Практическое занятие №2

Методические рекомендации для выполнения

Самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Занятиям по фармакологии

 

(Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)

 

 

Владикавказ 2009



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНИЯТИЕ № 1.

Тема занятия: ВИТАМИНЫ.

Студент должен знать: Литература:
1.Классификация витаминных препаратов. Витамины группы В: роль в обмене веществ, влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы, ЖКТ, кроветворение, процессы регенерации. Клиника гипо- и авитаминозов. Применение, побочные эффекты. 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 463-470 2. Чочиева А.Р. Лекарственные средства, влияющие на функции вегетативной нервной системы / Под ред. д.м.н. Болиевой Л.З. // Учебно-методическое пособие для студентов. Гриф УМО №17-28/676 от17.12.2008. Владикавказ.- 2008.
2. Аскорбиновая кислота, рутин(витамин Р), фолиевая кислота: фармакологические эффекты, терапевтическое применение, клиника гипо- и авитаминозов. Побочные эффекты. 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 472, С.470 2. Там же.
3. Витамин А: фармакологические эффекты, терапевтическое применение, клиника гипо- и гипервитаминоза. 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 474 2. Там же
4. Витамин К: фармакологические эффекты, терапевтическое применение, клиника гипо- и гипервитаминоза. 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 480 2. Там же. С. 29-30, 32.
5. Витамин Е: фармакологические эффекты, терапевтическое применение, клиника гипо- и гипервитаминоза. Витамин D: фармакологические эффекты, терапевтическое применение, клиника гипо- и гипервитаминоза 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 479  
Студент должен уметь: Литература:
Выписывать рецепты на препараты изучаемых групп Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 4-5.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

I. Ретинол:

1) является водорастворимым витамином; 2) применяется при гемералопии; 3) образуется в кишечнике из каротина; 4) стимулирует эпителизацию, применяется при трофических язвах; 5) имеет синоним «кальциферол»; 6) применяется при рахите.

                                                             ____________________________

 

II. Эргокальцеферол:

1) имеет стероидное строение; 2) образуется в толстом кишечнике под влиянием микроорганизмов; 3) применяется для профилактики и лечения рахита; 4) является активным антиоксидантом; 5) регулирует обмен кальция и фосфора в организме; 6) разрушается под воздействием ультрафиолетовых лучей; 7) при передозировке может вызвать кальцификацию стенок сосудов и клапанов сердца.

                                                             ______________________________

 

III. Применение токоферола основано на следующих свойствах:

1) стимуляция образования зрительного пурпура; 2) активация перекисного окисления липидов; 3) антиоксидантное действие; 4) стимуляция спермато- и овогенеза; 5) расщепление половых гормонов.

                                                             ______________________________

 

IV. Отметьте фармакологические эффекты, свойственные тиамину:

1) кардиотонический, связанный с улучшением утилизации глюкозы; 2) нейротропный за счет улучшения углеводного обмена в нервной ткани; 3) гипогликемический, обксловленный улучшением утилизации глюкозы; 4) иммунодепрессивный, связанный с подавлением дифференцировки стволовых клеток; 5) антиоксидантный, связанный с нарушением перекисного окисления липидов.

                                                             ______________________________

 

V. Для пиридоксина характерно:

1) влияет на обмен аминокислот; 2) обладает кардиотоническим действием; 3) угнетает лейко- и эритропоэз; 4) активирует синтез протромбина в печени; 5) применяется для профилактики осложнений при применении изониазида; 6) активная форма образуется в коже под воздействием солнечных лучей.

                                                             ______________________________

VI. Аскорбиновая кислота (витамин С):

1) активирует синтез глюкокортикоидов; 2) способствует повышению проницаемости капилляров; 3) стимулирует обмен углеводов, усиливая окисление глюкозы; 4) увеличивает адаптационные способности организма; 5) ингибирует активность окислительно-восстановительных процессов.

VII. Витамины, синтезируетмые в организме:

1) холекальциферол; 2) токоферол; 3) филлохинон; 4) рибофлавин; 5) никотинамид; 6) аскорбиновая кислота.

                                                             ______________________________

VIII. Тиамин:

1) имеет активную форму – тиамина фосфат (кокарбоксилазу); 2) участвует в основном в углеводном обмене; 3) участвует преимущественно в белковом обмене; 4) участвует в основном в минеральном обмене; 5) применяется при невритах, парезах; 6) применяется при артритах, артрозах.

                                                             ______________________________

IX. Пиридоксин:

1) участвует преимущественно в белковом обмене; 2) участвует в основном в углеводном обмене; 3) участвует в основном в минеральном обмене; 4) увеличивает синтез тиамина; 5) применяется при длительном назначении изониазида.

                                                             ______________________________

 

X. Кислота фолиевая:

1) участвует в синтезе пуринов; 2) участвует в синтезе пиримидинов; 3) участвует в синтезе цианокобаламина; 4) применяется при злокачественной анемии; 5) применяется при лейкозах; 6) участвует в углеводном обмене.

 

ВЫПИСАТЬ:

1. Витаминный препарат при полиневрите.

2. Витаминный препарат, понижающий проницаемость сосудистой стенки.

3. Витаминный препарат для лечения ксерофтальмии.

4. Витаминный препарат, регулирующий фосфорно-кальциевый обмен.

5. Витаминный препарат при передозировке антикоагулянтов непрямого действия.



Практическое занятие №2.

Тема занятия: СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ.

Вопросы для проверки базового уровня знаний:

1. Физиология  пищеварительной системы.

2. Механизмы регуляции функций ЖКТ.

3. Основные причины и виды нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта (выработки и выделения пищеварительных секретов, моторики, всасывания, экскреции).

Студент должен знать: Литература:
1. Классификацию, механизм стимулирующего действия на желудочную секрецию и показания к применению горечей. 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 352-359. 2. Болиева Л.З., Чочиева А.Р., Бязрова С.С. Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов, воспаление и метаболизм // Учебно-методическое пособие для студентов. Гриф УМО №17-28/676 от17.12.2008. Владикавказ.- 2008.
2. Механизм действия, показания к назначению анорексигенных средств. 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С.351.
3.Основные группы препаратов для лечения ЯБ желудка, их отличительные особенности и противопоказания; 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 353. 2. Там же.
4. Особенности действия рвотных средств центрального действия. Рвотные препараты растительного происхождения. Значение в терапии острых отравлений. 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 364.  
5. Противорвотные препараты из группы холиноблокаторов, блокаторов дофаминовых и серотониновых рецепторов, механизмы действия, применение. 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 366.  
6.Классификацию и принципы действия холеретиков, холекинетиков и холеспазмолитиков; 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 371.
7.Классификацию и механизм действия средств, применяющихся при нарушениях моторной функции ЖКТ, показания к применению и выбор препаратов при различных нарушениях эвакуаторной функции кишечника. 1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник.- 8-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2005.- С. 373.  
Студент должен уметь: Литература:
Выписывать рецепты на препараты изучаемых групп Джиоев Ф.К., Басиева Т.С., Гонобоблева Т.Н. и др. Общая рецептура // Учебное пособие, гриф УМО-693 от 24.10.2007.- Владикавказ.- 2006.- С. 4-5.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: