Развлекать — не возвратный глагол

 

Попытаемся уточнить понятие "развлечение". В русском языке существует множество слов, которые по смыслу близки к "развлечению" — "игра", "досуг", "потеха", "забава", "веселье". Вряд ли требовалось бы столько слов для обозначения одного и того же. Однако обращение к толковым словарям не проясняет этот вопрос: представленное в них разъяснение терминов "отдых", "досуг", "свободное время", "развлечение", по существу, не проводит между ними никаких отличий.

Пожалуй, можно говорить о широком (бытовом) и узком (специально-научном, профессиональном) значениях термина "развлечение". В основе большинства теорий лежат абстракция и метафора. Абстракция позволяет отвлечься от случайных значений слов и несущественных признаков явлений, а метафора помогает выразить квинтэссенцию проблемы, причем выразить наглядно, ассоциативно.

Наиболее подходящей к данному случаю представляется метафора "культуры как игры" (или "игры как культуры"), предложенная Й. Хёйзингой. Его концепция принимается не всеми учеными. Вероятно, потому, что ее очень трудно применять к конкретному анализу: если ученый не обладает высоким творческим потенциалом и профессиональной эрудицией, выводы часто получаются банальными, бездоказательными. С другой стороны, у Хёйзинги было немало единомышленников и сторонников, среди которых Г. Гессе, Х.-Г. Гадамер, М.М. Бахтин, Ж. Бодрийяр, а также большинство фи-

 

Sub specia (лат.) — с точки зрения.

1 См., например, Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М, 1991; Хоркаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М., 1997.

© Социологические исследования, 2008, № 1 107


лософов и ученых постмодернистского направления, где понятию игры отводится ключевое место.

Суть феномена игры точнее всего выражается понятием "двумирности" сознания, в котором совмещаются реальный и воображаемый планы деятельности. С антропологической точки зрения, игра выступает как свободная манипуляция возможностями (и невозможностями), представляющими динамические аспекты бытия и раскрывающими творческие способности индивида. В своей абстрактной форме игра не несет никакого позитивного культурно-нравственного смысла (ведь животные тоже играют!) и в самых глубинных основаниях выступает как явление асоциальное. На имморалистскую природу игр и развлечений указывали Платон, Конфуций, Ф. Ницше, 3. Фрейд, Г. Маркузе, но, пожалуй, ярче всего это показал маркиз де Сад. Развлечение, как и любая игра, находится "по ту сторону" человеческой морали, на стороне "принципа удовольствия", поэтому оно может выполнять по отношению к индивиду и обществу не только конструктивную, но и деструктивную роль. Альтернативой всеобщей "играизации"2 действительности является сохранение по отношению к играм и развлечениям рациональной дистанции, самоконтроля, удержание игровой стихии в рамках социальных норм и правил, что и вводит развлечение в мир культуры, придавая ему принятые в обществе смыслы и значения.

Однако понятия игры недостаточно для понимания специфики развлечения. Помимо развлекательных игр существуют игры познавательные, развивающие, деловые, психотерапевтические. Например, понятие биржевой игры, также с большой натяжкой можно отнести к развлечениям. Суть предлагаемого нами дополнения к концепции Хёйзинги можно кратко выразить формулой: "развлекать — не возвратный глагол". Если сравнивать развлечение с похожими явлениями, вроде игры, потехи, забавы, специфику его можно усмотреть в социально опосредованном характере развлекательной деятельности. Человек не может развлекать себя сам, то есть развлекаться. Он может в одиночку играть, забавляться. Однако для развлечения необходим Другой, который будет заботиться о наших удовольствиях и наслаждениях, кто умеет это делать лучше нас. В общем случае, для развлечения нужен профессионал или человек компетентный: массовик-затейник, артист, телеведущий, экскурсовод, крупье в казино, официант в ресторане и т.п. В слове "развлечение" есть приставка "раз", указывающая на тенденцию к внешней экспансии этого вида деятельности.

Чтобы пояснить нашу мысль, обратимся к примерам. Развлекался ли царь Петр I, когда стриг бороды боярам, опаивал их водкой и заставлял изображать священников? Скорее, он потешался, но не развлекался, а развлекаться он ездил в Немецкую слободу к Францу Лефорту и Анне Монс. Развлекается ли человек, когда покупает в магазине или берет в библиотеке книгу, а потом читает ее дома? Тут многое зависит от целевой установки читателя и от характера книги, но неизменна решающая роль книгопродавца или библиотекаря в успехе его намерений. Если человеку захочется развлечься, они обязаны ему помочь.

Может показаться, что мы совершаем насилие над русским языком, вводя запрет на использование возвратной формы глагола "развлекать". Однако от читателей не требуется относиться к такой грамматической игре слишком серьезно. Предлагается провести мысленный эксперимент: что бы произошло, если бы такое правило существовало? На наш взгляд, данный эксперимент оправдывает себя тем, что удается выявить и подчеркнуть существенную особенность развлечения, отличающую его от других игровых видов деятельности — необходимость социальных посредников, зависимость развлечения от общественно организованных форм деятельности.

Развлечение имеет смысл рассматривать как особый вид целевой коммуникации. Развлекаясь, некто присваивает себе опыт и профессиональную компетенцию Другого с целью удовлетворения индивидуальных желаний, которые вовсе не считает витально
необходимыми, а скорее склонен рассматривать как украшение собственной жизни. В результате возникает асимметричное отношение, подобное описанному Ж.-П. Сартром отношению "господина" и его "раба" [6]. На одной стороне находятся жажда удовольствий, индивидуальная свобода и неопределенность выбора, на другой — компетентность, готовность услужить и социальная зависимость. Однако, как возможно, чтобы такое отношение стало нормой и ценностью? Чтобы разобраться с этим парадоксом, совершим экскурс в историю культуры.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: