Эпюры внутренних силовых факторов для входного вала представлены на рис. 4.3, при этом крутящий момент численно равен вращающему:
Рис. 5.3 Эпюр ВСФ для выходного вала
Из рассмотрения эпюр внутренних силовых факторов и конструкции выходного вала следует, что опасными являются сечения:
I-I- место установки на вал зубчатого колеса. Установка выполнена на вал диаметром dk = 40 мм с применением шпоночного соединения. Сечение нагружено изгибающим и крутящим моментами; концентратор напряжений – паз на валу под шпонку;
II-II- место установки на вал подшипника в опоре 2: сечение нагружено изгибающим и крутящим моментами; концентратор напряжений - посадка с натягом внутреннего кольца подшипника на вал.
Определение силовых факторов
Сечение I-I
Изгибающие моменты, Нм:
- в горизонтальной плоскости (XOZ):
- в вертикальной плоскости (YOZ):
- момент от консольной силы:
Нм
Суммарный изгибающий момент, Н м:
Крутящий момент, Н м:
Нм
Сечение II-II
Изгибающий момент, Н м:
Крутящий момент, Н м:
Геометрические характеристики опасных сечений
Сечение I-I
- момент сопротивления сечения на изгиб;
- момент сопротивления сечения на кручение;
- площадь сечения;
Здесь - диаметр вала под зубчатое колесо.
Сечение II-II
Здесь - диаметр вала под внутреннее кольцо подшипника.
Расчет вала на статическую прочность
Сечение I-I
Напряжения изгиба с растяжением (сжатием) и напряжения кручения , МПа:
Где - коэффициент перегрузки
Частные коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
Где - предел текучести по нормальным напряжениям для материала шестерни: МПа;
- предел текучести по касательным напряжениям: МПа.
Общий коэффициент запаса прочности по пределу текучести:
Сечение II-II
Напряжения изгиба с растяжением (сжатием) и напряжение кручения , МПа:
Частные коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
Общий коэффициент запаса прочности по пределу текучести: