КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
ФАКУЛЬТЕТ СПОРТА
Кафедра Специализация 023101-
Теории и методики Теория и методика
Плавания плавание
Королев Виктор Александрович
Группа 11к1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Кафедры ТиМ плавания
Пигиди Кристина Сергеевна
Краснодар 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ | 5 |
1.1. Особенности младшего школьного возраста | 5 |
1.2. Особенности формирования двигательных действий | 6 |
1.3. Контроль за качеством формирования двигательных действий | 9 |
1.4.Методика обучения детей 6-7 лет спортивным способам плавания | 12 |
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ | 21 |
2.1. Методика исследования | 21 |
2.2. Характеристика контингента | 25 |
2.3. Организация исследования | 25 |
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ | 27 |
3.1. Особенности изменение физической работоспособности у детей 6-7 лет | 27 |
3.2. Возрастные изменения показателей двигательных действий и физического развития под выполнением сложнокоординационных упражнений | 30 |
3.3. Влияние занятий плаванием на изменение психомоторных способностей | 37 |
ВЫВОДЫ | 43 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ | 45 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 46 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 53 |
Акт внедрения | 62 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В соответствии с основными направлениями реформы общеобразовательной школы осуществляется переход на обучение детей с шести лет в условиях общеобразовательного учреждения. Подготовка к раннему обучению по физическому воспитанию приобретает особую актуальность, так как определяет состояние здоровья, успехи в школе, гражданский статус в перспективе.
Гипотеза. Предполагается, что новый методический подход и оригинальные методики проведения занятия по психофизической подготовке повысят эффективность образовательного процесса в СОШ № 28 г. Краснодара. А также будет способствовать успешному освоению техники плавания (Васильченко М.А.,2000).
Предмет исследования. Уровень физической работоспособности, психомоторные и познавательные процессы у детей 6-7 лет.
Объект исследования. Процесс начального обучения.
Целью исследования, явилась, разработка методики физкультурно-оздоровительных занятий школьников с включением упражнений повышенной координационной сложности психотехнических игр для повышения их адаптационных возможностей к обучению в школе и освоению техники плавания.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень абсолютной и относительной работоспособности у детей 6-7 лет.
2. Разработка методики физкультурно-оздоровительного занятия с младшими школьниками.
3. Определить оздоровительную эффективность разработанной методики и проведенных оздоровительных занятий.
4. Установить взаимосвязь уровня развития психических и двигательных способностей с результативностью обучения плаванию.
Новизна результатов. Настоящее исследование раскрывает новые данные о современном уровне физического развития и двигательной координаций у детского контингента 6-7 лет; экспериментально обосновывает необходимость обучения детей этого возраста упражнениям повышенной координационной сложности и психомоторным играм в связи с положительным влиянием их на функциональное состояние и здоровье детей. А также повышение эффективности начального обучения плавания.
Научно-практическая значимость работы. Работа обогащает практику физического воспитания в школьных учреждениях методическими рекомендациями по проведению с детьми упражнений повышенной координационной сложности и общеразвивающих упражнений, особенностей освоения техники спортивных способов плавания. Наряду с теоретической значимостью, работа приобретает регионально-практическое значение, т.к. дает для использования в процессе школьного воспитания информацию о степени функционального и моторного развития детей младшего школьного возраста
Структура работы. Выпускная квалификационная работа специалиста по структурирована в соответствии с общепринятыми нормами и требованиями. Состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций и приложений. Материал изложен на 62 страницах, иллюстрирована работа 4 таблицами, 4 рисунками. проанализировано 88 источников литературы из них 5 иностранных.
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
I.I. Особенности младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст характеризуется периодом развития ребенка от 4 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. (С.И.Гальперин, 1965; В.И.Козлов, 1983).
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно - в начале он замедляется (до 4-6 см), а затем на 6-7 году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения) (А.А.Корепанов, Е.В.Демидова, 1991). Прибавка в весе также происходит неравномерно (за 4-й год ребенок прибавляет в среднем - 1,6 кг, а за 6-й - 2,5 кг) в среднем 2 кг (А.А.Корепанов, Е.В.Демидова, 1991).
Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, хотя становится более стойкими к механическому воздействию. Поверхности кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6-7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться. К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение в этом возрасте не закончено в нем еще много хрящевой ткани (М.Т.Матюшонок, 1971; Е.Б.Сологуб, Г.П.Винаградов, С.В.Никольская, 1993).
В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же положение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким к 6-7 годам (Д.А.Карбер, И.В.Дубровинская, 1983).
Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца и его расположение становится почти таким же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс к 5 годам до 100 ударов за одну минуту, к 7 годам до 85-90 ударов в одну минуту (С.И.Гальперин, 1965; А.А.Корепанов, Е.В.Демидова, 1991).
Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке. Уверенно начинают держать карандаш и рисовать различные предметы и животных. В этом возрасте дети достаточно определенно выражают различные эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. У ребенка к 6-7 годам определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления о правах и обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку (Д.А.Фарбер, И.В.Дубровинская, А.Г.Хроппова, Д.В.Колесов, 1982).