double arrow

Наука и образование. Эволюция образовательных парадигм в истории культуры. Современные стратегии развития образовательных технологий.

Образование -: 1. совокупность образовательных учреждений, которые вместе с управленческой инфраструктурой составляют систему образования данного общества; 2. процесс трансляции, освоения и воспроизводства культуры, которая понимается как упорядоченный социальный опыт. Культура обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. вступает как механизм социальной наследственности, социальной памяти. Образование как институт культуры выступает как один из каналов внебиологического наследования социального опыта ;3. результат образовательной деятельности, воплощенный в понятии “ образованность ” (сертифицированный результат деятельности, определенный уровень освоения социального опыта).

процессы, происходящие в образовании, оказываются напрямую связанными с теми изменениями, которые происходят в обществе. Данная зависимость находит свое выражение в понятии “ социокультурный тип образования ” (исторический тип образования). - общая характеристика образования, вписанного в конкретный социальный и культурный контекст. Это совокупность 1. образовательных целей и ценностей данного общества; 2. социально значимых представлений о результатах образовательной деятельности, выраженные в идеале образованности; 3. содержания образования и способов его отбора; 4. типа коммуникации в образовательном процессе; 5. характера институциализации образования.

каждому обществу соответствует определенный тип образования, поскольку цели образования - социальные цели, а образование - механизм подготовки человека к условиям совместного существования в обществе.

Социокультурный тип образования определяется системой ценностей общества. Например, такой главной ценностью в системе образования Германии является наука, в Англии - формирование гражданина, закалка характера, во Франции - прежде всего прикладное знание, техника и т.д.

Каждое общество имеет свой идеал образованности, сформировать который и есть плавная цель образования. т идеал определяется социальными потребностями. - социально значимые представления о наиболее желательных результатах образования, т.е. такой системе достижений учащихся, которая соответствует состоянию общества и способствует его динамике.

Античный идеал образованности выражался в понятии “ гражданин ”, и он включал в себя гражданские добродетели свободного человека (чувство долга, ответственность, защита родины), знание философии, музыки, ораторского искусства, физическое совершенствование. Гуманистический идеал эпохи Возрождения понимается как широкая всесторонняя образованность. Идеал Нового времени выдвигает на первый план профессиональное знание. В наше время идеал включает в себя профессионализм, общую культуру, планетарное мышление, культурный плюрализм.

Для обозначения тех кардинальных изменений, которые происходят сегодня в образовании, достаточно часто употребляется понятием “ образовательная парадигма ”. Парадигма - одно из ключевых понятий современной философии науки. Ввел его в науку Томас Кун. Парадигма - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

Кун выделяет 2 периода в развитии науки: нормальная наука - период накопления знаний, устойчивая традиция; научная революция - качественный скачок, ломка существующей традиции – смена парадигмы; а следовательно, развитие науки носит дискретный, прерывистый характер. Кун: парадигмальность присуща не только науке, но и другим сферам культуры - образованию. Любая сфера культуры - сочетание традиций и новаций. Традиции отвечают за сохранность культуры, ее стабильность и тождественность себе на различных этапах истории. Новации отвечают за развитие, взаимодействие с другими культурами. Образовательная парадигма - совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. парадигмы: В европейской культуре знаниевая имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучен ия. Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека. Основным положением - идея трансляции учащимся идеи «готовых» знаний, умений и навыков, при м сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры. Сущность технократической - в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта. При м процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами. Основная особенность - преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями. Гуманистическая. Человек является высшей ценностью. Парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека». Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания. При м личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов. В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер. В рамках личностно-ориентированной (антропологической) человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: