№ 2. Истец Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми обратилось в суд с иском к Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ (ОАО) (далее ОАО АК Сбербанк РФ) о признании действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, о прекращении этих действий, и просило: 1) признать действия ответчика по включению в кредитные договоры, заключаемые физическими лицами, условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, незаконными в отношении неопределенного круга лиц; 2) обязать Ответчика прекратить противоправные действия по включению в кредитные договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителей:
- о взыскании с заемщиков (заемщиков) единовременного платежа (тарифа) за обслуживание ссудного счета, за выдачу кредита;
- об установлении периода сроком на три месяца с даты, следующей за датой выдачи кредита, в течение которого заемщику (заемщикам) запрещено проводить досрочное погашение кредита; согласно которому датой погашения задолженности по кредиту (кредита, процентов, процентов за пользование кредитом, неустойки) является помимо прочего дата поступления денежных средств на счет кредитора;
- о праве банка в одностороннем порядке производить повышение процентной ставки по договору;
- о рассмотрении споров по договору в суде по месту нахождения кредитора;
3) обязать ответчика привести тексты типовых форм кредитных договоров в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, исключив из них условия, ущемляющие установленные законом права потребителей:
- о взыскании с заемщиков (заемщиков) единовременного платежа (тарифа) за выдачу кредита;
- об установлении периода сроком на три месяца с даты, следующей за датой выдачи кредита, в течение которого заемщику (заемщикам) запрещено проводить досрочное погашение кредита, согласно которому, датой погашения задолженности по кредиту (кредита, процентов за пользование кредитом, неустойки) является помимо прочего дата поступления денежных средств на счет кредитора;
- о праве банка в одностороннем порядке производить повышение процентной ставки по договору;
- о рассмотрении споров по договору в суде по месту нахождения кредитора.
4) обязать ответчика, при удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Республике Коми в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом довести решение суда до сведения потребителей.
В обоснование заявленных требований, истец ссылался на то, при проведении плановой проверки АК Сбербанка России (ОАО) в лице филиала Коми Отделения N 8617 было установлено, что ответчиком были нарушены требования действующего законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей, посредством включения в заключенные с гражданами договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, а именно, в представленные типовые формы договоров кредитования ответчиком были включены условия, ущемляющие права заемщиков - физических лиц, по сравнению с правами, установленными законом, которые могут повлечь дополнительные расходы со стороны заемщика при исполнении договоров.
Кроме того, истец также полагал, что в типовые формы кредитных договоров АК Сбербанка РФ "Автокредит", "Молодая семья", "На цели личного потребления" были включены условия, ущемляющие права потребителей, установленные законом.
Представитель истца в суде исковые требования поддержала.
Представитель ответчика АК Сбербанка России (ОАО) просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам письменных возражений.
Как суд должен решить данное дело.
Задание:
1. Сделайте письменно анализ следующего документа: «Обзор практики рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений, с участием органов Федеральной антимонопольной службы» (одобрен президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа 21.08.2009).
Нормативно-правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в ред. от 08.12.2011 // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 01.05.2012.
2. Положение о федеральном Агентстве по туризму: утверждено постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 901 // СЗ РФ.- 2005 - № 2 - Ст. 159
3. Об утверждении системы классификации и других средств размещения: приказ Ростуризма от 21.07.2005 № 86 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - 2005 -№ 38.
4. О судебной практике: письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2008 № 01/7687-8-27 // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 01.05.2012.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богдан, В. Роль органов местного управления в защите прав потребителей / В. Богдан // Российская юстиция. – 2003. – № 7. // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 01.05.2012.
2. Лебедева, Н. В. Безопасность туризма в свете запретов Роспотребнадзора / Н. В. Лебедева // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009 - № 5 // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 01.05.2012.
3. Сервис на транспорте: учебное пособие для вузов / под ред. В. М. Николашина. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 272 с.