизация. Сложно определить оптимальную половозрастную пропорцию в научном сообществе в целом, поскольку в дисциплинарном плане она существенно различается.

Более отчетлива картина структурогенеза, складывающаяся под воздействием социально-экономических факторов. Так, молодые исследователи имеют возможность уйти из науки в сферу наукоемкого производства, чтобы стать научными консультантами крупной компании, ее представителями на уровне деловой коммуникации и др. Наиболее эффективным (хотя и рискованным) вариантом оказалось участие в работе венчурных фирм, занимающихся инновационной деятельностью в сфере производства на основе новейших научных разработок. Соответственно уменьшается доля тех, кто остается непосредственно в сфере исследовательской работы, уходит во внутринаучную бюрократию или на преподавательскую работу в учреждения образования. Сложные состав и структура научного сообщества сопряжены со специфическими формами коммуникации в науке, в свою очередь определяющими стиль управления ею, формы сотрудничества и конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: