Во-первых, создание теории управления МС позволяет вести более целенаправленные исследования по

 определению оптимальной организационной структуры МС, эффективному функционированию системы управления МС, а также развивать средства управления и создавать базовые программно-технические средства автоматизации деятельности военных медицинских частей и подразделений.

Во-вторых, формирование теории управления МС обеспечивает практическую реализацию системного подхода при совершенствовании управления МС, т.е. позволяет рассматривать управление не односторонне, а в совокупности с другими аспектами практической деятельности.

И, наконец, в-третьих, без создания методологических основ теории управления трудно сохранить системность в преподавании управления МС как комплексной учебной дисциплины, вести целенаправленную разработку программно-учебных материалов.

Исследования показывают, что 95% неудач в любой целенаправленной деятельности организации связаны со слабостью управления. Это обусловлено управленческой некомпетентностью начальника (45%), пренебрежением служебными обязанностями (3%), отсутствием опыта работы в данной области (9%), отсутствием опыта руководящей работы (18%) и недостаточностью специальных знаний (20%). Поэтому высокий уровень подготовки всех категорий специалистов МС в области теории и практики управления является необходимым и насущным требованием.

Необходимое условие совершенствования теории управления МС – точное понимание объекта, предмета и задач исследования, функций, принципов, моделей и подходов в управлении, методов управления.

Под термином «управление» следует понимать целенаправленную деятельность руководителя по достижению конкретной цели, поставленной перед подчиненной данному руководителю организацией. В свою очередь организация – это группа людей, действующих в рамках единой целевой установки и выполняющих определенные функции для ее достижения.

Управление как наука изучает объективные закономерности организации и функционирования социального управления и разрабатывает пути, средства и методы повышения его эффективности. Объектом науки управления является управление как определенный самостоятельный вид человеческой деятельности, характеризующийся специфическими общечеловеческими отношениями. Предметом науки управления – общие и специфические черты, присущие управлению.

Среди функций управления выделяют общие, обеспечивающие и специальные.

Общие: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; мотивация; контроль.

Обеспечивающие: кадровая, идеологическая, материально-техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизводственная и др;

Специальные определяются в зависимости от сферы использования.

Общими принципами управления являются: разделение труда; власть – ответственность; организационная дисциплина; единоначалие, единство руководства; подчинение частных интересов общим; мотивация персонала; централизация – децентрализация, иерархия; справедливость и уважение прав человека; постоянство и единение состава и персонала; законность и научность; гуманность и гласность.

Представление процесса руководства организацией в виде модели управления позволят выделить кибернетическую и иерархическую модели.

Для кибернетической модели управления характерны:

наличие цели;

наличие объекта управления, который может достичь цели;

наличие субъекта управления, который обеспечивает достижение цели;

наличие управленческой и обратной связей, позволяющих субъекту управления осуществлять функции управления, а объекту управления своевременно реагировать и передавать информацию о степени достижения цели.

Для иерархической модели управления характерна, многоуровневая структура управления:

законодательный (нормативно-правовой) уровень;

управленческий уровень;

технический уровень;

исполнительный уровень.

Очередность и способ принятия решения и их выполнение обуславливают существование определенных подходов в управлении. На современном этапе развития управления наибольшее практическое применение нашли «ситуационный» и «системный» подходы.

Ситуационный подход представляет собой интеграцию и обобщение всего накопленного опыта, где центральным является конкретный набор обстоятельств, который существенно влияет на организацию в конкретное время.

При системном подходе процесс управления рассматривается как совокупность принятых решений, распространяющихся на все элементы и связи единой системы. Системный подход исходит из положения, что любую организацию или процесс можно рассматривать как систему – совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных связях друг с другом и образующих целостное единство.

Принципами системного подхода являются:

принцип цели – ориентирует на то, что, прежде всего, необходимо выявить цель или предназначение системы;

принцип целостности – ориентирует на то, что изучаемый объект следует рассматривать как нечто целое по отношению к окружающей среде;

принцип сложности – указывает на необходимость рассматривать объект как сложную совокупность рассматриваемых объектов, находящихся в разнообразных связях между собой и окружающей средой;

принцип сохранения свойств – указывает на то, что каждому элементу присущи явления изменчивости, а потому он должен рассматриваться только с позиции сохранения определенных свойств;

принцип выявления сложного в простом и простого в сложном – указывает на то, что целью исследования должны стать свойства и связи элементов системы;

принцип историзма – указывает на то, что каждый объект следует рассматривать как с исторической точки зрения, так и с точки зрения исследования.

В управленческой деятельности используются познавательно-программирующие и организационно-регулирующие методы управления.

Познавательно-программирующие применяются на стадии обоснования и выработки управленческого решения и включают: аналитический метод, методы прогнозирования, планирования, оптимизации управленческого решения, познания, анализа, синтеза, индукции, дедукции и логический метод.

Организационно-регулирующие методы используются на стадии организации исполнения управленческого решения и заключаются в убеждении и принуждении подчиненных.

Убеждение – метод воздействия на сознание и поведение управляемых объектов, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных, поощрительных мероприятий с целью обеспечения должного поведения, управляемого объекта.

Принуждение – метод волевого воздействия на управляемый объект в форме ограничений (лишений) личного, организационного и материального характера, то есть создание для него неблагоприятных последствий, необходимых для обеспечения должного поведения управляемого объекта.

Эти методы могут быть использованы в различных областях социальных отношений: административных; экономических; социально-психологических.

Управление медицинской службой – это целенаправленная деятельность начальников медицинской службы, командиров (начальников) военных медицинских частей и подразделений по поддержанию в постоянной боевой готовности подчиненных им сил и средств, подготовке их к медицинскому обеспечению боевых действий войск и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Содержание управленческой деятельности начальника медицинской службы заключается в повседневном руководстве подчиненными силами и средствами, направленном на оптимальное их применение при решении задач медицинского обеспечения войск. Основными составляющими управленческой деятельности начальника медицинской службы являются:

уяснение и уточнение стоящих задач;

сбор и обработка необходимой информации;

принятие решения;

планирование и организация проведения запланированных мероприятий;

мотивация подчиненных;

контроль выполнения отданных распоряжений.

Решение – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать для обеспечения эффективного функционирования всей системы медицинского обеспечения как в мирное, так и в военное время. Решение вырабатывается:

на основе анализа положения дел на местах;

в соответствии со стоящими задачами;

в соответствии с решением командира (старшего начальника);

в соответствии с требованиями правовых актов, регламентирующих деятельность медицинской службы.

Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всего личного состава медицинской службы для достижения целей и задач, решаемых медицинской организацией.

Планирование работы медицинской службы осуществляется на строго определенный календарный период (год, период обучения, месяц) или период ведения боевых действий по главным разделам ее деятельности с учетом конкретных особенностей (учебно-боевой подготовки, хозяйственной деятельности, времени года, дислокации воинской части) и решения предстоящих задач.

Функция мотивации – создание внутреннего побуждения к действиям, которое заключается в том, чтобы весь личный состав медицинской службы с наибольшей отдачей выполнял служебные обязанности в соответствии со штатным предназначением и планами работ.

Исследования в области поведенческих наук демонстрируют несостоятельность чисто идеологического и тем более чисто экономического (денежного) подхода. Опытные руководители медицинской службы осознают, что мотивация в современных условиях, является результатом сложной совокупности духовных, физических, экономических потребностей человека, которые могут меняться. В настоящее время мы понимаем, что для того чтобы мотивировать личный состав медицинской службы на эффективное и высококачественное выполнение задач, руководителю необходимо определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ удовлетворения этих потребностей за хорошую работу.

Контроль выполнения отданных распоряжений – это процесс обеспечения лучших результатов работы медицинской службы методом проверки. Однако контроль в системе управления осуществляется не столько с целью проверки работы, сколько для обеспечения соответствующих (лучших, нормативных) результатов деятельности медицинской службы.

Выделяют следующие аспекты управленческого контроля:

установление стандартов (нормативов) – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени при соответствующих затратах и с учетом требований законов, приказов, указаний, директив и других официальных документов;

измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами, что позволяет определить количественную оценку деятельности и установить существующие проблемы, а также своевременно предпринять действия для коррекции существенных отклонений от первоначального стандарта, норматива.

Помимо указанного выше реализация начальником медицинской службы на практике главных функций управления предполагает:

поддержание в высокой боевой готовности подчиненных медицинских подразделений соединений и воинских частей, военных медицинских частей и подразделений;

целенаправленную работу с кадрами – воспитание, обучение и расстановку медицинского персонала;

взаимодействие медицинской службы с другими службами ВС, органами и организациями здравоохранения;

ведение установленных форм документов медицинского учета и отчетности;

обобщение опыта работы медицинской службы и внедрение в практику деятельности медицинской службы передовых форм и методов медицинского обеспечения.

В условиях современной войны значение постоянного и надежного управления медицинской службой резко возросло, а условия его осуществления – усложнились. Это предъявляет ряд требований к управлению МС.

Устойчивость управления медицинской службой определяется способностью начальника медицинской службы выполнять свои функции по управлению подчиненными силами и средствами, заключающиеся в постоянном влиянии его на действия сил и средств медицинской службы.

Непрерывность управления медицинской службой состоит в постоянной связи с руководимыми силами и средствами.

Устойчивость и непрерывность управления медицинской службой достигаются:

постоянным знанием реально сложившейся обстановки;

правильным уяснением задач, поставленных командиром соединения (воинской части) и вышестоящим начальником медицинской службы;

своевременным принятием решения;

четкой постановкой задач подчиненным;

наличием связи с подчиненными, командиром соединения (воинской части) и вышестоящим начальником медицинской службы, обеспечением надежности ее работы.

Оперативность управления медицинской службой заключается в способности начальника медицинской службы выполнять возложенные на него задачи в ограниченные сроки. Оперативность достигается:

постоянным знанием и всесторонней оценкой обстановки;

своевременным реагированием на ее изменения и уточнением принятого решения;

своевременностью постановки задач подчиненым;

умением применять наиболее целесообразные методы работы и выполнять поставленные задачи в установленные сроки.

Скрытность управления медицинской службой заключается в сохранении в тайне от противника всех мероприятий, связанных с подготовкой и ведением боя, а также мероприятий по подготовке и осуществлению медицинского обеспечения боевых действий войск. Скрытое управление отданных распоряжений достигается:

использованием для постановки задач подчиненным личного общения;

доведением до подчиненных только тех данных обстановки (решения), которые необходимы для выполнения стоящих задач;

соблюдением правил и порядка переговоров по техническим средствам связи;

применением документов ручного кодирования и кодированных топографических карт;

использованием таблиц позывных должностных лиц и узлов связи;

воспитанием у военнослужащих персональной ответственности за сохранение в тайне доверенных секретов.

Твердость управления медицинской службой заключается в решительном и настойчивом проведении в жизнь принятого решения. Она характеризуется, прежде всего, личными качествами руководителя и обеспечивается четкой постановкой задач исполнителям, контролем за ходом их выполнения, оказанием помощи, высокой требовательностью к подчиненным.

Гибкость управления медицинской службой – это быстрое и правильное реагирование на изменение обстановки.

Квалифицированность управления медицинской службой подразумевает глубокое знание руководителем теории и практики медицинского обеспечения.

Таким образом, оптимальное управление медицинской службой может быть достигнуто при следующих условиях:

обязательном и своевременном информировании начальника медицинской службы командиром и вышестоящим начальником медицинской службы о предстоящих задачах и способах решения их выполнения (в части, касающейся медицинской службы);

быстром и четком реагировании начальника медицинской службы на изменения медицинской обстановки и внесении изменений в ранее принятое решение;

своевременном принятии начальником медицинской службы обоснованного решения по медицинскому обеспечению на основе тщательного изучения особенностей боевой подготовки, быта военнослужащих и условий их размещения;

наличии хорошо налаженной и действующей системы связи с подчиненными;

систематической проверке своевременности и качества выполнения поставленных задач;

объективной оценке эффективности проводимых мероприятий по реализации решения;

постоянном взаимодействии с командованием, службами тыла, республиканскими органами государственного управления в районе размещения соединений и воинских частей.

В своей деятельности по управлению подчиненными силами и средствами начальник медицинской службы соединения (воинской части) может использовать различные методы работы.

Метод параллельной работы является основным. Он применяется при ограниченных сроках подготовки соединения (воинской части) к предстоящему бою и обеспечивает одновременную (параллельную) работу различных звеньев медицинской службы по организации медицинского обеспечения. При параллельном методе работы деятельность начальника медицинской службы по подготовке к медицинскому обеспечению осуществляется на основе полученных предварительных распоряжений командира соединения (воинской части), заместителя командира соединения (воинской части) по тылу и вышестоящего начальника медицинской службы. После ознакомления с их решениями начальник медицинской службы уточняет свое решение на организацию медицинского обеспечения и ставит задачи подчиненным.

Метод последовательной работы применяется при наличии достаточного времени на подготовку к медицинскому обеспечению. При последовательном методе работы деятельность начальника медицинской службы по принятию решения и организации медицинского обеспечения начинается после ознакомления с решением командира соединения (воинской части), заместителя командира соединения (воинской части) по тылу и вышестоящего начальника медицинской службы и затем проводится в подчиненных военно-медицинских частях и подразделениях соединения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: