Сечение I-I
Определяем амплитуды напряжений и среднее напряжение цикла, МПа:
МПа
МПа
Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении, МПа:
Где и -пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения: МПа, МПа.
и -коэффициенты снижения предела выносливости:
Где и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений:
и .
и -коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения. Значения коэффициентов находим по табл. 12.13[ см.3, стр. 281] графа «Кручение для всех сталей и изгиб для легированной стали») в зависимости от диаметра .
При несовпадении значения с табличными значениями диаметра вала применяем формулу интерполяции:
и - коэффициенты влияния качества поверхности:
и .
- коэффициент влияния поверхностного упрочнения:
Рассчитываем пределы выносливости вала и с точностью до второго знака.
;
;
МПа;
МПа.
Далее определяем коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям:
Где - коэффициент чувствительности к асимметрии цикла касательных напряжений:
|
|
, при этом .
Коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении:
Сечение II-II
Определяем амплитуды напряжений и среднее напряжение цикла, МПа:
Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении, МПа:
; .
Где МПа, МПа.
Коэффициенты снижения предела выносливости:
; .
Для оценки концентрации напряжений в местах установки на вала деталей с натягом используем отношения [ см.3 табл. 12.19 для σВ = 900 МПа] в зависимости то диаметра вала под подшипник
; .
Коэффициенты влияния качества поверхности:
Коэффициент влияния поверхностного упрочнения: . Для повышения пределов выносливости вала участки вала под подшипник подвергают накатке роликами или дробеструйному наклепу.
Рассчитываем пределы выносливости вала и с точностью до второго знака.
МПа;
МПа.
Далее определяем коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям:
Где - коэффициент чувствительности к асимметрии
цикла касательных напряжений, при этом .
Коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении:
Вывод: статическая прочность входного вала и сопротивление усталости обеспечены в обоих опасных сечениях: .